Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2.- Литературное наследие Рахманинова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

793. M. A. Литвиновой

[25 или 26 сентября 1929 г.]

[Clairefontaine par Rambouillet]

Многоуважаемая Мария Александровна.

Известие о кончине матери пришло ко мне сюда, в деревню. Через неделю я буду в Париже. Адрес выше. Проживу там до 16 октября. Потом разъезды, во время которых меня достичь трудно. Мне известно, что у Вас есть письмо матери ко мне. Если оно не переслано еще в Нью-Йорк — пришлите его по парижскому адресу. Также прошу сообщить мне все подробности кончины матери 1. Конечно, письмо не пропадет в Нью-Йорке, но получу его значительно позже.

С уважением к Вам С. Р.

794. Д. Барклай

29 сентября 1929 г.

[Clairefontaine par Rambouillet]

Дорогая миссис Барклай!

Спасибо Вам за письмо с очаровательными фотографиями Мэри Корнелии. Я вижу, что она хорошеет и очень горжусь моей крестницей.

Это мое письмо — последнее отсюда. Через несколько дней мы уедем в Париж, где пробудем две недели.

Мое концертное турне начнется 19-го октября и закончится 19-го декабря. Мы предполагаем отплыть в Нью-Йорк 24-го декабря на «Berengaria», чтобы посмотреть, как Вы в мое отсутствие обращались с моей маленькой крестницей.

С любовью ко всем вам С. Рахманинов

795. Е. И. Сомову

29 сентября 1929 г.

[Clairefontaine par Rambouillet]

Дорогой Евгений Иванович,

Прилагаю при сем письмо Стоковского1. Передайте его Фоли на усмотрение. В своем ответе Стоковскому

1676

подтвердил, что решение представляю Фоли. Заодно, пожалуйста, спросите у него еще два совета. Мой реситаль в Берлине2, по предположению агента, будет полный. Общество радио просит меня согласиться «передать» этот концерт. Соглашаться ли мне на это, и если да, то какой спрашивать гонорар. Мой прошлогодний чистый сбор был около 9 тысяч марок. То же самое соглашаться ли и сколько спрашивать, если аналогичное предложение последует в Лондоне. Ответ на эти вопросы дайте по возможности скорее по адресу детей в Париже3.

Вышел ли рекорд моего 2-го Концерта. 19 окт[ября] я играю его в Гааге с Менгельбергом, и было бы желательно, чтобы выход в свет этого рекорда совпадал бы с моими выступлениями.

Извещение о приходе вторых папирос получил. Через три дня уезжаю в Париж.

С сердечным приветом Вам всем. С. Рахманинов

796. Е. И. Сомову

[2 ноября 1929 г.]

[Лондон]

Пошлите пятьдесят долларов Литвиновой. Письмо напишу после концерта.

Рахманинов]

797. С. А. Сатиной, е. К. И е. И. Сомовым

3 ноября 1929 г.

[Лондон]

Дорогие Соня, Елена Константиновна и Евгений Иванович.

В бытность нашу в Голландии, в день первого моего концерта1, получил с благодарностью вашу телеграмму. Пришла вчера и сюда телеграмма, которая, если перевести с английского на русский свободно, гласит: «что вы, черти, молчите»!? Мне стало очень неловко, и я послал вам телеграмму, с обещанием написать письмо после концерта в Лондоне. Этот концерт состоялся

167

сегодия2. Прошло не более 10 минут, как Artistes, т. е. Наташа и я, оттуда вернулись.

Сверх ожидания акустика в этом сарае оказалась очень хорошей. Тронув только рояль, я мгновенно в этом убедился, успокоился и играл совсем удачно, другими словами, собой доволен. Слава богу! Народу было много. Но сколько тысяч человек могло бы еще поместиться, не знаю. Этот зал на 9 тысяч.

Мой лист концертов на ноябрь теперь у Foley, которому послал Ibbs. У меня 15 концертов в Англии. Декабрьский лист сообщу на отдельном листочке. Добавлю только, что 18 ноября играю здесь 4-й концерт с Коутсом и что по контракту выговорены две репетиции. Надеюсь, что пройдет сносно. 21 ноября в Манчестере идут «Колокола». Дирижер Sir H. Harty. Музыкант хороший! Но я их услыхать не могу. В этот день играю в другом городе, откуда отправляюсь играть как раз в Manchester3, где буду 22-го, на один день позже. Такая досада! Наташа решила меня бросить и поедет туда к концерту. В Голландии дал пять концертов. Меня там так избаловали, что если теперь публика вся in corpore4 не поднимается при моем входе и после конца большой вещи, то я уже недоволен. Требую почтения! Это, так сказать, наружная сторона. Что касается внутренней, то... деньжонок я там много не добрал. Видите ли, «плохая погода», как объяснил manager. Здесь, в Англии, у меня везде гарантия. То же самое и на континенте в декабре, за исключением Берлина и Hamburg'a, так что барометром не интересуемся.

В Haag'y к нам приезжала Танюша и пробыла с нами 5 дней. Теперь ждем обеих девочек сюда в Лондон, к 4-му концерту5. Затем увидим их 1 декабря (концерт в Париже6), после чего следующее свидание в Берлине и Дрездене. Что-то я стал очень скучать без них: тяжело расставаться! Стар становлюсь.

В последнее время в Париже лечился долго и упорно у Кострицкого и у одного французского гипнотизера. Оба очаровательные! Мне стало легче и невралгия моя очень ослабла. Если Вы спросите, какой доктор меня спас, я без запинки отвечу: первый. Кстати, по приезде Вам расскажу, какой невежда знаменитый нью-йоркский <...>, у которого больше никогда не буду. Что я не увлекаюсь, доказывает факт моего улучшения.

168

А уж лучшего отношения ко мне и представить трудно. Кострицкий мне сказал, что если что-нибудь у меня случится с зубами, то он немедленно приедет в тот город и страну, где я нахожусь. Умолял меня не стесняться. Конечно, я его не вызову, что бы ни случилось, но что за милый чудак!

До свидания, которое теперь уже не за горами! Но что это Вам написала Сонечка? Куда она собирается уезжать? Что за глупости! «Через мой труп», как говорят!

Как вы? Спасибо за все письма. Как я рад, что Сашин концерт прошел блестяще. После этого концерта получил одну фразу от Гофмана! Об ней при свидании.

Ваш С. Р.