- •Русская литература революционной эпохи и новейшие языковые тенденции.
- •Русская литература революционной эпохи и новейшие эстетические тенденции.
- •Политика власти и литература 1910-30-х гг.
- •Пути развития русской поэзии 1910-30 гг. Анализ жизненного и творческого пути одного из поэтов.
- •Пути развития русской прозы 1910-30 гг. Анализ жизненного и творческого пути одного из прозаиков.
- •Пути развития русской драматургии 1910-30 гг. Анализ жизненного и творческого пути одного из драматургов.
- •Жизнь и творчество Алексея Николаевича Толстого (1882-1945).
- •Жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).
- •Жизнь и творчество Андрея Платонова (1899-1951).
- •Жизнь и творчество Михаила Алексеевича Кузмина (1872-1936).
- •Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина (1895-1925).
- •Ленинградский авангард 1920-30-х гг. (Чинари, обэриу и т.Д.). Анализ жизненного и творческого пути одного из писателей на выбор.
- •Советская детская литература 1920-30-х гг. Анализ жизненного и творческого пути одного из писателей на выбор.
- •Орден Серапионовых братьев. Анализ жизненного и творческого пути одного из писателей на выбор.
- •Южная (юго-западная, одесская) школа в советской литературе 1920-30-х гг. Анализ жизненного и творческого пути одного из писателей на выбор.
Политика власти и литература 1910-30-х гг.
После революции 1917. Уже через несколько дней после Октябрьской революции появился «Декрет о печати» (ноябрь 1917): новая власть получила возможность закрывать «контрреволюционные» и просто «сеющие смуту» издания. «Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены», — обещал декрет. Но это обещание отложилось почти до конца века (цензуру отменили только в 1989 году). Периоды советской истории часто называются по именам не императоров, а руководителей партии. Эпохи царей сменились эпохами генеральных секретарей. Именно поэтому Волошин в стихотворении «Северовосток» (1920) писал: «Что менялось? Знаки и возглавья. / Тот же ураган на всех путях: / В комиссарах — дурь самодержавья, / Взрывы революции в царях». Ленинская эпоха сменила Николаевскую. Важным ее итогом был не только переход к новой экономической политике, нэпу(1921), но и создание Союза Советских Социалистических республик, СССР (1922).
Октябрьская революция была событием великим, огромным, эпохальным — это объективно осознавали люди противоположных убеждений. Такая позиция была естественной для ее сторонников. Маяковский благословляет ее в «Оде революции» (1918) и начинает сотрудничать в «Окнах РОСТА», сочиняя агитационные стихи и плакаты. Блок призывает слушать «музыку революции. В то же время и Булгаков, ощущающий себя внутренним эмигрантом, осознавал величественность происшедшего.
Сразу после Революции, однако, было как-то не до литературы. Страна голодала, не было дров. Но постепенно с утверждением Советской власти начинаются давления. Хотя поначалу, по-видимому, старались всех завлечь, поэтому были дружелюбны. Маяковскому прощался его футуризм (Ленин не любил), Горькому прощались нападки на революцию в «Несвоевременных мыслях». Постепенно эта «дружба» сходила на нет. Партия давала социальный заказ и пыталась сделать литературу «частью общепартийного дела», «колесиком и винтиком» (эти старые формулы Ленина из статьи «Партийная организация и партийная литература» 1905 только после Октября приобрели опасный и угрожающий характер). Кстати, в этой статье Ленин вовсе и не отказывается от классического наследия, от него просто нужно взять самое лучшее.
В 1918 году вышел «Декрет о государственном издательстве», по которому книжное производство централизировалось. К этому же году относится декрет «О революционном трибунале печати», по которому, в сущности, цензура может все («за ложные и извращенные сведения о явлениях общественной жизни»). К 1919 году относится положение «О государственном издательстве» - Госиздате. Это что-то вроде министерства печати, которое контролировало все, что печатается. Цензура, на самом деле, зачастую водилась скрытно, под предлогом нехватки бумаги или чего.
В строительстве нового социалистического общества большевики огромную роль, конечно, отдавали культуре. В 1923 году В. И. Ленин предложил программу культурной революции, продолжающей революцию политическую и экономическую. Задачей культурной революции стало как достижение всеобщей грамотности, так и переработка и освоение всей предшествующей культуры «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры». А началась культурная революция со всяческих ущемлений, да и просто с уничтожения культуры прежней, неподходящей миросозерцанию марксизма и пролетариата.
