Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СКД конспект лекций.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
104.52 Кб
Скачать

Лекция 5; Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов

Революционные события России в начале XX века повлекли за собой изменения в социальной направленности культурно-просветительной и досуговой деятельности.

Первая мировая война сделала востребованным и актуальным социальный патронаж: мероприятия по социальной защите и оказанию помощи жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и другим категориям населения, нуждающимся в поддержке.

Накануне свержения самодержавия социально-культурные проблемы коснулись практически всех слоев российского общества.

Февральская революция 1917 года потребовала от новой власти выработки социально-культурной политики, основанной на де­мократических началах. В связи с этим Временное правительство пошло на ряд нововведений: были предоставлены политические права женщинам; демократические веяния и тенденции получили отражение во всех сферах социально-культурной жизни и досуга населения России; поддерживались народные инициативы в этой сфере.

Так, за короткий отрезок времени увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи, органов печати. Временное правительство предпринимало попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием.

С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. В связи с изменениями в социальной структуре общества формируется социальная политика большевиков в первые послеоктябрьские месяцы: были созданы новые органы управления образованием и социальной сферой.

Идеология победившей власти реализовывалась в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.

Декреты Советского государства и документы партийных съездов, совещаний содержали массу выдержанных в духе новой идеологии руководящих указаний и директив по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятельности политпросветов и мероприятий по их реализации на местах. Практически

в сфере культуры и просвещения было положено начало долгосрочной эре установления идеологического диктата.

Возникшая в России в конце XIX века методология внешкольного образования в последней трети XX столетия за рубежом трансформировалась в самостоятельную сферу социальной политики

  • сферу внешкольного, неформального, дополнительного образования. Однако в России эта методология должного развития не получила.

Последним фундаментальным исследованием в этой области, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е.Н. Медынского, изданная в 1923 году. С тех пор исследования внешкольного образования, замененного в 30-х годах внешкольным воспитанием, велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел отрыв теории от практики, ставший самой серьезной помехой на пути реорганизации воспитательных внешкольных учреждений. Внедряются новые формы и методы работы, отвечающие требованиям нового полити­ческого строя.

Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и других государственных и общественных организаций соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга трудящихся. Идеологическую окраску получила и широкая организация работы по ликвидации неграмотности.

Гражданская война способствовала расширению идеологических запретов. Наблюдается процесс централизации управления. В 1919—1920 годах при партийных органах создаются агитпропотделы, а в 1920 году — Главполитпросвет как центр всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формируется система партийного руководства этой работой через парткомы, парткомиссии, клубные партийные фракции и т. п.

Происходит постепенное вытеснение «мягких форм централизации» (по выражению руководителей Наркомпроса) жесткими командными методами. Одновременно наблюдается огосударствление профсоюзных, кооперативных и других культурно просветительных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.

По всей стране культивируются массовые формы «воспитания и перевоспитания»: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др. В эту систему идеологического воспитания органично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др.

Осложняется экономическая ситуация в сфере культуры: в связи с нарастанием материально-финансовых трудностей, истощением дореволюционного национального золотого запаса, утверждением «остаточного принципа» финансирования образования и культуры резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.

В отраслях культуры и образования ощущался кадровый «голод» вследствие подбора сотрудников для внешкольной работы по принципу партийной и классовой принадлежности. Крайне тяжелым было материальное положение учителей, просветительных работников.

Звонкие политические лозунги не могли помочь политпросветчикам решить бездну таких социально-экономических проблем советской власти, как продовольственный кризис голод, эпидемии, беженцы, проституция, беспризорность, разруха, раненые и инвалиды, деклассированные рабочие, маргинализация населения, безработица.

