Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аланский язык.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.49 Mб
Скачать

Глава III

Аланы ~ асы в сообщениях исторических

Источников

Карачаево-балкарцы обращаются друг к другу этно­нимом «Alan!», о чем говорилось и выше. В труде же этно­графа Н. Г. Волковой читаем: «В наши дни этнические на­именования alan-as среди осетин не сохранились ни в ка­честве общего самоназвания, ни для обозначения отдель­ных групп народа» (Волкова, 107). «В настоящее время среди осетин в качестве самоназваний распространены два этнических имени – iron и dygoron, – соответствующие восточной и западной группам народа» (там же, 109). «Дигорцам плоскостным и горным имена Asi (Балкария) и asiag, ässon (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко связываются ими с тюркоязычным населением, жи­вущим за пределами (перевала – С. Б.) Стулиафцег. Дигор­ское на­звание Карачая – Ustur-Asi, т. е. “Большая Балка­рия” (Большая Алания?)» (там же, 98). «Этнонимы as и alan отразились и в современном осетинском названии балкарцев (asiag, ässon) и мегрельском имени карачаевцев (alani)» (там же, 107). Абхазское наименование балкарцев – az (см. Лопа­тинский, 4). «В балкарском (карачаево-бал­карском – С. Б.) языке зафиксировано обращение “Ej, alan!” “Эй, аланин” (ср. “Эй, эбзе!” в балкарском и карача­евском языках) (I, д. 31, л. 30; 151, 158)» (там же, 108).

То, что исторические соседи называют карачаево-бал­карцев, а не осетин, аланами и асами, В. И. Абаев объяс­няет как перенесение на карачаево-балкарский народ чу­жого, бывшего осетинского, наименования (см. Абаев II, 80).Однако гипотезу эту принять невозможно потому, что, во-первых, карачаево-балкарцы на своем языке обраща­ются друг к другу этнонимом “Alan!” как самоназванием, во-вторых, осетины не себя, а карачаево-балкарцев назы­вают асами, в-третьих, путешественники разных веков «на горе языков и народов» именно в карачаево-балкарцах уз­навали алан ~ асов. Вот ряд их сообщений, начиная с позд­нейшего.

Совершенно недавно, в 1833 г., И. В. Шаховской отме­тил на составленной им карте: «Карачаевцы-аланеты» (см.Шаманов).

Несколько ранее, в 1798 г., польский путешественник Ж. Потоцкий записал, что в горах Прикубанья, примы­кающих к территории Сванетии, живут аланы в количестве 1000 человек (Potocki, 106). В те годы и после, даже и сей­час в Верховьях Кубани, по соседству со сванами, жили и живут только карачаевцы.

В 1796 г. путешественник Я. Рейнеггс писал о народе алан, живущем в долинах Главного Кавказского хребта и говорящем на кавказско-татарском языке (см.Reineggs, 15). Рейнеггс, собиратель этнографических материалов всего Кавказа, знал народы этого региона и назвал аланами тех, кто тогда продолжал носить это имя.

На картах XVII – XVIII вв. именно современная терри­тория Карачая все продолжала называться Аланией (см. Ламберти; Вахушти, 237).

Сохранились сведения о том, что во времена христиа­низации алан преподавание богословия велось, для дос­тупности, на том же «кавказско-татарском языке» (см. Шильтбергер, 31 – 34, 102, 109,.134), стало быть, на кара­чаево-балкарском (аланском) языке.

В 30-х годах XIV в. арабский географ Абу-л-Фидэ од­нозначно отметил, что аланы – тюрки, которые христиа­ни­зировались, и что по соседству с ними живут асы того же происхождения и веры (см. Абу-л-Фидэ, 64).

«Сведения о карачаевцах и балкарцах в источниках XVII в. крайне скупы, – пишет Н. Г. Волкова.– В связи с этим следует предположение В. И.Абаева о том, что сооб­щение арабского географа Абу-л-Феды (1273 – 1331 гг.) о христианах-аланах и асах, живущих по соседству с абха­зами и говорящих на тюркском языке, – первое упомина­ние о существовании на территории исторической Алании, в горах, тюркоязычного народа – предков современных ка­рачаево-балкарцев (9, 131)» (Вол­кова, 95). Однако это не первое упоминание о карачаево-балкарцах как об аланах ~ асах (см. ниже). Высказывались мнения о том, что якобы Абу-л-Фидэ ошибся (см. Волкова, 95), однако этому про­ти­воречит, во-первых, то, что он при­водил слова из языка алан ~ асов, например, kirkeri «сорок мужчин» (см. Бар­тольд IV, 368), ср. общетюркское совре­менное qyrq eri «сорок мужчин», во-вторых, то, что автор XIII в. Ибн– Са'ид также утверждал, что аланы – тюрки (см. там же, 109).

