- •Бытие как исходная философская категория
- •Бытие и небытие
- •Основные формы бытия.
- •Принцип материального единства мира
- •Понятие материи, его эволюция в истории философской мысли.
- •Движение и покой. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
- •Пространство и время: субстанциональная и реляционная концепции
Бытие как исходная философская категория
Как уже говорилось в лекции о предмете философии, философия рассматривает мир в целом, т.е. весь мир, вместе с присутствующим в нем человеком. С рассмотрения мира в целом мы и начнем. Для этого нам придется на первых порах отвлечься (абстрагироваться) от всего того, что отличает все явления друг от друга, сосредоточив внимание на том, что их объединяет. Поэтому мы отвлекаемся от различия между материальным (вещи внешнего мира) и идеальным (мысли, представления, эмоции), природным (атомы, реки и галактики) и социальным (общественные отношения, социальные группы и организации). Абстрагируемся от свойств, которые отличают живое от неживого, одну конкретную вещь от другой и т.д.
В результате у нас останется признак, общий для всего, что существует. Этот признак есть именно существование, или бытие, всех явлений. Все явления мира, как материальные, так и идеальные, природные и социальные и т.д., обладают бытием.
Присмотримся ближе к этому признаку. Бытие – это то, что остается от предмета, когда мы отбросим все его конкретные свойства. Это отражается и в языке. Все суждения о вещах и явлениях включают явно или неявно слово “есть”. Мы говорим: Петров есть человек, кроме того, он есть врач, а также он муж вот этой женщины, гражданин Российской Федерации и т.д. Отбросим в каждом из этих суждений конкретные свойства Петрова, и тогда останется лишь то, что Петров есть, т.е. обладает бытием. Таким образом, понятие бытия присутствует незримо в языке, как тот воздух, который мы не замечаем, но которым мы дышим и поэтому живем.
Итак, обо всех вещах и явлениях мира можно утверждать, что они существуют, обладают бытием. Присматриваясь к бытию определенных вещей и явлений, мы обнаруживаем второе их общее свойство: бытие вещи и явления - преходяще. Вещи и явления возникают, длятся и исчезают во времени, а также занимают ограниченное место в пространстве. Сам язык указывает на это их свойство, ведь мы говорим “определенные вещи и явления”, т.е. имеющие предел, ограничивающий их бытие во времени и в пространстве.
Яблоко, которое сейчас лежит на столе передо мной, заполняет определенное, ограниченное место в пространстве, оно вот в этой точке пространства начинается, а в вот этой точке пространства заканчивается. И во времени оно тоже ограничено: в какой-то момент появилось и через какое-то время исчезнет, например, будет съедено или сгниет, высохнет, в любом случае перестанет быть вот этим яблоком. Преходящий характер любого явления и любой вещи мы будем выражать через понятие “бытие-в-мире”. Итак, любой вещи или явлению присуще бытие-в-мире.
Продолжая присматриваться к вещам и явлениям, мы обнаруживаем третье общее свойство: каждое бытие-в-мире в своей пространственной и временной границе переходит не в ничто, но в некоторое нечто, именно в другое бытие-в-мире: вещь или явление. Яблоко в своей границе переходит в окружающий его воздух, который, в свою очередь, соприкасается со стенами дома, а за этими стенами начинается пространство, заполненное снова воздухом, образующим атмосферу планеты. Эта атмосфера переходит в космический газ, в котором, в свою очередь, движутся планеты, звезды, галактики и т.д. И во времени вещи и явления, исчезая, переходят не в ничто, но в другое состояние: съеденное яблоко переходит в содержимое желудка, человеческое тело после смерти не исчезает, но распадается на химические составляющие.
Итак, одно бытие-в-мире сменяется другим в пространстве и во времени, образуя бесконечный ряд бытий-в-мире. Этот бесконечный ряд явлений и есть то, что можно назвать миром в целом.
Обратим внимание на то, что мир в целом, хотя и состоит из преходящих вещей и явлений, ограниченных в пространстве и во времени, сам не может иметь границу в пространстве и во времени. Обнимая все, что существует, он не может занимать определенное и, следовательно, ограниченное место, так как это означало бы, что далее начинается что-то иное, чем он сам. Он также не возникает и не исчезает во времени, потому что это снова означало бы переход во что-то иное, чем он сам. Чтобы подчеркнуть это отличие мира в целом от отдельных вещей и явлений, мы будем использовать понятие “бытие мира”.
Бытие-в-мире и бытие мира выступают как противоположные понятия: первое преходяще и ограничено, второе вечно и безгранично. Отметим следующую важную особенность этих понятий. Мы к ним пришли, рассуждая о мире в целом. Но, оказывается, данная пара понятий вполне применима и при анализе конкретных вещей и явлений.
С одной стороны, каждая вещь и каждое явление могут быть поняты как совокупность бытий-в-мире. Например, яблоко, лежащее передо мной, состоит из левой и правой половинок, семечек, кожуры, черенка. Каждая из этих частей преходяща: переходит одна в другую в пространстве и изменяется во времени. Тело человека состоит из органов и частей, переходящих друг в друга в пространстве и изменяющихся во времени. Например, известно, что органические клетки, из которых состоит наше тело, постоянно отмирают и заменяются новыми. Внутренний мир личности также предстает как поток сменяющих друг друга ощущений, образов, эмоций и мыслей.
А с другой стороны, каждая вещь представляет собой нечто относительно неизменное и сохраняющееся в качестве данной вещи. Например, яблоко остается яблоком вопреки изменчивости своих частей. Конечно, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так как она есть нечто текущее и изменяющееся, в этом прав греческий философ Гераклит. Но ясно и то, что при всех этих изменениях река остается той же самой: Кама не превращается в Волгу, а затем в Енисей. С этой стороны каждая вещь есть своеобразный аналог бытия мира, который при всех изменениях остается тем, что он есть.
Между вещью, рассматриваемой в целом, и миром в целом существует еще одно важное сходство. Мир в целом мы не можем обозреть, так как всегда имеем дело лишь с тем или иным его фрагментом. Современная космология утверждает, что мир, который открывается нам в радиотелескопах, составляет лишь часть Метагалактики, в которую входит наша галактика Млечный путь. Предполагается, что такого рода метагалактик во Вселенной множество. Также можем созерцать мир лишь вот в этот момент времени.
И мир в целом, и отдельная вещь в целом нам никогда не даны актуально для наших органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.д. То и другое представляются лишь в виде мысленных образов, деятельности памяти, мысленных экстраполяций и обобщений.
Итак, любую вещь можно представить как совокупность сменяющих друг друга в пространстве и во времени бытий-в-мире, и в то же время вещь можно рассматривать как своеобразное подобие бытия мира. Это говорит об универсальности данных философских понятий.
