Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АНТИЧНАЯ МЫСЛЬ Ч.I.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
415.74 Кб
Скачать

§1 Софисты

Истинный расцвет философии в Греции приходится на век Перикла в лице софистов. До этого периода философия была уделом отдельных лиц и замкнутых школ, имеющих более характер замкнутых религиозных союзов. Ситуация изменилась после Персид­ских войн, в связи с рос­том авторитета Афинского полиса и ростом демократии. Демо­крати­ческие институты власти требовали умения владения словом. Поэтому, не из-за любви к муд­рости, а из-за тщеславия, желания власти и моды, греки ринулись за этим искусством к философам. Их увлечение такого рода искусством было восполнено со­фистами. Софисты- это, как правило, ходатаи по делам своих общин, которые устремились в Афины. Это Горгий из Леонтин (Сицилия), Протагор из Абдер, Продик из острова Кеос.

В результате в Афинах была создана система светского образования, которая потом по­лучила закрепление в «Академии» Платона и «Лицее» Аристотеля. Скептичекое отно­шение Платона к софистам во многом обусловлено не только противоположностю его философской позиции, но и тем, что они были потенциальными конкурентами его

В лице софистов мы видим крайнее выражение философии как технологии модерни­за­ции куль­туры. Как пра­вильно пишет П.П. Гайденко софисты «…выступили с критикой всех оснований старой цивилизации. Они видели порок этих оснований – нравов, веро­ваний, обычаев, устоев – в их непосредственности, которая и есть, в сущ­ности, традиционность. Традиция имеет силу всегда лишь до тех пор, пока су­ществует непосредственное доверие к ней. Она держится не си­лой оружия, не силой сознания, не си­лой логики и аргументов, а силой бессознательности, си­лой непосредственности. Непосредствен­ность – это огромная мощь, против нее бессильны ар­мия, оружие, пря­мое нападение. Но есть враг, против которого она беспомощна. Он тихо, сперва не­за­метно, подобно кроту, подрывает почву, на которой стоит традиция. Враг этот – жажда опосредования, стремление обосновать, доказать, найти для данного просто так – ра­циональное обоснование» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Ста­новление и раз­витие первых научных программ. М.,1980, С.131)

Или же как пишут современные итальянские историки философии Дж. Реале и Д. Ан­тисери: «…софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой. Именно поэтому с точностью можно утверждать, что софисты – зачинатели гуманистического периода в античной философии» (Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до на­ших дней. I. Античность. М., 1994. С.53).

«.. исторически софистика с её скептицизмом и релятивизмом была кульминацией гре­ческой мудрости – по крайней мере той языческой, первородной мудрости, которая еще не была затронута интуициями Платона» (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. 1993. С.792).

Известно внимание софистов к риторике. Вообще риторика выступала в то время серь­езным конкурентом философии. Борьба философии с риторикой с тех времен продолжается до сих пор. Можно сказать, что риторика в современности имеет такие же серьезные шансы удержать победу над философией. Сейчас объявляют многие, что философия возможна лишь как философия языка. Да и сама она начинает превращаться в вид какого-то литературного романа.

Софисты были своеобразными позитивистами, они, как и неопозитивисты XX века уделяли внимание философии языка. Но считать их провозвестниками европейского позитивизма нельзя. Позитивист XIX в. Д. Г. Льюис писал: «Софисты были естествен­ным продуктом мнений современной им эпохи. В них мы видим первый элементарный протест против возможности метафизической науки. Этого протеста, не следует* сме­шивать с протестом Бэкона; в нем не следует видеть зачатков позитивной философии. Это был протест сбитых с толку умов. Тогдашняя философия вела к скептицизму, но скептицизм не удовлетворял энергичных людей. Поэтому философия подвергалась на­падкам, не от того, что найден был другой, более надежный и верный путь исследова­ния, но потому, что было найдено, что философия ни к чему не могла привести. Скептицизм софистов был такого рода, которым не мог удовлетвориться ни один вели­кий, философский ум. С Сократом философия снова приобрела свою власть» (Льюис Д.Г. История философии. Т.1. СПб., 1892. С.139-140)