Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 3 Мир РТ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
154.62 Кб
Скачать

18

Тема 3 Мировой рынок труда

3.1 Сущность мирового рынка труда.

МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ - перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Различают экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами. По терминологии ООН мигрантами считаются лица, находящиеся в стране въезда для того, чтобы найти работу на срок, превышающий один год. В последнее время увеличивается число нелегальных мигрантов, т. е. лиц, въезжающих в страну нелегально, или въезжающих в нее легально (туристы, по приглашению и т. п.), а потом и нелегально трудоустраивающихся.

Начал формироваться в середине XIX в. Основными регионами притяжения мигрантов стали индустриально - развитые страны и прежде всего США. Особенность современной международной миграции рабочей силы заключается в значительном ее росте, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех стран. К настоящему времени обозначились четыре центра мирового рынка рабочей силы: США, Ближний Восток, Западная Европа и Латинская Америка. После распада СССР проблема перемещения трудовых ресурсов возникла в России. В середине 90-х гг. за ее пределами проживало русских: на Украине - 11,4 млн человек, в Средней Азии и Казахстане - 10 млн человек, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, Белоруссии - 1,3 млн, Закавказье - 800 тыс. человек. Имеет место отток рабочей силы из России в США, Западную Европу и другие страны. Возникла проблема «утечки умов» - высококвалифицированных работников и деятелей искусства. Способ решения проблемы - укрепление экономики.

    1. Структура современного мирового рынка труда.

Первый центр мирового рынка рабочей силы сформировался в 70-е годы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока, которые притягивают на промыслы огромное число людей из Ин­дии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Гре­ции, Турции, Италии. К началу 90-х годов здесь рабо­тали более 4,5 млн иностранцев, в то время как число местных рабочих соста­вило только 2 млн человек. Доля иммигрантов в общей численнос­ти рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в Объе­диненных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте — 86,5%, Саудовской Аравии — 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.

Некоторые страны арабского мира являются одновременно экспортерами-импортерами рабочей силы. Так, например, Иорда­ния, являясь одним из круп­нейших экспортеров низкоквалифици­рованных работников, импортирует ква­лифицированную и высо­коквалифицированную рабочую силу. Йемен, входя в число госу­дарств-миллиардеров по поступлениям в платежный баланс чистых невостребованных переводов, в то же время нуждается в большом количестве трудовых иммигрантов.

Таким образом, в таком динамичном международном центре рабочей силы неизбежны изменения в движении потоков мигран­тов и развитии новых рынков рабочей силы.

Второй центр сложился в странах Западной Европы, где основ­ные страны стали использовать иностранную рабочую силу на постоянной основе. Сущест­венную роль здесь сыграл Европей­ский Союз, одним из элементов которого яв­ляется создание обще­го рынка рабочей силы. В условиях хорошей экономиче­ской конъ­юнктуры страны ЕС широко привлекали рабочую силу и из стран, не входящих в Сообщество. Иностранные рабочие традиционно используются в тех сферах, где велика доля ручного труда (строи­тельство, сфера обслужива­ния) и где работа является опасной, грязной или считается непрестижной для местной рабочей силы. Здесь доля иностранцев велика и доходит порой до 70 %, что пока­зывает, что эти сферы уже «сориентированы» на пришлую рабочую силу.

За два истекших десятилетия государства ЕС завербовали в на­иболее бедных странах Средиземноморья 30 млн человек, из кото­рых 6,8 млн осело на посто­янное жительство. Кроме того, были за­везены рабочие из Западной и Цен­тральной Африки, Среднего Востока, стран Карибского бассейна. В странах ЕС насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Общая численность трудя­щихся-иммигрантов достигала в 80-х годах во Франции 7,3% от общего числа работающих, в Германии — 7,3, в Люксембурге — 33%. В то же время в ряде стран Союза была велика доля рабо­чих-эмигрантов, в частности в Португа­лии— 11,4%, Греции — 5,5, Испании — 4,8, Италии — 3,9 %.

Особая роль иммигрантов как дополнительной рабочей силы заключается в том, что в межгосударственном передвижении в основном участвует молодежь, как правило, до 25 лет, пригодная к самым тяжелым физическим работам. По данным исследований, проводившихся в рамках Международной организации труда в се­редине 70-х годов, удельный вес молодых людей среди иммигран­тов достигал: в Германии — 37,9 %, Франции — 40,2, Голландии — 40,2, Люксем­бурге — 43,4, Бельгии — 40,8 %.

Характерная черта рынка рабочей силы этого региона — не стандартность, а специфичность каждой страны. Для Италии, например, характерны как внут­ренняя миграция, так и внешняя. За последние 100 лет эту страну покинуло 27 млн итальянцев. Своя специфика рынка и в Германии, в которой уже в 1910 г. насчиты­валось 1,3 млн иностранных рабочих. Сейчас иностранцы состав­ляют около 10% занятых. Рынок трудовых ресурсов и связанная с ним миграционная политика Франции имеет свою отличительную особенность по сравнению с другими странами Европы. Париж, сохранивший до сих пор «зону франка», в которую входят 14 бывших французских колоний, предпочитает черпать не­достаю­щие трудовые ресурсы преимущественно из этих территорий. Так по­ступают Англия, Нидерланды и Бельгия.