Давала себя знать теоретическая и концептуальная неразра­ботанность социально-культурной политики. Особую остроту приобрели проблемы социально-культурного развития общества. Стала реальной угроза разрушения культуры, культурного наследия. Появившиеся в это время Письма Луначарскому» В.Г. Короленко и «Несвоевременные мысли» М. Горького были продиктованы тревогой за судьбы российской культуры, российской интеллигенции, многие ее представители эмигрировали. В сентябре 1922 года была выслана в Германию большая группа известнейших русских ученых, писателей, общественных деятелей. Культура, наука, просвещение, досуг - вся социально-культурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем, диктатом «классового подхода». Закрывается целый ряд органов печати, общественных, культурно-просветитель­ных, благотворительных обществ, комитетов и комиссий.

Новой властью энергично проводится обобществление различных благотворительных организаций и их финансов, национализация культурных ценностей. Под школы, избы-читальни передаются помещения церковно-приходских школ, барские поместья.

В то же время нельзя не отметить и положительные результаты, которые были достигнуты новой властью. Развивается сеть политико-просветительных учреждений. Работа учреждений просвещения и культуры в национальных регионах приобретает характерные этнические особенности.

Постепенно расширяется сеть специфических по содержанию своей работы женских клубов в среднеазиатских республиках.

Семья и семейная политика в этот период характеризуются широким диапазоном крайностей: от разрушения семьи до установления жестких семейных «скреп».

В течение 20 - 30-х годов сложились необходимые предпосылки для постепенного перерастания понятия «политико-просветительная работа» в более логичную для масштабов и направленности её содержания дефиницию «культурно-просветительная работа», а также возникновения во многом адекватных ей терминов: «культур­но-массовая работа», «культурно-воспитательная работа» и т.д.

Основные теоретические положения внешкольной, политико-просветительной, культурно-просветительной работы в этот период были изложены в трудах государственных деятелей и ученых - философов, педагогов, социологов: П.П. Блонского, А.А. Богданова, Б.О. Боровича, И. Гревса, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, В.И. Ле­нина, А.В. Луначарского, А.С Макаренко, Е.Н. Медынского, В.Ф. Плетнева, М.А. Растопчиной, М.П. Томского, Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению культурно- просветительная работа (как и позднее социально-культурная деятельность) в оценках современников являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частностях соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции большинства исследователей как того, так и более позднего вре­мени сходились на том, что культурно-просветительная деятельность - это «педагогически организованная свободная деятельность

населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой : личности»2.

Такое понимание позволило квалифицировать клубные учреждения как «педагогическое явление досуговой жизни» (В.Е. Триодин). Надо сказать, что «воспитание гармонически развитой личности», заимствованное из древнегреческой педагогики, стало по программной целью КПСС наряду с построением «материально-технической базы коммунизма». Это программное положение использовалось в качестве конечного ориентира всеми советскими педагогическими институтами, занятыми «коммунистическим воспитанием» народа. Суть этого лозунга заключалась в том, что все советские учреждения народного образования ориентировались на социализацию учащихся в соответствии с моделью, директивно заданной партией и правительством, в то время как воспитание всесторонне развитой личности требует свободной самореализации и самовыражения, которые не допускались.

Коммунистическое воспитание провозглашалось главной функцией советских клубных учреждений (как и библиотек). Эта главная прикладная функция конкретизировалась в виде следующих функций, не считая «функции отдыха»:

  • просветительская функция, обусловленная тем, что клуб стал элементом системы непрерывного образования, где упор делается на самообразование; просвещению служат лекции, вечера во­просов и ответов;

  • коммуникативная функция - клуб как центр общения, встреч с интересными людьми, диспутов, проведения дискуссий (клубные посиделки, клубные гостиные и т.п.);

  • преобразовательная (культуро-творческая функция — создание культурных ценностей, чему служат любительские клубные объединения, кружки технического творчества, коллективы художественной самодеятельности;

  • ценностно-ориентационная - объединение любителей кино, театра, музыки, где главной задачей является отличие подлинных

  • Триодин BE. Педагогические основы культурно-просветительной работы: Учеб. пособ. - JL. 1980. - С.9; его же. Клуб и свободное время. - М., 1982. -

17