Содержание:
Введение
Глава 1. Блокада Ленинграда
Глава 2. Сумевшие подняться
2.1. Ольга Фёдоровна Бергольц
2.2. Алиса Бруновна Фрейндлих
2.3. Муратова Антонина Николаевна
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но память о военных битвах, о подвигах солдат и офицеров, партизан и подпольщиков, мирного населения по-прежнему объединяет народы, независимо от веры и национальности.
Сегодня мы говорим «Никто не забыт, ничто не забыто!». Как не забыта Блокада Ленинграда и судьбы его жителей. Сегодня, когда блокада постепенно переходит из живой памяти в историю, очень важны любые свидетельства о ней. Остановила свой выбор на этой теме из-за книги О.Берггольц «Сумевшие подняться». А являясь экскурсоводом школьного музея «Память», знала, что в Рубе живет «блокадница» Антонина Николаевна Муратова
Целью моей работы стало выявить как повлияла блокада на судьбы жителей Ленинграда. В соответствии с целью я поставила перед собой такие задачи:
1. Изучить историю блокады Ленинграда
2. На примере нескольких историй проследить как сложились судьбы жителей блокадного Ленинграда.
Для себя я определила три женские истории: Ольга Федоровна Берггольц, Алиса Бруновна Фрейндлих и Антонина Николаевна Муратова, жительница нашего поселка.
Методы исследования: изучение документов, литературы по теме исследования, воспоминаний жителей блокадного Ленинграда, беседы и интервью, изучение иллюстративного материала и материалов школьного музея «Память»
Германские войска предприняли мощное наступление и 30 августа 1941 г. город оказался в тисках. 8 сентября немцы перекрыли железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши.
Было приказано защищать Ленинград до последнего человека. Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады, немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.
В особенно трагическом положении оказалось мирное население. К моменту полной блокады, удалось эвакуировать в тыл лишь небольшую часть жителей (менее 500 тыс.). В городе остались 2,5 млн. граждан, среди которых 400 тыс. детей.
Зима 1941 г. выдалась необычайно суровой. Отсутствие отопления, явилось чудовищным испытанием для жителей.
Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику.
От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек. Однако есть оценки, что на самом деле потери выше - до 850 тыс. человек.
24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада.
В городе к этому времени остались в живых 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
Среди них Ольга Федоровна Берггольц, когда началась война — она стала «Сумевшей Подняться». От Ленинградского отделения Союза писателей Ольгу Берггольц направили в распоряжение Ленинградского Радиокомитета. И: «Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. – Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц.
Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Её голос звенел в эфире три с лишним года. Её голос знали, её выступления ждали. Её слова, её стихи входили в замерзшие, мёртвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.
Каждый блокадный год 31 декабря именно Ольга Берггольц выступала по ленинградскому радио с новогодними поздравлениями, вселявшими уверенность в победе. Не случайно фашисты внесли Ольгу Берггольц в чёрный список людей, которые будут расстреляны сразу же по взятии города.
Порой казалось, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Берггольц, как и все горожане, существовала на голодном пайке.
Алисе Бруновне Фрейндлих в 1941 году исполнилось 7 лет. В 1941 году Алиса пошла в первый класс. Школа находилась прямо в центре города, который подвергался самым массивным обстрелам.
Вскоре началась блокада. Школы фактически не имели возможности обучать детей… С чего бы ни начинался урок, когда в промерзший класс приходила обессилевшая учительница и голодные дети, укутанные в платки и тёплую одежду, разговор уже через несколько минут сворачивал на тему о еде, о воспоминаниях об обедах и ужинах мирной поры…
Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили. А ведь очень многие гибли из-за того, что сразу съедали свои 125 граммов хлеба, которые выдавались на сутки в самую тяжелую зиму. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых — выжить, во-вторых — всё, всё запомнить. Может быть, когда-нибудь напишу об этом… Вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке — видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита…
В актёрской судьбе А. Фрейндлих был спектакль «Рождены в Ленинграде», поставленный в августе 1961 года — преддверие 20-летия начала блокады. Зрители, среди которых были едва ли не одни блокадники, хотели убедиться в том, что спектакль смог запечатлеть часть их общей судьбы и общих воспоминаний. Это была история простой человеческой жизни. В главной героине легко узнавалась сама блокадная муза Ольга Берггольц, а в девушке Маше (её играла А. Фрейндлих) — младшая сестра поэтессы Мария Федоровна Берггольц. Премьерные показы проходили едва ли не в гробовой тишине… Казалось, зрители забывали о том, что актёров полагается провожать аплодисментами. Заканчивался спектакль — люди стояли молча. Люди плакали, а некоторые — навзрыд.
Антонина Николаевна родилась в 1933 году в Горьковской области. С 1935 года вместе с родителями проживала в Ленинграде. В 1941 году ей исполнилось 8 лет. Отца, Шалаева Николая Алексеевича, призвали на фронт. В начале декабря 1941 года пришло его последнее письмо, а 19 декабря 1941 года «похоронка». До июля 1942 года Антонина Николаевна жила с мамой, помнит, как 125 граммов хлеба мама отдавала ей, поэтому умерла. С июля 1942 по март 1943 года Тоня находилась в детском приёмнике. В марте вместе детьми из приёмника по дороге жизни была переправлена в детский дом в ярославской области.
В 1970 году судьба привела её в Беларусь. Вместе с мужем, который устроился на работу на завод «Доломит», приехала в Рубу, где живёт до сих пор. Имеет знак «житель блокадногоЛенинграда», медаль 300-летие Ленинграда, медаль в честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, медаль 70-летия Победы. Всю жизнь работала, в разное время занимала разные должности. Всегда с улыбкой, а дома всегда угощает пирогами, не смотря на возраст и блокаду. Всё же она оставила серьезную рану, у Антонины Николаевны нет детей. Наверное поэтому она всегда с удовольствием встречает пионеров. Хорошо, что у наших ребят есть такой пример стойкости, мужества и оптимизма.
Одним из главных источников мужества и неколебимости ленинградцев было чувство неразрывной связи с Большой землей. Несмотря на сжимавшее Ленинград кольцо блокады, защитники города-героя постоянно ощущали себя неотъемлемой частью советского народа, знали, что с ними вся страна, что помощь придет и наступит долгожданный миг победы. Благодаря этому находились силы, чтобы переносить обстрелы и бомбардировки, голод и холод, другие страшные испытания и продолжать борьбу в осажденном городе и у его стен.
Действительно, ленинградская блокада явила миру невиданную прежде стойкость русского духа, умение русских людей сражаться, выживать и при этом оставаться людьми.