Локализация гуннов III – II вв. до н. э. в пространстве всей Средней Азии и Юго-Восточной Европы, оставав­шаяся без особых изменений до IV в. н. э., напоминает ло­кализацию алан того же периода, описанную Аммианом Марцеллином: «Истр (Дунай – С. Б.), пополнившись водой протоков, протекает подле савроматов, область которых простирается до Танаида (Дона – С. Б.), отделяющего Азию от Европы. За этой рекой Аланы занимают прости­рающиеся на неизмеримое пространство скифские пус­тыни. Имя их происходит от названия горы (выделено нами – С, Б.). Мало-помалу они подчинили себе во много­кратных победах соседние народы и распространили на них свое имя, как сделали персы. Из этих народов Нервии занимают срединное положение и соседят с высокими кру­тыми горными хребтами, утесы которых, обмерзшие льдом, обвивают аквилоны. За ними живут Видины и очень дикий народ Гелоны, которые снимают кожу с убитых вра­гов и делают из нее себе одежды и боевые попоны для ко­ней. С Гелонами граничат Агафирсы, которые скрашивают тело и волосы в голубой цвет, простые люди – в неболь­ших, кое-где рассеянных пятнах, а знатные – в широких, ярких и частых. За ними кочуют по разным местам, как я читал, Меланхлены и Антропофаги, питающиеся человече­ским мясом… С другой стороны поблизости от мест оби­тания Амазонок смежны с востока Аланы, рассеявшиеся среди многолюдных и великих народов, обращенных к азиатским областям, которые, как я узнал, простираются до самой реки Ганга, пересекающей земли Индов и впадаю­щей в Южное море» (Марцеллин, 240 – 241).

«Нет у них ни шалашей, никто у них не пашет; пита­ются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых согнутыми в свод кусками древесной коры, и переводят их по бесконечным степям. Дойдя до богатой травою местно­сти, они ставят свои кибитки в круг и кормятся, как звери; а когда пастбище выедено, нагружают свой город на ки­битки и двигаются дальше…

Гоня пред собою упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням…

Все, что по возрасту и полу не годится для войны, дер­жится около кибиток и занято домашними работами; а мо­лодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся вследствие многообразных упражнений вели­колепными воинами. Потому-то и Персы, будучи скиф­ского происхождения, весьма опытны в военном деле» (там же, 241 – 242).

«Почти все Аланы высоки ростом и красивы видом, во­лосы их русоватые, взгляд у них, если и не свиреп, то все– таки грозен, они очень подвижны, вследствие легкости вооружения, во всем похожи на Гуннов (выделено нами – С. Б.), но несколько мягче их в нравах и образе жизни; в разбоях и охотах они доходят до Меотского (Азовского – С. Б.) моря и Киммерийского Боспора (Керченского про­лива – С.Б.), с одной стороны, и до Армении и Мидии – с другой» (там же, 242).

«Нет у них ни храмов, ни святилищ, нельзя увидеть ни покрытого соломою шалаша; но они втыкают в землю, по варварскому обычаю, обнаженный меч и благоговейно по­клоняются ему, как Марсу, покровителю стран, в которых они кочуют» (там же).

«Их способ предугадывать будущее страны: связав в пучок ивовые прутья, они разбирают их в определенное время с какими-то таинственными заклятиями и получают весьма определенные указания о том, что предвещается» (там же).

Все это находят исследователи в исторической этно­графии карачаево-балкарцев (см. Мизиев; Джуртубаев).

Итак, дан обзор сообщений исторических источников XIX, XVIII, XVII, XV, XIV, XIII, VI, IV вв. н. э. и III – II вв. до н. э. об аланах ~ асах, и все эти сообщения говорят о тюркоязычии (карачаево-балкароязычии) алан ~ асов.