6.5 Республика Корея и новые индустриальные страны
Данная группа стран состоит как бы из двух эшелонов (поколений). К первому относятся четыре страны: Республика Корея, Сингапур, Тайвань (официально относится к КНР, фактически существует в качестве независимого государства), Гонконг (Сянган) (с 1997 года особый район КНР), которые из-за осуществленного ими в 1970-х гг. быстрого экономического скачка стали называть «азиатские тигры» (или «драконы»).
Республика Корея
Главными причинами, позволивших добиться «экономического чуда» в этой стране, стали: активное заимствование западных институтов и технологий под прямым государственным контролем и человеческий фактор (низкооплачиваемый труд с высоким уровнем трудовой этики).
Развитие Кореи после 1953 года проходило при очень сильной поддержке США с крупными вливаниями иностранного капитала в форме займов (при фактическом запрете прямых инвестиций до 1980-х годов). Помимо финансовой поддержки в стране, шло активное заимствование западных институтов, в особенности в сфере законодательства и политического устройства.
В стране была налажена очень тесная связь между крупным корейским капиталом (финансово-промышленными группами, так называемыми чеболями) и государством. Особую роль сыграли южнокорейские монополии в процессе интеграции Южной Корей в мировое хозяйство. Динамичный рост чеболей, ориентация на внешний рынок постепенно способствовали их превращению в ТНК, которые являются основной интегрирующей силой мировой экономики. Из общего числа крупных корейских фирм к ТНК можно отнести около 20 чеболей, это прежде всего - “Самсунг”, “Хёнде”, “Дэу”, “LG”, “Санкёнг”, “Лотте”, “Ссанъёнг” и др. Именно эти фирмы явились проводниками политики экспортной ориентации. Благодаря высокой конкурентоспособности южнокорейских товаров и агрессивной торговой политики чеболь, Южной Корее удалось занять достаточно твёрдые позиции на многих мировых товарных рынках.
По совокупному показателю концентрации производства и капитала чеболи значительно опережают японские монополии (кэйрэцу). Четыре южнокорейские чеболя входят в число ста крупнейших ТНК, в то время как 50 чеболей создают 48% ВНП Республики Корея, а на 30 чеболей приходиться примерно 50% экспорта Южной Кореи.
Основной род деятельности чеболей включает машиностроение, приборостроение, текстильную, электротехническую, судостроительную, автомобилестроительную, нефтехимическую отрасли промышленности, капитальное строительство, транспорт и т.д.
Специфической чертой чеболей считается их “независимость” друг от друга. Если в других странах, где встречаются промышленные группы, обязательно прослеживаются значительные и тесные связи между ними, такие как создание СП, открытые директораты, совместное владение акционерным капиталом и т.д., то в Южной Корее ничего подобного не происходит, каждая группа абсолютно независима от других. Хотя и здесь под давлением государства было создано несколько совместных предприятий.
Другой специфичной чертой является “четкость границ” - подчинённость головной компании всегда определена и однозначна, так же как и её руководству - “принцип единоличного контроля”. Не только права на владение компанией принадлежит одной семье, но и, как правило, контроль за этой компанией в целом концентрируется в руках одного человека.
Промышленная структура чеболей также весьма специфична. В первую очередь необходимо отметить необычайное разнообразие отраслей, в которых может работать одна и та же чеболь, а также исключительную широту ассортимента производимых товаров. Так одна из крупнейших чеболей южной Кореи “Самсунг” имеет свои мощности в текстильной промышленности, целлюлозо-бумажной, в производстве микросхем, кинескопов, электрического оборудования, металлообрабатывающих станков, военной технике, судостроении, оптовой и розничной торговли, имеет свою страховую компанию, свою газету, радиостанцию, гостиницы, клиники, и даже университеты. Такая структура объясняется, прежде всего, историей развития чеболей, когда каждая из них формировалась на принципе замещения целой отрасли, или даже отраслей, в экономике страны.
Так же как и в Китае, еще одним фактором, приведшим к бурному экономическому росту, стала низкая налоговая нагрузка. Благодаря этому в стране существует высокая норма сбережений и накоплений (примерно 35%).
Правительство Кореи проводило постепенную либерализацию экономики по отношению к иностранному капиталу в виде прямых инвестиций, но полное открытие корейского рынка произошло только в конце 1990-х после азиатского кризиса. Происходят большие инвестиции в человеческий капитал (в Корее очень высокий индекс человеческого капитала (HDI); в 2013 году он равнялся 0,89 – это чуть выше, чем в Японии).
Если говорить о политической системе, то в первые два десятилетия экономических реформ в Корее была диктатура (или просвещенный авторитаризм), и только затем начался постепенный переход к демократии.
Для корейской экономики существует два главных риска: первый и главный – это непредсказуемый северный сосед – КНДР (с которой до сих пор не подписан мирный договор), а также постоянное усиление конкуренции со стороны Китая (у двух стран очень близкая структура промышленности).
Второй эшелон НИС
Позднее к странам первого эшелона НИС добавились страны второго эшелона: Малайзия, Таиланд, Индонезия. В этих странах создана крупная автомобильная, нефтяная, нефтехимическая, электротехническая и электронная отрасли промышленности. Быстро растет производство массовой потребительской продукции - одежды, тканей, обуви. Экономика НИС имеет ярко выраженный экспортный характер: почти вся продукция предназначена для сбыта на внешних рынках, прежде всего на рынках стран Запада. Одна из причин быстрого роста НИС заключается в том, что ТНК вкладывают большие средства в этих странах, поскольку там имеется большое количество дешевой рабочей силы.
