Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история и теория религии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Религия и другие формы регулирования общественных отношений

Религия, как и право являются системами социальной регуляции поведения личности и группы в обществе. Границы их деятельности, формы взаимодействия, специфические полномочия имеют социально-исторический характер и определяются каждой эпохой и страной индивидуально.

В любом обществе право и религия имеют определенные общие элементы, а именно: ритуал, традицию, авторитетность и универсальность. В ходе исторической эволюции оба начала взаимно обогащали друг друга. Если право придает религии социальное измерение, то религия одухотворяет право и заставляет людей ценить его34.

Каждая эпоха рождает свои способы регулирования отношений и борьбы с хаосом. В ранних обществах порядок устанавливала мононорма, представлявшая собой нерасчлененное единство религиозных, протоправовых, нравственных правил индивидуального и коллективного существования.

Эпоха ранних государств, создав и новое поколение религий (народностно-национальный тип), именуемых зачастую язычеством, создала и новые способы регуляции межличностных и общественных отношений. Язычество – довольно разнообразная группа религий, признающих верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости. В различных формах язычества механизм действия принципа справедливости представлялся по-разному: как действие всемирного безличного принципа, которому подчиняются даже боги, как установление определенного божества, отвечающего за миропорядок, как отдаленное воздаяние, проявляющееся через коллектив (гнев богов не только на виновника, но и на его род или даже народ), как воздаяние, сказывающееся в последующих поколениях, в последующих перерождениях и т.д. Поэтому так велика была роль магии – правильные ритуальные усилия порождают правильный результат.

В эпоху монотеистических религий источником справедливости и ее канонов объявлялся Бог-создатель мира. Соответственно, все, что сочетается с его волей, – правильно, законно и справедливо. Над правовой мыслью довлела теология. Постепенно происходило расхождение религии и права в «разные стороны»: определись сферы и способы действия этих социальных регуляторов. Процесс секуляризации в Европе эпохи Нового времени завершил такое расхождение. (В мусульманском мире взаимоотношения права и религии складываются несколько иначе.) Постепенно право в европейском мире обрело свои ключевые особенности, отличающие его от морали и религии: формальная определенность, общеобязательный характер, наказуемость противоправных деяний силой государственного принуждения и, наконец, объективный характер права и правоустановлений. Именно эти свойства отличают право от религии.

В современном демократическом обществе требования религии утратили общеобязательность (например, из законодательства европейских стран довольно давно исчезло понятие «религиозное преступление»), нормы религии, даже если таковая имеет статус государственной уже не устанавливаются государством, наконец современный человек волен выбирать, менять свое вероисповедание, а значит, волен добровольно (а не общеобязательно) входить в общество той или иной религиозной организации, устанавливающей свой круг обязанностей для личности.

ХХ век породил новые явления в сфере правового регулирования религиозных процессов в секуляризированном обществе. Речь идет о различных языческо-окультистских представлениях о миропорядке и справедливости, привнесенных в европейский мир неорелигиозными движениями. Эти представления сводятся к следующему: в мире царит принцип справедливого воздаяния, осуществляемый неведомыми человеку таинственными силами. Воздаяние осуществляется по правилам, которые фактически неведомы человеку (так как все в мире взаимосвязано, можно получить наказание за незаметные для личности явления и события, которые станут причиной бедствия для него и его близких). Невежественный человек, не знающий высших правил, установленных таинственными силами, обречен на гибель. Единственным выходом в силу этого становится приобщение к тайному знанию (заметим, не к абстрактному тайному знанию, а к учению конкретной организации, становясь ее членом). Таким образом, весь миропорядок общества объявляется глупым, бессмысленным, негуманным. В противоположность таковым предлагается следовать лишь установлениям «правильного» религиозного сообщества, игнорируя ценности и законы социума.

Оккультное право (всеобщее по своей сути, охватывающее жизнь человека подобно первобытной мононорме), регламентирующее не только поведение, но и всякую активность личности есть предел тоталитарного права.35 Подчеркнем, что проявления оккультистского правосознания встречаются не в родоплеменных объединениях, не в странах, где законодательство построено на древних нормах, продиктованных религиозными предписаниями, а в современном свободном и демократическом обществе. (В частности, члены скандально известной организации «Аум Синрике», обосновывая необходимость совершения тягчайших преступлений – террористических актов, рассуждали именно об обреченности мира, собственном ясновидении и, значит, о возможности делать с этим гибнущим миром все для достижения своих целей.)