Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АНТИЧНАЯ МЫСЛЬ Ч.II.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
279.55 Кб
Скачать

С.А. ГОРЯЙНОВ

И С Т О Р И Я М Ы С Л И

ТОМ IV

«АНТИЧНАЯ МЫСЛЬ»

Часть II

«ЭЛЛИНСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ»

САМАРА

2000

Раздел II история эллинистической мысли

ВВЕДЕНИЕ:

1. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

2. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

3. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИЗМА.

Характерным является Диодор Кронос. Он почти всю жизнь провел в Александрии в качестве придворного философа при Птолемее 1. Развивал положения Зенона против движения, он допускал движение лишь в прошлом времени, но не в на­стоящем. Диодор Кронос думал, что возможно мыслить лишь результат движения, а не само движе­ние. Такие же мысли далее развивал А. Берг­сон.

Другие интересные мысли он развивал относительно возможности. Он считал, что нельзя гово­рить о возможном как существующем. Здесь затрагивает интересная проблема: когда мы смот­рим из на­стоящего в будущее, то перед нами предстает пучок возможностей, когда же мы смотрим из настоя­щего в прошлое, то видим, что этих воз­можностей не было, кроме той, кото­рые реализовались.

СТИЛЬПОН МЕГАРСКИЙ И ДРУГИЕ.

ФЕОДОР ИЗ КИРЕНЫ

АННИКЕРИД

ГЕГЕСИЙ

ЭВГЕМЕР

Об Эвгемере известно, что он был приближенным лицом македонского царя Кассандра (318-297), и учеником Феодора. По его мнению, Уран, Кронос и Зевс были царями, из которых пер­вый назван Ураном в связи с интересом к астрономии. Афродита первая сделала из проститу­ции ремесло и заста­вила киприянок торговать своим телом. Кадм был повар, влюбленный в флейтщицу – Гармонию

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. м. 1983. (2087751).

Глава 1 киническая философия

Как писал И. Тэн:»Когда Греция была покорена, грек явился дилетантом, софистом, ритором, письмоводцем, критиком, наемным философом; потом, в эпоху римского гос­подства, он уже просто гречишко (Graeculus), нахлебник, шут, сводник, вечный весельчак, проворный, сговорчивый, готовый на все услуги, на любое ремесло, подделывающийся ко всем характерам, вывертывающийся из всякой беды, бесконечно ловкий, первый родоначальник скапинов, маскариллей и всех хитрых скоморохов, ко­торые, получив в наследие только ум, пользуются им, чтобы жить за счет ближнего» ( Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С.200)

КИНИЧЕСКАЯ (ЦИНИЧЕСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОЧНИК СТОИЦИЗМА

Три основоположения кинизма: аскетизм, неприятие знания и образованности, свобода и неза­виси­мость от общества.

Возникновение этой школы связывают с именем Антисфена, ученика Сократа. Антисфен был основателем Киносарга - афинской гимназии, в которой, в отличие от «аристократических» Академии и Ликея, обучались юноши смешанного происхожде­ния и незаконнорожденные, что, естественно, положительно характеризует этого мыс­лителя (по крайней мере, с моей точки зрения). Собственно, сам Антисфен был сыном фракиянки и не считался полноправным граж­данином Афин. Скептическо - насмешли­вое отношение афинян к киникам, которое засвиде­тельствовано разными источниками, в основном обусловлено именно этими моментами. Афи­няне - аристократы или торгаши- были солидарны в своем паталогическом «снобизме» и высо­комерном отно­шении к «инородцам» и людям «неблагородным». Киники – как выразители идеологии простых людей, отвечали им таким же презрением, выражая это презрение часто в гро­тескной форме, в чем особенно отличился ученик Антисфена - Диоген Синопский. Не знаю как для современных «аристократов духа», но для меня их поведение понятно и вызывает глу­бокую симпатию. Киники (циники) – это «монахи античности». Они бро­дили по всему средиземноморскому региону босиком, нечесаные и бородатые, одетые в грубые короткие плащи («трибон»), с котомкой (знаменитой «перой») и посохом («бак­троном») в руке с проповедями свободы, равенства и братства, с апологией простого труда, с требованием «пере­чеканки» ценностей этого неправедного мира, вызывая этим симпатии простого люда и нена­висть властей. Кинизм - как философия, как этическая и эстетическая установка, как образ жизни был крайне популярен на протяжении всего эллинизма и просуществовал до самого конца античности, плавно перейдя в монаше­ское движение средневековой христианской куль­туры.

В нашей философской литературе наиболее полноценно изложил учение киников И.М. Нахов, который посвятил анализу кинической философии несколько работ, а также подготовил изда­ние антологии текстов кинических философов.

