Прозрачность
Действительное различие между инструментальной и не-инструментальной наукой не в их провозглашаемых целях: оно в их социальных практиках [2]. Прежде всего, не-инструментальная наука обязательно открыта и публична. Ее результаты необходимы для различных общественных целей, таких как политический дискурс, правовой спор, защита потребителей. Напротив, инструментальная наука часто создает «интеллектуальную собственность», ценность которой может быть обеспечена только путем сохранения секретности. Поэтому достоверность экспертного знания этого типа исследований (особенно при наличии военных приложений) сильно скомпрометирована в результате практической сложности проверки неопубликованных научных достижений.
Всеобщность
К тому же, не-инструментальная ценность научных теорий и видений мира зависит, главным образом, от их всеобщности и доступности. Один из критериев подлинно научного знания состоит в его способности – по крайней мере, принципиальной – быть понятым и убедительным для любого человека. Оно, таким образом, функционирует как интегрирующий фактор в плюралистическом обществе. Но это означает, что у людей должна быть возможность овладеть этим знанием через каналы формального образования или через неформальные каналы, а не только возможность принимать его из пророческих рук.
С другой стороны, обычно инструментальная наука является местом концентрации политической и экономической власти. Поэтому она сосредотачивается преимущественно в руках элитарных групп специалистов. Так, «национальная конкурентоспособность» часто зависит от мощи местной индустрии, достигаемой посредством высокотехнических исследований, масштаб которых слишком ограничен, чтобы занять место в общем научном образовании.
Инструментальная наука подтверждается «предсказуемым будущим». Она стремится решать видимые проблемы и удовлетворять конкретные потребности. Достижения она ставит выше неожиданного. «Конечно, хорошо знать, что они открыли лекарство от рака, но разве они не говорили всегда, что сделают это?». Даже ее пред-инструментальные прогнозы распространяются только в пределах горизонта правдоподобности.
Не-инструментальные ценности любопытства и удивления предполагают, что наука перейдет за этот горизонт. «Много, много миров! Кто сможет понять их?». В ее наиболее увлекательном виде, не-инструментальная наука является образной и исследовательской. Она ставит оригинальность выше экспертного использования.
Критическая обоснованность
Помимо всего прочего, чтобы быть наукой, она должна заслуживать полного доверия. Верхняя планка для инструментальной науки – прагматический успех. Если она действительно работает, значит с ней все ОК. Ее инструментальное использование подвергнет ее гораздо большему количеству проверок, чем мы можем придумать, и обнаружит любые слабые места. Даже если мы не можем сказать с определенностью, что она является абсолютно истинной, она представляет собой настолько достоверный кусочек знания, насколько мы можем использовать его. Но этот процесс не является систематичным и редко происходит открыто.
С прагматической точки зрения, не-инструментальное знание успешно проходит проверку, только если оно, в конечном счете, используется на практике. Но многие из его функций – например, при технологической оценке – требуют дополнительного подтверждения надежности. Виртуозность воображения не является (увы!) совершенным критерием научной обоснованности. При отсутствии подтверждения практическим использованием, открываемые идеи не-инструментальной науки должны быть специально проверены. Это должно происходить в открытом, публичном процессе, включающем критическое обсуждение и экспериментирование. Именно в таких дискуссиях, а не в приватности исследовательской лаборатории, развивается «научная установка».