В последнее время в Западной Европе наблюдаются некоторые сдвиги в традиционной структуре занятости иностранной рабочей силы. Произошло значительное снижение занятости иностранцев в сталелитейной промышленно­сти, металлообработке, автомобиле­строении. В то же время доля рабочих-ми­грантов возросла в сфере услуг с 37,5% в 1990 г. до 52% в 1997 г., в финансо­вых учреждениях — до 40%, в торговле недвижимостью — на 21%. За послед­ние 10 лет число иммигрантов, работающих в торговле, увеличилось на 55%, за­нимающихся услугами производственного характера — на 78%.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием еди­ного рынка труда в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо орга­низованная массовая иммиграция работни­ков низкой квалификации уступит место коллективным договорам по целевому назначению. Несмотря на то что преобладающую часть будут составлять низко- и полуквалифицированные ра­ботни­ки, приоритетное право получат высококвалифицированные про­фессио­налы, число которых в перспективе возрастет.

Третий центр рынка рабочей силы принадлежит США, трудо­вые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. В настоящее время им­мигранты составляют постоянно около 5% от общего числа рабочей силы, а в прибрежных районах — больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться). Послевоенная иммиграция в Соединенные Штаты проходила в несколько эта­пов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в США из стран Западной Европы въехали 6,6 млн человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные усло­вия для выходцев из Азии и Ла­тинской Америки. С 1993 г. Ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы — Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины. Прогнозы Института Хатсона, который определил, что с 1985 по 2000 г. доля белого населения в количестве занятых уменьшится с 83 до 57%, цветного, напротив, возрастет с 10 до 20%, оправдались. Означенная переори­ентация приведет к тому, что к началу треть­его тысячелетия США могут стать страной, где белые окажутся в меньшинстве в результате прогнозируемой вы­сокой рождаемости цветного населения.

США активно переманивают к себе научно-технические кадры высокой ква­лификации, в том числе из Западной Европы, где проблема «утечки умов» вы­зывала в 70-е годы большие опасения. Интересно, что 23% членов Националь­ной академии наук, 33% ла­уреатов Нобелевской премии в США — имми­гранты.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов дости­гает 3 млн человек, большинство ко­торых составляют латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют спе­циальные программы по привлечению восточноевропейцев, в том числе вы­ходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах-хи­миках, фермерах.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиат-ско-Тихоокеан­ского региона (АТР) — Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Рес­публика Корея, Тайвань, Пакистан.

Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции:

а) регулируемая трудовая миграция. Характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея и Гонконга;

б) скрытая или нелегальная. Она типична для Восточной и За­падной Малай­зии, Гонконга, Японии, Пакистана и Тайваня;

в) миграция рабочей силы высокой квалификации, сопровож­дающая прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Япо­нией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром. Этот тип миграции по­лучил название «транзитной профессио­нальной миграции».

Пример Японии показывает тесную взаимосвязь проблемы миграции с уров­нем экономического развития страны. С тех пор как в Японии в 60-х годах на­чался бурный рост экономики, эмиграция ее граждан прекратилась. Более того, потоки «никкей» («эмигрант» по-японски) идут в обратном направлении. На­чиная с 90-х годов в Японию приезжает ежегодно до 400 тыс. иностранных ра­бочих. Традиционно это были корейцы, но в последнее время появились и иранцы, выполняющие черную работу. В то же время Япония может вывозить рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую ее прямые инвести­ции в страны АТР.

Шестой международный регион миграции сформировался в Австралии. Ав­стралия, как и США, ориентирована на ассимиля­цию иммигрантов. С 1982 г. Австралия стала проводить миграци­онную политику, стимулирующую разви­тие бизнеса в стране. В со­ответствии с ней в страну в первую очередь прини­мались иммиг­ранты, делавшие инвестиции в ее экономику. Поощряется также иммиграция женщин из других стран для решения проблемы рождаемости.

Существует и африканский центр. По приблизительным оцен­кам, межстра­новая миграция в Африке составляет 2 млн человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифи­цированных работников из соседних стран. Африканский рынок рабочей силы сложился вокруг самой богатой страны Африканско­го континента ЮАР. Первые иммигранты в эту страну приехали из Европы в начале XIX в. Теперь около двух третей черных рабочих составляют мигранты по краткосрочным контрактам. В условиях реформиро­ванной ЮАР профессиональный отбор является реша­ющим при рассмотрении соответствующих заявок от иностранцев. Для ЮАР характерен высокий про­цент нелегальных иностранных рабочих или «незаконных иммигрантов», а это выходцы из Мозам­бика, Анголы и других стран. ЮАР заинтересована в при­токе спе­циалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жи­тельства.