1.2. Субъективная сторона хищения
Рассматривая систему субъективных признаков хищения чужого имущества нужно упомянуть о том, что к ним в теории уголовного права относят субъекта преступных деяний, субъективную сторону хищения, которую в свою очередь образуют вину, цель и мотив преступления.
Субъективная сторона всякого хищения характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает общественную опасность своих действий и отсутствие у него всяких прав на похищаемое имущество, предвидит неизбежность наступления вредных последствий в виде причинения собственнику или иному владельцу имущественного ущерба и желает их наступления.
Обязательные признаки субъективной стороны хищения - корыстный мотив и корыстная цель. Сущность корыстного мотива при хищении состоит в побуждениях паразитического характера, в стремлении удовлетворить свои материальные потребности за чужой счет противоправными способами, путем завладения имуществом, на которое у виновного нет никаких прав.
Корыстная цель при хищении заключается в стремлении получить фактическую возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом как своим собственным, т.е. потребить его или лично использовать другим способом, а также продать, подарить или на иных основаниях передать другим лицам. При удовлетворении личных материальных потребностей самого похитителя наличие корыстной цели не вызывает никаких сомнений. Но корыстная цель имеется и в тех случаях, когда похищенное имущество передается другим лицам, в обогащении которых виновный заинтересован по различным причинам (при передаче похищенного имущества родным или близким виновного либо лицам, с которыми у него имеются имущественные отношения, например передача в счет погашения долга, или с которыми после передачи похищенного возникают имущественные отношения, например сдача в аренду).
Говоря о субъективных признаках хищений, следует сказать, что субъект хищений общий. Лишь в одном преступлении - присвоении и растрате - специальный субъект является обязательным признаком состава преступления. В некоторых хищениях специальный субъект может выступать в качестве признака квалифицированного состава, например, мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Общим субъектом хищений является лицо, совершившее данное деяние и способное нести за него уголовную ответственность. Система обязательных признаков, характеризующих субъект хищений, образует соответствующий элемент состава преступления. Таких квалифицирующих признаков, характеризующих, лицо как общий субъект преступления, три:
а) физическое лицо;
б) вменяемое лицо;
в) лицо, достигшее возраста уголовной ответственности за конкретный
состав преступления.
Понятие вменяемости в уголовном законодательстве отсутствует, однако оно легко выводится из логического толкования законодательного понятия невменяемости (ст. 21 УК РФ) и психических расстройств, не исключающих вменяемости (ст. 22 УК РФ). Исходя из законодательного толкования указанных уголовно-правовых понятий, вменяемостью является способность лица во время совершения общественно опасного деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими 30.
Согласно ст. 20 УК РФ, возраст, с которого наступает уголовная ответственность за совершение краж, грабежей, разбоев, установлен в 14 лет. С 16 лет наступает ответственность за мошенничество, присвоение и растрату, хищение предметов, имеющих особую ценность.
С субъективной стороны преступления хищение совершается только с прямым умыслом: лицо сознает, что незаконно изымает имущество, на которое не имеет ни действительного, ни предполагаемого права; предвидит, что своими действиями причинит собственнику прямой материальный ущерб, и желает этого. Обязательным элементом субъективной стороны хищений является корыстная цель. Во-первых, она предполагает стремление извлечь материальную, имущественную выгоду. Во-вторых, данная цель должна удовлетворяться только за счет изъятого имущества, а не каким-либо иным путем. Наконец, изъятие признается совершенным из корыстных побуждений лишь в том случае, если виновный преследует цель обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц.
Практика свидетельствует, что для таких хищений как, мошенничество, присвоение, растрата типичен заранее обдуманный умысел, для которого характерны предварительное осмысление, планирование, выработка мер и методов сокрытия совершения преступления и т.д. такую разновидность указанной формы вины в теории уголовного права называют еще «предумыслом». Разумеется, кража, грабеж и разбой также могут носить предумышленный характер, что всегда является показателем более высокой степени общественной опасности личности преступника. Предумысел всегда имеет место при совершении хищений группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с проникновением в жилище, помещение или иное хранилище материальных ценностей.
Вместе с тем кражи, грабежи, разбои нередко совершаются с внезапно возникшим умыслом. При этой разновидности прямого умысла деяние совершается как бы спонтанно, под воздействием благоприятной ситуации, удобной для лица, внезапно решившегося на совершение преступления, обстановки, например, оставление кем-либо на улице ценного имущества без охраны и присмотра, оставление открытыми дверей склада при отсутствии в его помещении работников.1
Сознанием преступника должны охватываться и все другие квалифицирующие признаки соответствующей формы хищения. Надо иметь в виду, что предметное содержание умысла в процессе совершения хищения может изменяться. Так, например, хищение, начатое как кража, может перерасти в грабеж или даже разбой, если субъект, застигнутый на месте тайного изъятия имущества, применяет к другому человеку насилие, опасное для жизни и здоровья, с целью удержать похищенное. Естественно, этот объективный факт должен пройти через сознание и волю виновного, поскольку ради достижения своих корыстных целей он желает действовать именно таким агрессивно-насильственным способом.
Совершить хищение с косвенным умыслом невозможно, т.к. виновный преследует именно таким путем цель незаконного обогащения за счет чужого имущества, руководствуясь при этом корыстном мотивом. Корыстные мотивы и цель - обязательные признаки субъективной стороны хищения. Корыстная цель - стремление извлечь материальную, имущественную выгоду незаконным путем. Данная цель должна удовлетворяться за счет изъятого имущества, а не каким-либо иным способом. Изъятие признается совершенным с корыстной целью лишь в том случае, если виновный преследует намерение обратить похищенное имущество и свою пользу или в пользу других лиц. Понятие корысти (корыстной цели) в уголовном праве не совпадает с ее понятием с точки зрения нравственности, где под корыстью понимается любое чрезмерное стремление человека к получению материальных благ. В уголовном праве корыстью признается не любое, а только незаконное извлечение материальной выгоды.
