- •Внутренняя и внешняя политика россии на рубеже XIX—XX вв.
- •Николай II и его окружение
- •Экономическая политика правительства
- •Крестьянский вопрос
- •Рабочий вопрос
- •Самодержавие и земство
- •Обострение международных отношений на дальнем востоке на рубеже .XIX—XX вв.
- •Военные действия на море и на суше в 1904г.
- •Народные движения
- •Революционное подполье
- •Либеральная оппозиция
- •§ 10. Накануне
- •Апогей революции
- •§ 14. Российский парламент
- •Конец революции
- •Третьеиюньская монархия
- •3 Гос.Дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. 1 ноября 1907г. – 8 июня 1912г.
Конец революции
Революционное движение во второй половине 1906 — начале 1907 г. Революция отступала с боями. Во второй половине 1906—начале 1907 г. не проходило дня без стачек, рабочих митингов и демонстраций. Забастовочное движение в большей степени принимало экономический, оборонительный характер: в конце 1906—-1907 г. рабочие, как правило, выступали тогда, когда перешедшие в наступление промышленники пытались отобрать у них завоеванное, восстановить на предприятиях дореволюционные порядки. При этом капиталисты все чаще оказывались победителями: в 1907 г. лишь 30% забастовок привели к удовлетворению требований рабочих. В разгар революции эта цифра превышала 50%.
Достигнув своего апогея летом 1906 г., пошло на спад и крестьянское движение. С помощью карательных походов, массовых экзекуций, высылки в Сибирь многих тысяч «зачинщиков» власть сумела-таки «убедить» крестьян и в том, что у нее еще хватает сил, и в том, что она готова к применению самых жестоких мер для борьбы с волнениями. К концу 1906— началу 1907 г. в деревне постепенно стали восстанавливаться старые, традиционные порядки: помещики возвращались в свои разоренные имения, с помощью местных властей отбирали у крестьян захваченные ими земли, восстанавливали свое хозяйство. В том же направлении развивались события и на национальных окраинах: к 1907 г. и в Прибалтике, и в Закавказье массовые волнения были в целом подавлены. Неудачей закончились и восстания в Свеаборге и Кронштадте (июль 1907), ставшие последним звеном в цепи революционных выступлений в армии и на флоте.
Характерным признаком последнего этапа революции стало заметное оживление террористической деятельности. Правда, знаменитая Боевая организация эсеров, умело разрушавшаяся изнутри ее руководителем-провокатором Азефом, в октябре 1906 г. временно прекратила свое существование. Однако с тем большим размахом вели террористическую деятельность местные боевые дружины и летучие отряды эсеров, убивавшие представителей местной администрации, полицейских, жандармов, тюремщиков. Особенно выделялись в этом отношении так называемые эсеры-максималисты, отколовшиеся от эсеровской партии в 1906 г. Обвиняя партийное руководство в трусости и пассивности, максималисты, в полном соответствии со своим названием, призывали трудящихся к немедленному захвату земли и промышленных предприятий, к ведению постоянной партизанской войны против хозяев, помещиков и власть имущих и, главное, к самым решительным террористическим действиям. Не брезговали максималисты и «революционным грабежом» — так называемыми экспроприациями.
Именно максималисты совершили самый кровавый и бессмысленный теракт за всю историю русского революционного движения. 12 августа 1906 г., в приемный день, на даче нового премьер-министра П. А. Столыпина они устроили взрыв, в результате которого 32 человека были убиты и 22 ранены. Погибли и сами террористы. Столыпин получил легкую контузию.
Таким образом, противостояние царского правительства и революционных масс сохранялось и в 1906 — начале 1907 г. Однако правительство с каждым месяцем все больше переламывало ситуацию в свою пользу. Революция заканчивалась.
Новый премьер. Немалую роль в победе царской власти над революцией сыграл П. А. Столыпин. Потомок старинного дворянского рода, он сумел ярко проявить себя на государственной службе. С 1903 г. Столыпин занимал пост губернатора одной из самых беспокойных поволжских губерний — Саратовской. В
1905 г., в разгар революции, Столыпин показал себя умным, распорядительным администратором: ему удавалось поддерживать в губернии относительный порядок, избегая при этом ненужных кровопролитий. В пору всеобщей растерянности властей подобные качества обратили на себя внимание: в апреле
1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел, а затем, вытеснив без особых усилий престарелого и бездеятельного Горемыкина, занял его место; 8 июля, за день до разгона Думы, он встал во главе правительства, возглавив Совет Министров.
Столыпин сразу же еще более решительно, чем его предшественники, повел борьбу с революцией. Наряду с использованием уже хорошо отработанных мер — карательных походов, массовых экзекуций и т. п.— его правительство подготовило Положение о военно-полевых судах, утвержденное Николаем II 19 августа 1906 г.
Теперь революционеров судили только военно-полевые суды, вся процедура в которых была максимально упрощена: дело должно было рассматриваться в течение 48 часов, адвоката не полагалось, приговор выносили специально подобранные офицеры-строевики, не привыкшие соблюдать юридические формальности. В подавляющем большинстве случаев приговор у таких судей был один — смертная казнь.
