5.4 Экономика Ирана
Экономическое развитие Ирана характеризуется откатом от прозападной либеральной модели развития к этатистской модели исламской экономики с законами шариата. Заметим, что среди всех мусульманских стран Иран стоит особняком, поскольку большинство его населения (около 95%) составляют мусульмане-шииты, в то время как в соседних странах проживают суниты.
Именно поэтому Иран никогда не участвовал и не участвует ни в каких мусульманских коалициях.
В 1950-70-е гг. большое влияние на экономическое развитие Ирана оказывали страны Запада, в частности Франция и США. По этой причине Иран даже считался в исламском мире чуть ли не форпостом США на Ближнем Востоке. В стране активно воплощалась в жизнь программа вестернизации, предполагавшая развитие Ирана по западному образцу. Не только в экономике, но и в культуре Ирана все чаще применялись западные нормы поведения. Итогом вестернизации стал некоторый прогресс в экономике страны, который наибольшим образом ощущался в городах.
Основой благополучия Ирана, как и других государств Ближнего Востока, стала нефть. Здесь, как в ОАЭ или Кувейте, нефть первоначально добывалась иностранными компаниями, но под контролем правительства. Возглавлял страну в этот период времени шах Мохаммед Реза Пахлеви, получивший образование на Западе и стремившийся, как и его соседи в ОАЭ или Кувейте, править во благо процветания своей страны. Однако постепенно нарастало сопротивление прозападной форме правления шаха, набирал обороты исламский фундаментализм.
Культурные разногласия между исламской страной и навязываемой ей прозападной моделью развития становились все очевиднее. В конце концов, все это вылилось в Исламскую революцию 1978 г., в результате которой шахский режим пал, а к власти пришла исламски настроенная оппозиция. Духовным лидером Ирана стал аятолла Рухани Хомейни, прибывший в Иран в период революционных событий из Франции.
Падение режима шаха оказалось неожиданностью не только для стран Запада, но и для новых лидеров Ирана. Во время прихода к власти у Хомейни и его сторонников даже не было экономической программы. В наличии оказались только антишахские лозунги, направленные против зависимости Ирана от империализма, за ограничение импорта в страну западных товаров, за социальное равенство. В результате определенного компромисса между социалистическими идеями и религиозным консерватизмом была предложена идея т.н. «исламской экономики».
В основе «исламской экономики» лежит концепция социальной справедливости и равенства всех мусульман. У «исламской экономики» есть три основных принципа:
особая роль государства;
приоритет развития отечественной промышленности;
ведущая роль общественного сектора в экономике.
Особая роль государства заключается в национализации основных отраслей промышленности и инфраструктуры (по существу - национализация средств производства), удовлетворении первоочередных потребностей граждан (обеспечение их жильем, услугами образования и здравоохранения), гарантиях полной занятости. В духовном, политическом и культурном развитии общества ведущая роль также отведена государству. По сути это тождественно построению «государства благоденствия», гарантирующего права и свободы своих граждан.
Финансовой основой исламского «государства благоденствия» должны были бы стать доходы от продажи нефти на внешнем рынке (как это произошло в ОАЭ и Кувейте). Следовательно, такое «государство благоденствия» на деле является государством-рантье, живущим на доходы от экспорта нефти. Лидеры Исламской революции планировали поддерживать высокий уровень социальных гарантий именно за счет нефти. Тем не менее, реальность оказалась далекой от ожиданий революционеров. Проблемы заключались в том, что население Ирана слишком велико в сравнении с ОАЭ и Кувейтом, а также в санкциях мирового сообщества на торговлю с Ираном. Экономические санкции против Ирана были введены после захвата исламскими террористами американского посольства в Тегеране. Иран промедлил с решительными действиями по освобождению заложников, и был объявлен страной, поддерживающей международный терроризм. С падением спроса на иранскую нефть стали снижаться и финансовые возможности исламского «государства благоденствия».
Приоритет развитию отечественной промышленности в Иране был провозглашен в попытке ослабить зависимость национальной экономики от экспорта нефти и импорта товаров западного производства. В рамках данной политики применялись протекционизм и импортозамещение. В расчете на внутренние резервы роста значительно ограничивались также зарубежные инвестиции в Иран. Основной целью было достижение независимости экономики от внешних факторов, диверсификация национальной промышленной структуры.
