Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовик.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
172.24 Кб
Скачать

Введение

Сельское хозяйство в настоящее время характеризуется устойчивой тенденцией к росту затрат невосполнимой энер­гией на каждую дополнительную единицу продукции, высокой зависимостью величины и качества урожая от погодных условий, все возрастающей опасностью загрязнения и разру­шения природной среды. Преодоление этих и других негатив­ных последствий химико-техногенной интенсификации зем­леделия требует разработки качественно новых систем, в ос­нове которых должно находиться адаптивное использование природных, биологических, технологических и трудовых ре­сурсов.

Система земледельческого природопользования должна отвечать требованиям ландшафтно- и биосферосовместимости, при которых увеличение производства растениеводческой продукции, формирование производственной и социальной инфраструктуры базируются на адаптации агроэкосистем не только в природные ландшафты, но и в биосферу в целом. Таким образом, адаптивно-ландшафтный подход к исполь­зованию земли выступает в качестве составной части адаптив­но-биосферного.

Методика разработки систем земледелия должна ориенти­роваться на естественно-научную, экономическую и соци­альную обоснованность интенсификации земледелия в целом, более адаптивное, дифференцированное использование мест­ных природных ресурсов и химико-техногенных факторов, широкое вовлечение в продукционный и градообразующий процессы агроэкосистем природных адаптивных механизмов. Особое внимание должно уделяться возможности .повышения наукоемкое систем земледелия за счет широкого использо­вания достижений фундаментальной и прикладной науки, а также опыта отечественной и мировой агрономии.(Методическое руководство по агроэкологической…, 2005)

Целью разрабатываемой методики является выбор наибо­лее оптимальных путей взаимодействия составных частей си­стемы земледелия, обеспечивающих устойчивую, продуктив­ность, экономическую эффективность и экологическую безо­пасность. Это достигается за счет более полного и комплекс­ного использования природных, техногенных, биологических и трудовых ресурсов.

Выбор нормативных данных при проектировании звень­ев системы земледелия определяется почвенно-климатической зоной или районом расположения хозяйства, экологическим состоянием агроландшафтов и уровнем их почвенного плодо­родия, материально-технической базой хозяйства.

Методика разработки системы земледелия предусматрива­ет рациональное использование агроландшафтов, защиту почв от водной эрозии и дефляции, простое или расширенное вос­производство почвенного плодородия, охрану окружающей среды, применение экологически безопасных технологий воз­делывания сельскохозяйственных культур.

1 Обзор литературы

Серьезным импульсом к разработке теории адаптивно-ландшафтного земледелия явилась стратегия устойчивого развития человечества и биосфе­ры, принятая на Конференции глав государств и правительств в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Термин «устойчивое развитие» нередко критиковали, однако он позволяет достаточно точно, хотя и в самой общей форме, сфор­мулировать критерии разумного развития человечества: «это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Устойчивое развитие предполагает социальную справедливость, экономиче­ское развитие и высокое качество окружающей среды» (Программа дей-ствий...1993).

Важнейшими проблемами устойчивого развития является повышение эффективности использования природных ресурсов и регулирование числен­ности населения планеты. Существует некий порог экономического развития, преодолев который, страна качественно повышает эффективность использо­вания ресурсов. Он отмечается при достижении уровня ВВП на душу населе­ния около 3 тыс. долларов. Именно при таком уровне становится возможным оптимизировать структуру экономики, внедрять новые технологии, прово­дить другие инновации, повышающие эффективность использования ресур­сов (Глазовский Н.Ф., 2003).

В развивающихся странах - главная причина экологических противоре­чий в сельском хозяйстве - экстенсивное земледелие в целом, отсталое и природоразрушительное. Выход из этого состо­яния - образование, повышение профессиональной культуры, технологиче­ская модернизация земледелия. Это относится и к России, где сельское хо­зяйство ориентировано несколько последних десятилетий на развитие и освоение адаптивно-ландшафтного подхода.

Попытки использования достижений научного ландшафтоведения в земледелии и землеустройстве предпринимались с 70-х годов, в том числе географами-ландшафтоведами. В частности В. А. Николаевым (1979) были разработаны принципы размещения сельскохозяйственного производства в соответствии с различными категориями географических ландшафтов и их производственная группировка на примере Алтайского края.

Весьма важным в данном отношении, хотя и недостаточно восприня­тыми были работы К.В. Зворыкина (1978) по сельскохозяйственной типоло­гии земель. Они сыграли определенную роль в становлении ландшафтного подхода, хотя в них вообще не использовались термины генетико-морфологической структуры.

