Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
807.23 Кб
Скачать

4.2.5.4. Сексуальные преследования

В современном зарубежном антидискриминационном законодательстве в рамках гендерной дискриминации выделяются такие формы, как "преследование" или "сексуальное преследование" (англ. harassment, sexual harassment). Дополнительно вопрос преследования и насилия на работе отражен в Рамочном соглашении социальных партнеров на уровне ЕС, заключенном по этому поводу в 2007 г.*(266) В Директиве ЕС 2006 г. о гендерной дискриминации (N 2006/54/ЕС) под преследованием понимается "нежеланное поведение, связанное с полом лица, осуществляющееся с целью или приводящее к унижению достоинства человека, а также создающее запугивающую, враждебную, унизительную или оскорбительную обстановку". Соответственно, под сексуальным преследованием понимаются аналогичное поведение сексуального характера в форме "вербальных, невербальных или физических действий". И преследование, и сексуальное преследование включены в понятие дискриминации по смыслу Директивы. В отношении России уже делались замечания со стороны контрольных органов ООН в отношении соблюдения МПЭСКП о необходимости принятия специальных мер об уголовной ответственности за сексуальное преследование на рабочем месте*(267). Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН рекомендовал России "рассмотреть возможность включения в Уголовный кодекс и Трудовой кодекс понятия сексуального домогательства на рабочем месте в качестве отдельного преступления, с тем чтобы усилить защиту женщин от дискриминации на рабочем месте".

Комитет экспертов МОТ также рассматривает сексуальные преследования как вид дискриминации, запрещенной Конвенцией N 111. В последних своих заключениях в адрес России КЭ высказал критику*(268) за то, что в России отсутствуют правовые нормы, регулирующие недопустимость сексуального преследования на рабочем месте. Комитет экспертов считает в этом смысле общие меры уголовной ответственности, предусмотренные ст. 133 УК РФ за понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей), недостаточными. По мнению Комитета, установление одной лишь уголовной ответственности не может решить возникающие в этой сфере проблемы, так как этот вопрос является очень чувствительным, сложно доказуемым, а случаи, за которые установлена уголовная ответственность, не покрывают того спектра случаев, которые рассматриваются как недопустимое сексуальное преследование.

Учитывая важность и серьезные последствия сексуальных преследований, являющихся серьезной формой гендерной дискриминации и нарушения прав человека, необходимо принимать эффективные меры для предупреждения и запрещения сексуального преследования на работе как через создание враждебной атмосферы, так и в рамках тактики "услуга за услугу"*(269).

* * *

В связи с этим следует рассмотреть рекомендации КЭ о том, что необходимо ввести в законодательство четкое определение и запрет на сексуальное преследование в сфере труда и занятости как через создание враждебной атмосферы, так и в рамках тактики "услуга за услугу", а также предпринимать меры, направленные на повышение информированности работодателей, работников и их представителей относительно проблемы сексуальных преследований. Также следует рассмотреть рекомендацию КЭСКП о включении в УК РФ ответственности за сексуальное домогательство на рабочем месте как за отдельное преступление.