В рамках новой промышленной политики страны были достигнуты определенные успехи в целом ряде отраслей. Развитие получила пищевая промышленность, причем на экспорт шли такие продукты питания как макароны, финики, фисташки. На поток было поставлено производство знаменитых восточных ковров. В стране появились предприятия автомобильной промышленности (при содействии французов были построены сборочные заводы Renault и Pegeout), металлургические заводы (самый крупный металлургический комбинат Ирана был построен при содействии СССР в Исфахане), развивалось нефтехимическое производство (выпуск товаров бытовой химии). Внешняя торговля Ирана при этом была национализирована, стимулировался экспорт (в том числе нетрадиционный), а импортировались преимущественно инвестиционные товары.
Ведущая роль общественного сектора в экономике Ирана без труда видна из структуры национального хозяйства страны. Три основных сектора представлены в «исламской экономике»:
общественный сектор, который создает около 70% ВНП, здесь занято около 5 млн. человек. Под контролем государства находятся главные отрасли экономики, внешняя торговля, банки, страхование, снабжение, энергетика и водоснабжение, телекоммуникации, связь, радио, телевидение, почта, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильный и железнодорожный транспорт;
кооперативный сектор, охватывающий сельскохозяйственное производство, небольшое промышленное производство в городах и деревнях, торговлю;
частный сектор, проявляющий активность в разных сферах экономики (в сельском хозяйстве, коммерции, нематериальном производстве), но только как дополнение общественного и кооперативного секторов. Сохранение частного сектора отражает консерватизм традиционного исламского общества, в котором роль знаменитого восточного базара, торговли и частной собственности всегда были довольно велики.
По своей сути Иран после революции конца 1970-х гг. избрал для себя этатистскую модель развития. Этатизм был официально провозглашен экономической политикой страны с 1982 г., когда были введены: карточное распределение продуктов, контроль цен и заработной платы, выдачи банковских ссуд, контроль импорта и централизованное управление валютным курсом. Тем не менее, в экономике оставались элементы консерватизма в виде частной собственности и свободы предпринимательства, закрепленные в Конституции, принятой 2 декабря 1979 г.
Макроэкономическую модель развития Ирана можно охарактеризовать и как прокоммунистическую концепцию некапиталистического пути развития.
Огосударствление экономики, которое еще во времена шаха было чрезмерным, достигло после Исламской революции немыслимых пределов: после свержения шаха были национализированы частные предприятия малого и среднего бизнеса (в том числе в сельском хозяйстве), банки и финансовые компании. Такая политика способствовала неэффективности общественного сектора экономики, когда государство попыталось подменить собой рыночные механизмы. Государство контролировало цены и заработную плату, разрабатывало пятилетние планы развития, но в экономике уже начинал возникать дисбаланс. Набирало оборот и бегство из страны капитала, принадлежащего частным собственникам.
Наряду с изменениями во внутренней политике для Ирана изменились также приоритеты в сфере международных отношений. После кризиса с заложниками 1979 г. Иран разорвал отношения с США. Врагом номер один был провозглашен Израиль (здесь Иран выступил в коалиции с остальным мусульманским миром), врагом номер два стали США (недавний союзник), а врагом номер три стал Советский Союз. Находясь в изоляции, постепенно Иран превратился в настоящего «международного изгоя», конфликтуя не только с Западом и СССР, но и с соседними странами. В 1980-88 гг. произошла ирано-иракская война, которая стоила Ирану потери четверти ВНП. Дефицит государственного бюджета страны достиг 10% ВНП, а инфляция составила 70% в год. Внешняя изоляция и последствия ирано-иракской войны нанесли тяжелый удар по национальной экономике. Иран оказался не в состоянии поддерживать темпы своего экономического роста выше темпов прироста населения.
Если в 1989-94 гг. ситуация еще выглядела благополучной (рост за данный период времени составил 7,4%), то в 1995 г. она резко изменилась. Рост составил только 1%, а прирост населения - 2,1%. Падение доходов от экспорта нефти привели к тому, что всего за год - с 1994 по 1995 гг. - ВВП Ирана сократился в два раза (со 122 до 60 млрд. долл.*). Уровень безработицы в Иране в середине 1990-х гг. составил 30%. В таких сложных экономических условиях стала очевидной необходимость реформ.