Наиболее дифференцированный подход к организации территории уго­дий и их сельскохозяйственному использованию требовался на эрозионных землях. Здесь сложился в первом приближении ландшафтный подход, начи­ная с работ Г.П. Сурмача (1976), выделявшего водораздельные, приводораз-дельные, присетевые и гидрографические земли. В дальнейшем разрабатыва­лись проекты земледелия в сложных эрозионных условиях на основе различ­ных землеоценочных категорий. Наиболее продвинутыми к началу 80-х годов были методы землеустроительного проектирования различных эрозион­ных ландшафтов, разработанные М. И. Лопыревым.

К 90-м годам противоэрозионное земледелие выделилось в самостоя­тельную крупную проблему, которая координировалась ВНИИ по земледе­лию и защите почв от эрозии и Координационным советом РАСХН, который возглавил А. Н. Каштанов. Под его руководством была разработана контур­но-мелиоративная система земледелия.

Эти работы, как и большинство других по противоэрозионному проек­тированию осуществлялись на принципах «ноу-хау» с достаточно узким эко-лого-ландшафтным кругозором. Стараясь его расширить, некоторые земле­устроители и земледелы (Прока Н.И., 1976) пытались воспользоваться кате­гориями географического ландшафта, «привязать» системы земледелия к ге-нетико-морфологической структуре. Однако эти попытки были малоэффек­тивными, поскольку сами по себе структурные элементы ландшафта (фации, подурочища, урочища и т.д.), не идентифицированные в агроэкологическом отношении, не могут определить принадлежность земель к той или иной ка­тегории.При всем значении современных знаний о географических ландшафтах их использование в земледелии может быть эффективным в той мере, в какой они соотносятся с пониманием требований сельскохозяйственных растений и технологии их возделывания. Это означает, что ландшафт должен рассмат­риваться через призму агроэкологических условий хозяйственной деятельно­сти.

Критика этихподходов и агрономическими шаблонов основательно пред­ставлена в работах А. А. Жученко (2009). Им же выдвинута идеология адап­тивного растениеводства. Идея адаптивного потенциала растений вызывала.

Первой попыткой разработки адптивных систем земледелия стали опыты на комплексных солонцовых почвах Казахстана (Кирюшин В.И, 1976). Раз­нообразие этих земель по ландшафтно-экологическим условиям настолько велико, что для различных их категорий приходилось формировать агроэко-комплексы с разными наборами культур, структурой посевных площадей и других мероприятий, т. е. разрабатывать разные системы земледелия. Приме­ром системного подхода к решению этих задач служила почвозащитная си­стема земледелия, которая разрабатывалась в том же ВНИИ зернового хозяй­ства под руководством А. И. Бараева.

В дальнейшем при разборке зональных систем земледелия Сибири эти представления существенно расширились. С учетом нового опыта спустя 4 года после разработки первого варианта книги «Системы земледелия Ново­сибирской области» в 1986 году В. И. Кирюшиным была предложена «Концепция разви­тия земледелия Сибири». В ней система земледелия была определена как си­стема использования земли, обеспечивающая экономически обусловленную продуктивность в соответствии с общественными потребностями, природ­ными и производственными ресурсами при определенном способе производ­ства, предполагающем наряду с получением качественной продукции предотвращения деградации и загрязнение природной среды и воспроизводства плодородия.

Существующие взгляды на решение задачи экологизации активно дискуссируются в виде концепции «адаптивного земледелия», «ландшафтного», «адаптивно-ландшафтного», «ландшафтно-экологического», «эколого-ландшафтного ».(Бараев А.И. и др.,1975;Кирюшин В.И., 1993;Минеев В. Г. и др., 1993;Миркин Б.М. и др., 1999; Дубачинская Н.Н.,2000;Иванов А.Л., 2003)

Наиболее полное использование научного потенциала и обобщение практического опыта было достигнуто при разработке и освоении зональных систем земледелия А. И. Бараевым, большой вклад в эту проблему внесли труды Т. С. Мальцева. В последние годы находят развитие концепции адаптивно-ландшафтной интенсификации земледелия (А.А. Жученко, А. Н. Каштанов, В.И. Кирюшин, В. Е. Шевченко и др.).

Обобщая современную отечественную литературу можно выделить две сложившиеся концепции, которые развиваются в ВНИИЗ и ЗПЭ под руководством Российской академии сельскохозяйственных наук (Сафонов А. Ф., Платонов И. Г., 2004)и Московской СХА им. Тимирязева(Лыков А.М., Кауричев И.С. и др. 2004) . Кроме названных выше имеются частные концепции развития земледелия с содержанием отдельных составных частей систем земледелия. (Проектирование и внедрение эколого-ландшафтных систем…,1999)

Проанализировав литературные источники для выполнения рассчетной части данной курсовой работы мною использовался комплексный подход для решения поставленных задач.