Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

1 Докладная записка о результатах проверки работы СВБ по Горьковскому району Омской области. Не позднее 1 апреля 1938 г. Автор — инструктор Омского обкома ВКП(б) Герасимов // ЦДНИОО. Ф. 17. On. 1. Д. 1435. Л. 27.

2 К примеру, характеристика сельсовета на проповедника баптистской общины с. Озеро-Красилово Косихинского района Западно-Сибирского края Гаврилюка Ва- силия Дмитриевича от 7 августа 1937 г. гласила: «Уклонялся от выполнения обяза- тельных платежей денежных и натуральных, за что был неоднократно подвергнут ад- министративным взысканиям. Особо рьяно проявил свою к-р. работу с утверждением сталинской конституции. Открыто начал пропаганду о равноправии кулаков, попов и проповедников, иронически повторял прочитанные лозунги». См.: ОСД УАД АК. Ф. Р.2.0п. 7. Д. 12807. Л. 4.

3 Эта позиция не исключает скепсиса и критического отношения к приводимым в справках количественным показателям последствий «антисоветской» деятельности верующих.

Красильников С. А. Серп и молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы. М., 2003. С. 98.

2 Политика раскрестьянивания в Сибири. Вып. 1. Этапы и методы ликвидации крестьянского хозяйства. 1930-1940 гг. / под ред. В. А. Ильиных, о. К. Кавцевич. Но- восибирск, 2000. С. 121.

о

Телеграмма Р. И. Эйхе и решение Политбюро опубликованы: Архивы Кремля. Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение. М., 2005. С. 667. Вместе с бапти- стами были высланы верующие, близкие к истинно православным христианам.

4 Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920-1930-е годы). Новосибирск, 2004. С. 371. Подробное рассмотрение вопроса: Савин А. И. К вопро- су об отказе уплаты налогов по религиозным убеждениям в конце 1920-х — середине 1930-х годов // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 2007. № 13. С. 207-218.

1 Об этом же свидетельствует статистика арестов верующих за 1945-1953 гг. См. Табл. 1.

2 См., к примеру: Garbe d. Zwischen Widerstand und Martyrium. Die Zeugen Jehovas im «Dritten Reich». München, 1999.

Активная деятельность НКВД по репрессированию верующих, поддержанная партийно-советским аппаратом, привела к тому, что к моменту окончания Большого террора евангельские конфессии на- ходились на грани уничтожения. В конце 1940 г. в Западной Сибири не было ни одной зарегистрированной баптистской общины. Общи- на евангельских христиан г. Новосибирска, распущенная властями в феврале 1941 г., оказалась, очевидно, последней легальной общиной этой церкви в Сибири.

Резюме

В результате проведенного исследования можно утверждать, что включение евангельских верующих в качестве целевой группы опера- ции НКВД по приказу № 00447 ни в коем случае не было спонтанным или случайным актом, а, напротив, являлось логическим завершени- ем устойчивой репрессивной традиции. Последняя сложилась в их отношении как «традиционных» врагов советской власти в 1920-х — первой половине 1930-х гг. и практиковалась партийно-советским ру- ководством и органами политической полиции все эти годы с разной степенью интенсивности.

Специфическими особенностями 1937 г., обусловившими повы- шенное репрессивное внимание властей к евангельским верующим, стали результаты переписи 1937 г. и выборы в Верховный Совет СССР, наглядно продемонстрировавшие нерешенность «религиоз- ного вопроса» в СССР и активность именно евангельских верующих, сумевших благодаря демократическим особенностям своего культа сохранить, хотя и нелегально, свои общины и привлечь значительное количество сторонников.

Принципиально новым моментом репрессий 1937-1938 гг. в от- ношении сектантов по сравнению с предыдущими годами стали мас- штаб репрессий и жесткость выносимых приговоров, нацеленных на физическое уничтожение руководства и актива общин. Инициато- ром репрессий выступило высшее партийно-советское руководство СССР и НКВД СССР. Эта деятельность находила полное понимание и поддержку на местах, вплоть до уровня руководства сельского со- вета или колхоза, так как была направлена против привычной «враж- дебной» социальной группы, действительно являвшейся источником проблем для местного руководства.

Приоритетным моментом для органов НКВД в ходе арестов яв- лялась принадлежность человека к той или иной «секте», что, как правило, автоматически влекло за собой обвинение в участии в не- легальной деятельности. Впрочем, стигматизирование значительно- го количества верующих в 1920-1930-е гг. (обязательное лишение избирательных прав священнослужителей, раскулачивание тради- ционно зажиточных крестьян-протестантов, осуждение по 58-й или 107-й статьям УК, наличие осужденных родственников, получение гуманитарной помощи от единоверцев из-за границы, участие в эми- грационном движении и т. д.) снимало, как правило, для сотрудников НКВД на местах проблему «социального» обоснования ареста. Не- решенным остается вопрос о соотношении репрессий евангельских верующих и верующих других конфессий. Но данные, полученные по Алтайскому краю, позволяют высказать предположение о более жестком характере репрессий в отношении сектантов, чем православ- ных верующих, что, в свою очередь, подтверждает наш тезис о том, что сектанты уже с 1920-х гг. расценивались как более опасные об- разования по сравнению с православными1.

Современные исследования реакций и поведенческих структур немцев при национал-социализме парадоксальным образом свиде- тельствуют о том, что среди оппозиционно настроенных групп на- селения Третьего рейха наиболее резистентной оказалась крайне малочисленная немецкая община «Свидетелей Иеговы». Ее деятель- ность была запрещена уже в 1933 г., и с этого времени она активно преследовалась властями и тайной полицией. Ни одна из националь- ных церквей Германии — ни католическая, ни тем более протестант- ская — не продемонстрировала сравнимую со «Свидетелями Иеговы» решимость до конца противостоять давлению со стороны национал- социалистического режима. «Свидетели Иеговы» также были един- ственной группой населения, отказывавшейся от военной службы с оружием в руках, несмотря на грозящую за отказ смертную казнь2.

В структуре советского общества 1920-1930-х гг. аналогичную, хотя и несравненно количественно большую и социально более зна- чимую нишу занимали баптисты, евангельские христиане, меннони- ты, адвентисты седьмого дня, субботники, молокане и другие. Имен- но неортодоксальные христиане, отвергающие коммунистическую идеологию, стали одними из наиболее последовательных против- ников сталинского режима. Именно их общины, несмотря на посто- янное репрессивное давление со стороны властей, демонстрировали стойкое стремление вести независимую религиозную жизнь. Именно их деятельность расценивалась сталинским государством как наи- более опасная среди прочих конфессий. Именно они стали одной из целевых групп массовой репрессивной операции НКВД СССР по приказу № 00447 от 30 июля 1937 г. и истреблялись с неустанной жестокостью.

Таким образом, религиозные меньшинства в XX в. являлись са- мыми последовательными противниками «современных диктатур», демонстрируя минимальную способность к коллаборационизму с ре- жимом. Этот факт до сих пор практически не осознан современным российским обществом, а евангельские верующие относятся к числу наиболее забытых жертв сталинского режима.

Н. Н. Аблажей (Новосибирск)

«КУЛАЦКАЯ» И «РОВСОВСКАЯ» ОПЕРАЦИИ ПО ПРИКАЗУ № 00447