Прежде всего, следует отметить скептическое отношение киников ко всякому отвлеченному знанию. Они вообще сторонники конкретной деятельности, которой они отдавали предпочте­ние разным абстрактным размышлениям. Действительно, с ними можно согласиться: не лучше ли делать, в частности, добро, чем заниматься размышле­ниями о добре?

Скепсис киников в отношении образованности в связи с этим также понятен. Пусть де­лающий добро будет неграмотен, но он значительно лучше грамотного, который ис­пользует свое знание часто во зло людям. Но это совершенно не значит, что киники от­вергали разум. Наоборот, мы встречаем постоянно панегирики разуму. Но разум у ки­ников практический, он не обременен «антиномиями» теоретического разума.

Отношение к философии «классической» довольно критическое. Относительно утверждения Парменида, о том, что сущее неподвижно, Антисфен стал демонстративно ходить, фактом под­тверждая противное. Хотя здесь вспоминаются стихи А. Пушкина:

«Движенья нет, сказал Мудрец брадатый Но, господа, забавный случай сей

Другой смолчал и стал пред ним ходить Другой пример на память мне приводит

Сильнее бы не мог он возразить Ведь каждый день пред нами Солнце ходит

Хвалили все ответ замысловатый Однако ж прав упрямый Галилей»

Тем не менее, аргумент Антисфена силен, и «упрямый» Галилей характерен именно тем, что проигнорировал парадоксы элеатской философии, беря в качестве аргумента своих революци­онных преобразований в науке конкретный эксперимент и реальность.

Позиция киников – это радикальный антиплатонизм, который доходил буквально до оскорбительных выпадов в сторону Платона. Антисфен переименовал Платона Сафоном (это по-гречески означает мужской детородный орган), издав под таким на­званием диалог, который бы направлен против Платона. «Идею» как самостоятельную сущность он считал пустой вы­думкой утверждая, что человек и лошадь он видит, а вот «человечности» и «лошадности» не видит. Хотя, когда, в частности, на слова Диогена, о том, что он не видит «стольности» и «чашности», а видит «стол» и «чашу», Платон остроумно ответил, что, чтобы видеть «стольность» и «чашность» нужны не глаза, а ум. Но, другой стороны, они относились уважительно к Сократу, что не является удивительным, ибо Сократ действительно резко отли­чен от платоновой философии, хотя и стал центральным персонажем философских диалогов Платона. Если быть по­следовательным, то первым истинным основателем кинизма (и не только кинизма, но и эллинистической философии вообще) можно считать именно Сократа. Сократ действительно ставил в своих беседах с людьми важные проблемы, и не был склонен как ки­ники к гротеску, к излишнему оригинальничанью. Сократ, хотя и любил Антисфена, но скепти­чески относился к этой склонности антисфена к гротеску. Как свидетельствует Элиан, когда Сократ заметил, что Антисфен выставляет напоказ свои дыры в плаще, сказал ему, чтобы он перестал «красоваться».

Кроме апелляции к практической мудрости, для киников характерно обостренное чув­ство сво­боды. Свобода – это самое важное для киников. Свобода во всем: в мысли, в словах, в поведении. Ради свободы они готовы поступиться богатством, семьей и бла­гополучием, типич­ный пример тому Кратет Фиванский («Алеша Карамазов» античной культуры, невыдуманный воображением писателя, а реальный), который раздал все свое богатство своим согражданам, для которого был открыт любой дом, к нему обра­щались все за советом.

И это обостренное чувство индивидуальной свободы совершенно новое явление характерное, прежде всего, для эллинистической культуры. Киники равнодушны к го­сударству, что свойственно именно для эллинистического человека, они радикальные космополиты и анархисты. Они были противниками тирании, ибо считали, что тирания делает людей идиотами, а тираны хуже палачей, ибо «палачи убивают преступников, а тираны – невинных людей» (Антология кинизма. Наука. М.: 1984. С.113). Но одинаково и была противна демократия, ибо это власть невежественных лю­дей, которые выбирают таких же посредствен­ностей, как они, для управления государством. Естественно, они противники и рабства, хотя рабство понималось ими как духовное рабство. С этой точки зрения аристократ и богач также рабы своего по­ложения и богатства.

С этим требованием личной свободы сочетался аскетизм. Киники максимально упрощали свои потребности: питались простой пищей, одевались максимально просто. Свидетельствуют, что, когда Диоген Синопский увидел, как мальчик утоляет жажду из ручья, пользуясь ладонью, раз­бил свою плошку, а затем вообще избавился от посуды.

Все эти моменты: предпочтение практическому разуму, антиплатонизм, «гротескность» мыш­ления, внимание к личности, стремление к внутренней свободе, аскетизм - впоследствии пере­шли в учение древних стоиков, но приобрели в нем более «благо­пристойный» характер.