В 1922 году было организовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) — цензурное учреждение, которое почти семьдесят лет определяло судьбы журналов, книг, отдельных писателей. С этого времени в СССР установилась предварительная цензура. То есть литература в атмосфере свободы просуществовала совсем недолго: с 1905. Помимо Главлита были Агитпроп (Отдел агитации и пропаганды), Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения, выполнявший функции сегодняшнего Министерства образования и Министерства культуры). Атеистическая пропаганда, пропаганда марксизма-ленинизма, национализированы учреждения культуры. Борьба с безграмотностью (ЛИКБЕЗы (Ликвидация безграмотности)). Важную роль в этом сыграли комсомолы (Коммунистические союзы молодежи).
В 1922 появилось несколько декретов и положений «О молодых писателях и художниках». Это было предложение Троцкого утроить общество для молодых писателей, поддерживающих партию. Для них было организовано общество «Круг», при нем было издательство.
В 1921 появляется декрет, лишающий эмигрантов гражданства РСФСР и превращающий их в лиц без гражданства. В 1922-1923 высланы на так называемых «философских пароходах» многие представители интеллигенции: философы, писатели и другие. Троцкий об этой акции сказал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Это тоже входит в общую программу культурной революции, ведь те люди, которые против Советской власти, не нужны, а то будут народ смущать.
Троцкий в 1923 году написал книгу о литературных процессах, происходящих в пореволюционные годы – «Литература и революция». В ней он представил схему литературного процесса, которая использовалась и тогда, когда сам Троцкий был отстранен. Он объявляет о «крушении дооктябрьской литературы». Писателей, которые остались в России, но скептически относились к новой власти, назвал «внутренними эмигрантами». А принявших новую власть разделил на Пролетарских писателей и Попутчиков, которые занимали неравное положение. Пролетарских писателей лелеяли и поддерживали, попутчиков постоянно одергивали и воспитывали.
У пролетарских было «правильное» социальное происхождение и взгляды, именно на них возлагались надежды на создание новой великой литературы (хотя писали они, конечно, отвратно). В 1917—1925 годах особую активность проявил Пролеткульт (пролетарская культура), литературно-художественная и просветительская организация, которая создала кружки и литературные студии по всей России, проводила творческие встречи, издавала журналы. Кстати, пролеткульты первоначально создавались как независимые объединения, а затем в письме 1920 года «О Пролеткультах» они перешли в ведомство Наркомпроса. Но трагедия Пролетарских писателей заключалась в том, что они теоретически отрицали «старую» поэзию, а практически писали, как они (стих Александровского «Мы».). Дело Пролеткульта продолжила РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей, организована в 1925). Рапповцы хотели командовать, и в своем журнале «На литературном посту» критиковали (часто политически) Булгакова, Замятина, Пильняка. Возникло даже словосочетание «рапповская дубинка» (или напостовская – от названия журнала).
Попутчики организовывали литературные группы. Одной из них был созданный в 1923 году ЛЕФ Маяковского. С их теорией социального заказа. Искусство как ремесло.
В противовес авангардистам существовали 2 литературные группы, так или иначе связанные с журналом «Красная новь», который редактировал «старый большевик» Воронский, но ставку он все-таки делал не на Пролетарских писателей, а на попутчиков. При журнале была образована группа «Перевал», в которую в разное время входили Багрицкий, Пришвин, Платонов. Вторая же группа – «Серапионовы братья». Их позиция, конечно, вызывала рапповскую критику.
Вторая половина двадцатых годов после смерти Ленина (в 1924) оказывается в СССР временем относительной свободы. В стране активно ведутся общественные и партийные, религиозные и литературные дискуссии. Восстанавливаются связи с эмиграцией. Появляется «возвращенцы», которых активно поддерживает власть («Бег» заканчивается сценой возвращения). В этой атмосфере ослабления написаны или задуманы многие наиболее важные тексты 20 века. Снова появляются частные и кооперативные издательства.
Но на рубеже 20-30-х ситуация резко меняется. Наступает эпоха Сталина. «Старых большевиков» расстреливают как врагов народа (Бухарин, Каменев). И продлится она до 1953 года. В 1932 году выходит постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому все литературные объединения и группы распускаются, а создается единый союз писателей, поддерживающих советскую власть. В 1934 проводится Первый съезд советских писателей, на котором было объявлено о едином методе творчества – социалистическом реализме. Он ставил перед писателем задачу «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» и «воспитания трудящихся в духе социализма». На смену «безумцам и мечтателям», о который писал Замятин («Я боюсь») и которые только и могут сделать хорошее искусство, пришли «благонадежные чиновники» (их иронично называли инженеры человеческих душ). А те писатели, которые могут что-то дать, истребляются массами. Показательно в этом отношении самоубийство Фадеева, которые в предсмертной записке писал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено».