Современники сразу же прозвали военно-полевые суды «скорострельной юстицией». Характерно, что Столыпин, утвердивший Положение о военно-полевых судах по 87-й статье в качестве «чрезвычайного закона», даже не попытался провести его через II Думу, хорошо понимая, что депутаты ни при каких обстоятельствах не утвердят это издевательство над правосудием. В результате в апреле 1907 г. Положение потеряло свою силу. К этому времени по приговорам военно-полевых судов было казнено уже около тысячи человек.
Однако Столыпин не собирался ограничиваться только карательными мерами. Уже в первые месяцы своего премьерства он обнаружил ясное понимание того, что из затяжного кризиса Россию можно вывести только с помощью серьезных реформ. Свою программу Столыпин опубликовал в газетах 25 августа. Программа была обширна: неприкосновенность личности и гражданское 'равноправие; улучшение крестьянского землевладения и улучшение быта рабочих; реформа местного суда и реформа средней и высшей школы.
Большинство представителей оппозиции, не говоря уже о революционерах, склонны были отнестись к этой программе с недоверием. С другой стороны, столыпинские проекты вызвали критику со стороны реакционеров-черносотенцев, которые сочли их излишне смелыми и радикальными. Однако, как выяснилось, и России нашлись общественные силы, готовые поддержать Столыпина: крупные предприниматели и помещики-либералы, уставшие от революции и в то же время желавшие реформ. Партия октябристов, выражавшая настроения этих слоев, сразу же проявила интерес к правительственной программе. «Я глубоко верю в Столыпина»,— заявил в печати председатель ЦК Союза 17 октября А. И. Гучков. Таким образом, впервые за все время революции в России появилась возможность сближения правительства с одной из буржуазных партий.
II Дума. Государственный переворот. В условиях продолжавшейся революции власть пошла на то, чтобы выборы в новую Думу проходили по старому избирательному закону, хотя было уже совершенно очевидно, что в результате возникает орган, с которым правительство никак не может найти общий язык. К тому же в это время от бойкота выборов отказались революционные партии, продолжавшие пользоваться заметной популярностью в массах. В результате в 1907 г. правительство получило еще более оппозиционную Думу, чем та, с которой ему пришлось иметь дело в 1906 г.
Левые партии отвоевали себе места прежде всего за счет кадетов — последние провели в Думу 98 человек (около 20% всего состава против прежних 34%). Трудовики сохранили свои позиции — 104 человека и получили к тому же поддержку от партий народнического направления — эсеров и близких к ним народных социалистов — 53 человека. 65 человек провели в Думу социал-демократы. По-прежнему немного мест, хотя и больше, чем в I Думе, получили октябристы — 32. Еще меньше было черносотенцев — 22 человека.
II Дума открыла свои заседания 20 февраля 1907 г. Председателем ее был избран кадет Ф. А. Головин. Именно кадеты, игравшие на этот раз роль центра, выдвинули лозунг: «Берегите Думу!» Речь шла о том, чтобы, отказавшись от демонстративного противостояния правительству, избегая ненужных конфликтов, попытаться наладить с ним совместную работу. Однако у представителей власти, с одной стороны, и у подавляющего большинства депутатов — с другой, были слишком различные позиции по основным проблемам русской жизни, чтобы они могли найти общий язык.
Дума никак не могла безоговорочно одобрить карательные действия правительства и отречься от революции, благодаря которой она, собственно, и была созвана. Между тем Столыпин настойчиво требовал от депутатов принципиального осуждения терроризма. Большинство депутатов решительно отказались сделать это. Более того, в мае 1907 г. Дума проголосовала против «незаконных действий полиции», что было воспринято правительством как вызов. Но главное, Дума, по-прежнему почти наполовину крестьянская по своему составу, никак не могла обойти аграрный вопрос. В ней снова начались бурные «аграрные прения», причем левое большинство все решительней настаивало на конфискации помещичьих земель в пользу крестьян-земледельцев.
В это время власть уже достаточно поверила в свои силы, чтобы распустить Думу совершенно безбоязненно. Однако, не желая лишний раз подчеркивать свое стремление сохранить помещичьи земли в неприкосновенности, правительство, воспользовавшись данными охранки, обвинило социал-демократическую фракцию в «военном заговоре» и потребовало, чтобы Дума лишила 16 ее представителей депутатской неприкосновенности. Дума создала специальную комиссию для ознакомления с доказательствами заговора. Однако Столыпин не стал дожидаться ее выводов.
3 июня 1907 г. был издан манифест о роспуске Думы. В тот же день появился новый закон, изменявший порядок выборов. Издание его волей царя явилось нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., согласно которому «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы». Тем самым был произведен акт государственного переворота. Он ознаменовал собой поражение революции и наступление реакции. Революция завершилась, не разрешив большинства вопросов, стоявших перед страной. И все же нельзя сказать, что защитники старых порядков одержали решительную и безоговорочную победу. Революция напугала верхи своей мощью и грандиозным размахом. Сделав в борьбе с ней главную ставку на грубую силу, власть 17 октября вынуждена была пойти на некоторые уступки. Созыв Думы, введение, хоть и с ограничениями, политических свобод — все это заметно изменило атмосферу в стране. Подавив революцию, правительство не рискнуло полностью ликвидировать эти перемены. Более того, в страхе перед новым революционным взрывом оно вынуждено было искать пути к решению и наболевших вопросов — прежде всего аграрного.
