- •Место исполнительного производства в системе права Российской Федерации
- •2. Предмет правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве.
- •3. Юридическая процессуальная форма в исполнительном производстве.
- •4. Метод правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве.
- •5. Императивность в исполнительном производстве.
- •6. Диспозитивность в исполнительном производстве.
- •7. Источники исполнительного производства.
- •8. Действие норм об исполнительном производстве во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- •3.4. Сроки в исполнительном производстве
- •9. Система исполнительного производства.
- •1.4. Система исполнительного производства
- •I. Общая часть
- •II. Особенная часть
- •10. Виды мер принудительного исполнения в исполнительном производстве.
- •11. Стадии исполнительного производства Меры принудительного исполнения юрисдикционных актов и основания их применения
- •12. Принципы исполнительного производства.
- •15. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства.
- •16. Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве.
- •Исполнительская правоспособность и дееспособность
- •17. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов.
- •18. Банки и налоговые органы как органы исполнения, их права и обязанности.
- •19. Лица, участвующие в исполнительном производстве: понятие, особенности, состав.
- •20. Стороны в исполнительном производстве.
- •21. Розыск должника, его имущества или розыск ребенка.
- •22. Правопреемство в исполнительном производстве.
- •Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве
- •23. Представительство в исполнительном производстве.
- •24. Оформление полномочий представителя. Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства
5. Императивность в исполнительном производстве.
Императивность заключается в процессуальных отношениях, которые возникают в исполнительном производстве, где с одной стороны участвует судебный пристав-исполнитель, а с другой — иной субъект (иные субъекты). Поэтому в подобных процессуальных отношениях всегда только два субъекта, один из которых — судебный пристав-исполнитель. Складывающиеся при этом правоотношения выступают как отношения власти — подчинения (властеотношения). Императивность действий судебного пристава-исполнителя имеет два аспекта: с одной стороны, она проявляется в отношениях судебного пристава-исполнителя с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и непосредственно связана с формой исполнения. С другой стороны, императивность действий судебного пристава-исполнителя проявляется в его компетенции, в соответствии с которой требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах).
Императивность метода правового регулирования определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, участвует судебный пристав-исполнитель с одной стороны, и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, с другой. Поэтому в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда только два субъекта, один из которых судебный пристав-исполнитель. Императивность проявляется в отношениях судебного пристава-исполнителя с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и связана с формой исполнения.
Отношения власти и подчинения в исполнительном производстве это отношения, возникающие при осуществлении судебным приставом-исполнителем своей компетенции, которая распространяется не только на лиц, участвующих в исполнительном производстве, но и на иные субъекты. Так, согласно ст. 14 Закона о судебных приставах, требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.
В настоящее время в исполнительном праве законодатель придает большее значение императивности метода правового регулирования, отношениям власти и подчинения. Во всех процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда участвует с одной стороны судебный пристав-исполнитель. Отношения власти и подчинения, составляющие содержание императивного метода правового регулирования, возникают в исполнительном производстве в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями своих полномочий между ними, как субъектами власти, и должником, как субъектом подчинения. При этом властные полномочия судебного пристава-исполнителя распространяются не только на непосредственных участников исполнительного производства, но и на иные органы, организации, других должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
И все-таки, думается, что императивность в полной мере никогда не поглотит диспозитивные начала в исполнительном производстве по той причине, что благо, в качестве которого выступает здесь исполнение для взыскателя, нельзя навязать. Во многих отраслях российского права, провозгласивших диспозитивность в качестве одного из принципиальных начал (например, в арбитражном процессуальном и гражданском процессуальном праве), основная часть норм также носит императивный характер, который объясняют тем, что предметом регулирования выступает сфера государственной деятельности (в частности, правосудие).
Именно в силу диспозитивного положения о ненавязчивости блага суд вправе самостоятельно направить исполнительный лист для исполнения лишь в строго ограниченных п. 3 ст. 319 АПК РФ случаях (при взысканиях в доход бюджета), каждый из которых является исключительной процессуальной льготой. Но даже в этих случаях за взыскателем сохраняется право отказа от взыскания и прекращения тем самым исполнительного производства. Заметна тенденция законодателя к ограничению возможности суда самостоятельно, без просьбы взыскателя, направлять исполнительные листы для исполнения. Так, действующий ГПК РФ не содержит аналога части 3 ст. 340 ГПК РСФСР, в силу которой суд по собственной инициативе направлял исполнительный лист для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей, о чем извещал соответствующий финансовый орган или взыскателя.
Властные полномочия судебного пристава-исполнителя ограничены возможностью их оспаривания в суде. Кроме того, надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