После смерти имама Хомейни (1989 г.) в стране обострилась внутриполитическая борьба, усилились позиции прозападно настроенных политиков. На 1988-94 гг. был разработан первый пятилетний план, в основе которого лежала структурная перестройка экономики. Структурные преобразования предполагалось проводить исключительно собственными силами, не прибегая ни к какой зарубежной помощи. На 1995-2000 гг. был принят новый план реформ, в котором нашли отражение: повышение доли частного сектора экономики, ослабление зависимости от нефти, сокращение общественного сектора и государственных расходов. Влияние на реформаторские настроения в Иране при этом оказали западные неоконсервативные преобразования, а также перестройка и распад СССР (это ослабило позиции сторонников этатизма). Положительным фактором стало и окончание войны с Ираком.
Реформы в экономике Ирана стартовали после избрания Али Акбара Хашеми Рафсанджани президентом страны в 1989 г. Принципиальными направлениями иранских реформ стали:
переход от экономики, построенной по типу рантье, к «пост-нефтяной» экономике;
переход от административно-командной экономики к рыночной;
переход к открытой экономике.
Переход к «пост-нефтяной» экономике означает для Ирана повышение в экспорте доли других продуктов, особенно промышленных товаров, уменьшение зависимости доходов государственного бюджета от нефти. Тем не менее, хотя экспорт промышленных и иных товаров за пятилетие реформ возрос в пять раз, в середине 1990-х гг. по-прежнему 85% валютных и почти 75% бюджетных поступлений давали доходы от нефти. Экспорт промышленных товаров совершенно неожиданно привел к тому, что ¾ доходов от такого экспорта оставались за границей, характеризуя бегство капитала из Ирана.
Переход от административно-командной экономики к рыночной предполагает реализацию трех поставленных целей:
введение и унификация валютного курса;
приватизация (повышение эффективности экономики, увеличение поступлений в государственный бюджет от реализации государственной собственности, становление фондового рынка);
реформа цен (в основе ценообразования должен лежать не государственный контроль, а реальные издержки, субсидии производителям при этом отменяются).
Переход к открытой экономике необходим Ирану для преодоления изоляции страны, её включения в систему мирохозяйственных связей
С приходом к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада отношения Ирана и Западу ещё более ухудшились. С 2002 году стартовал новый этап антииранских санкций Запада из-за обострения отношений Ирана с Европой и Америкой по поводу ядерной программы страны. Если раньше ограничения вводились в одностороннем порядке США и некоторыми другими европейскими государствами на временной или постоянной основе, то после передачи иранского ядерного досье из Международного агентства по атомной энергии в Совет Безопасности ООН они приобрели более массовый характер. Таким образом, к санкциям против Ирана присоединились Совбез и Европейский Союз. Несмотря на важность решения ядерной проблемы, в период 2005–2013 никакого прогресса в переговорах так и не произошло и в результате этого санкции с каждым днём всё больше душили экономику страны.
Новому правительству под руководством президента Хасана Рухани достались в наследство все те многочисленные санкции, введенные ранее против Ирана и разрушавшие его экономику. Учитывая сложившуюся ситуацию, новый кабинет министров, сделавший своим лозунгом конструктивное взаимодействие со странами региона и всего мира, направил основные усилия на урегулирование ядерной проблемы. В результате многосторонних переговоров по ядерной проблеме 24 ноября 2013 года между Ираном и шестеркой международных посредников было подписано Женевское соглашение и с конца 2015 года международные и односторонние санкции с Ирана начали сниматься.
Иран участвует в региональной торговле и торговых союзах с соседними странами. Внешнеторговыми партнерами Ирана являются Пакистан, Турция, Азербайджан, Афганистан.
Совместно с вышеназванными странами разрабатываются нефтяные месторождения, строятся нефтепроводы. Иран проводит политику открытости во внешней торговле с развитыми странами мира, привлекает иностранные инвестиции, на его территории создаются свободные экономические зоны.
Однако проблемы у Ирана остаются. В большинстве своем они являются расплатой за «исламское миссионерство», игнорирование принципов рыночного развития в недалеком прошлом. Фактически власть в стране принадлежит не президенту, а аятолле – духовному лидеру Ирана. Хотя «исламская экономика» и была несколько реформирована, но исламский фундаментализм по-прежнему имеет в Иране сильную почву.
