- •1. Территория и население. Система управления
- •2. Сельское хозяйство и положение крестьянства
- •3. Восстание под руководством е. И. Пугачева на территории Чувашского края.
- •4. Промышленность и торговля. Города и городское население
- •5. Насаждение христианства у чувашей
- •6. Чувашский край в Отечественной войне 1812 г.
- •7. Государственные крестьяне. Реформа п. Д. Кисилева. Акрамовская война
Лекция 4. Чувашский край в 18 – первой половине 19 вв.
1. Территория и население. Система управления.
2. Сельское хозяйство и положение крестьянства.
3. Восстание под руководством Е. И. Пугачева на территории Чувашского края.
4. Промышленность и торговля. Города и городское население.
5. Процессы христианизации чувашского крестьянства в XVIII в.
6. Чувашский край в Отечественной войне 1812 г.
7. Государственные крестьяне. Реформа П. Д. Кисилева. Акрамовская война.
Литература:
1. Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века / Второе, дополненное издание. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. — 446 с.
2. Димитриев В. Д. Чувашия в эпоху феодализма. — Чебоксары, 1986.
3. Димитриев В. Д. История Чувашии 18 в. Чебоксары, 1959.
1. Территория и население. Система управления
18 в. в истории России связан с глобальными реформами, проводимыми Петром 1. Эти реформы коснулись и системы управления. По губернской реформе Петра I (1708-1714 гг.) территория Чувашии в 1708 г. вошла в состав Казанской губернии. В 1714 г. была создана Нижегородская губерния и часть Чувашского края вошла в состав новой губернии.
Губернии делились на уезды, а уезды по-прежнему делились на волости или станы. Во главе созданных губерний ставились губернаторы, которым подчинялись уездные воеводы. Петр I сделал попытку отделить суд от администрации. Были учреждены надворные (в судебных округах), провинциальные и городовые суды. Провинциальным и городовым воеводам в уездах была передана административная, финансово-хозяйственная, судебная и полицейская функции.
После подавления крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева (1773-1775 гг.) в целях пресечения и подавления классовой борьбы государство решило укрепить систему управления. В 1775 г. было установление новое деление на губернии. В Среднем Поволжье реформа была проведена в 1780-1781 гг. Чувашский край вошел в состав Казанской и вновь созданной Симбирской губернии.
В границах современной Чувашской АССР податное сельское население в 1723 г. составляло примерно 115 тысяч душ муж, в 1859 г. – 432 тысячи душ. Оно подразделялось на помещичьих, дворовых людей (7,5%; 7,7%), церковно-монастырское крестьянство (5,7%), дворцовых, с 1797 г. удельные (2,8 %; 21,1%) и государственных крестьян (84%, 71,2).
По национальному составу сельское и городское податное население распределялось так: чуваши — более 79 процентов, середина 19 в. – 77,5%, русские - 17,4 %, середина 19 в. – 19,2%, татары и мордва — свыше 3 процентов.
2. Сельское хозяйство и положение крестьянства
Ведущей отраслью сельского хозяйства в Чувашии продолжало оставаться земледелие. Повсеместно господствовало трехполье с Чередованием озими, яровых и пара.
Орудия и приемы земледелия в основном были те же, что и в XVII в. Стало внедряться удобрение почвы навозом и золой. Прополка хлебов практиковалась лишь изредка.
В XVIII в. в некоторых сложных общинах числилось уже до 10 населенных пунктов. Связанные с общинами чересполосица и дальноземелье создавали неудобства для земледелия.
В северной половине Чувашии как озимые, так и яровые, в урожайные годы приносили «сам-три», «сам-четыре», редко - «сам-пять», в юго-восточной зоне собирали урожай ржи вчетверо и впятеро, овса, полбы и ячменя — вшестеро, пшеницы — втрое, гречихи, проса, гороха, конопли — всемеро- и ввосьмеро больше против высева. Небольшие урожаи, засухи, градобития и прочие стихийные бедствия были причиной неустойчивости урожаев. Недороды и неурожаи поражали Чувашию в 1704, 1716, 1722, 1733-1734, 1742, 1748-1749, 1758, 1763—1764, 1766, 1774 годах, ставя широкие массы крестьян в тяжелейшее положение, вызывая голодную смерть, эпидемии и эпизоотии. В голодные 1733 и 1734 годы в Курмышском и Ядринском уездах вымерла почти четверть всего населения.
Чувашские крестьяне выращивали в огородах капусту, репу, огурцы, чеснок, лук, редьку и пр. Сады имелись лишь в помещичьих имениях, городах и у некоторых из русских крестьян. С середины столетия появляются сады и в чувашских деревнях. Зарождается окультуренное хмелеводство.
Важной отраслью сельского хозяйства оставалось животноводство. Значение бортничества падало, но пасечное пчеловодство развивалось заметно быстро. Крестьяне продолжали заниматься и охотой, а в приречных районах — рыболовством.
