Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СКД конспект лекций.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
104.52 Кб
Скачать

и т.д.),.а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.

Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно просветительную сферу.

В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.

Лекция 3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного об­разования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей» Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.

Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к истории русской школы.

Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Энергичная деятельность Петра I в области просвещения бы­ла выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений — от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, — состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

В XVHI веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный И.И. Бецким (1704-1795 гг.), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.

В XIX веке об основах образования в античную эпоху вспоминали либо земские деятели, ратовавшие за всеобщее обучение, либо общественные просветители, либо владельцы частных гимназий. П.11. Милюков справедливо заметил: «Школа с самого начала своего существования стала у нас вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или для школы же или для службы»1.

Итак, опыт зарубежной и отечественной школ свидетельствует о том, что противоречие между социализацией и индивидуализацией теоретически (точнее, демагогически) разрешалось в пользу индуализации, а практически, в условиях реальных учебных заведений, — в пользу социализации. Другими словами, прогрессивные педлгоги всегда мечтали о воспитании хороших людей, а государст­венная, да и негосударственная школа неизменно ориентировалась на подготовку хороших специалистов.

Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году.

Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего, он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период ; еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и орга­низации клубного типа и в среде русского дворянства, проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.

[ 1 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. -

М.: МГУКИ, 2004.