Чувашские крестьяне занимались различными ремеслами. В конце ХVIII в., после снятия запрета заниматься металлообработкой, чувашские крестьяне взялись и за кузнечное дело.
В конце ХVIII - первой половине ХIХ вв. значительное развитие среди них получили сельские промыслы (бондарное дело, производство корзин, валяние войлока, шляп, кошмы, рогож и кулей, витье канатов, производство смолы, дегтя, древесного угля и т. д.).
К началу ХIХ в. в чувашских селениях увеличилось количество зажиточных крестьян, занимавшихся предпринимательством и торговлей, они содержали мельницы, мелкие предприятия, постоялые дворы, открывали в базарных селениях трактиры. Однако таких крестьян среди чувашей было гораздо меньше, чем среди русских и татар.
Русским дворянам в начале XVIII века принадлежало около 8 процентов обрабатываемых земель Чувашии.
Более 60 процентов всей площади Чувашии — около миллиона десятин — в начале XVIII столетия падало на общинное землевладение чувашских, татарских, русских и мордовских ясачных, или государственных, крестьян. В XVIII в. площадь общинного землевладения государственных крестьян постепенно сокращалась: часть крестьянских лесов при Петре I отошла под корабельные рощи, с начала века до 70-х годов помещики, чиновники и купцы захватили около 80 тысяч десятин общинных земель.
Государственными указами в 1719—1724 гг. ясачные люди Среднего Поволжья были переведены на подушное обложение. Таким образом, вошел в оборот термин «государственные крестьяне», обозначавший феодальную зависимость от государства.
В ХVIII в. были введены новые виды сборов: с крестьянских бань (по 15 копеек в год), с языческих киреметей, пасечных ульев, клеймения хомутов, трехрублевый налог с женихов.
Чуваши были вынуждены выполнять еще работную повинность, то есть набирались люди на строительные, промысловые и транспортные работы. В конце ХVII — первые годы ХVIII в. чувашей брали на возведение укреплений и строительство судов на юге (в Воронеже, Азове, Таганроге), затем — на строительные работы в Петербурге, на острове Котлин, на Олонецкой верфи, на сооружение каналов и т. п. В дополнение к общероссийским наборам чуваши давали работных людей для выполнения повинностей местного характера — на заготовку лесоматериалов, на работы при Казанском адмиралтействе, на Симбирских селитренных заводах, на возведение местных крепостей и укрепленных линий и т. п. Людей отбирали с определенного количества дворов и в период отбывания повинности содержали на средства тех же хозяйств.
С 1705 г. среди чувашских крестьян стали набирать рекрутов в армию на почти пожизненную службу. Государство перестало нуждаться в услугах служилых татар, чувашей и мордвы, ранее несших и пограничную службу. В 1718 г. правительство Петра I приписало их к разработке корабельных лесов, они были зачислены в разряд государственных крестьян. Число служилых чувашей не превышало 4—5 тысяч душ мужского пола. Приписные (их называли лашманами) заготовляли корабельный лес и вывозили его к пристаням для отправки на судостроительные заводы. Бывшие служилые чуваши постепенно разорялись и приближались по своему материальному положению к основной массе крестьян
В 18 в. усиливается имущественная дифференциация крестьян. Богатеи — сьрме-пуяпы и пуяны — обрабатывали 20—50 десятин земли, содержали по 10—15 лошадей и коров, много другого скота и птицы. Большинство же крестьянских хозяйств пользовалось 6—7 десятинами; такие хозяйства держали по 2—3 лошади, 1—2 коровы, около десятка овец и т. п. Малоземельные хозяйства, составлявшие более одной трети дворов, засевали 2—4 десятины, имели одну лошадь и корову, небольшое количество мелкого скота и птицы. Безземельных дворов было относительно мало (в первой четверти XVIII века безъясачные, или бобылъские, дворы составляли около 1 процента).
Государственные крестьяне не могли оставлять тяглые наделы. Им не позволялось отлучаться из деревни без разрешения чиновников и волостных сотников. Свободно переходить в другие сословия они также не могли. Феодально-крепостническая эксплуатация отягощалась произволом, вымогательствами и взяточничеством чиновничье-дворянской бюрократии и местных помещиков. Помещики нередко обращались с чувашскими крестьянами как со своими крепостными. Воеводы и чиновники чувствовали себя на местах полновластными хозяевами. Крестьян избивали, накладывали на них дополнительные незаконные поборы, отбирали деньги и имущество. Чувашские крестьяне, как и крестьяне других нерусских народов России, подвергались не только социальному, но и национальному угнетению. Местные чиновники назначались исключительно из русских, в учреждениях и судопроизводстве применялся лишь русский язык, подавлялись зачатки национальной культуры. Официальные круги и господствующие сословия пренебрежительно относились к быту, нравам и обычаям чувашей.
