Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
путеводитель по НДС.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
10 Мб
Скачать
☆

12.5. Книга продаж

Форма книги продаж. Изменения, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 >>>

Электронный формат книги продаж >>>

Лица, обязанные вести книгу продаж >>>

Документы, которые подлежат регистрации в книге продаж >>>

Отражение данных книги продаж в налоговой отчетности >>>

Форма книги продаж. Изменения, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735

Форма и Правила ведения книги продаж установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (Приложение N 5).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 внесены изменения в форму и Правила ведения книги продаж (пп. "а", "б" п. 4 Изменений, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 735 (далее - Изменения)).

Согласно разъяснениям официальных органов нормы указанного Постановления следует применять начиная с 1 октября 2014 г. (Письмо Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850 (направлено ФНС России для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам Письмом от 23.10.2014 N ГД-4-3/21966)). Соответственно, книга продаж в измененной форме заполняется начиная с IV квартала 2014 г.

Примечание

Ранее Минфин России в Письме от 01.09.2014 N 03-07-06/43696 пояснял, что данное Постановление вступило в силу с 14 августа 2014 г., т.е. в течение семи дней с момента его опубликования (п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Вместе с тем полагаем, что выводы данного Письма применяться не будут в связи с появлением более поздних разъяснений, основанных на правовой позиции Конституционного Суда РФ.

Наиболее существенные изменения формы книги продаж касаются следующего:

1) предусмотрена возможность выделить в книге продаж операции, осуществляемые налогоплательщиком с привлечением посредников (графы 9 и 10 книги продаж, пп. "м" и "н" п. 7 Правил ведения книги продаж, пп. "а", абз. 14, 15 пп. "б" п. 4 Изменений);

2) уточнено, что помимо даты оплаты счета-фактуры в книге продаж указывается также номер документа, подтверждающего оплату (графа 11 книги продаж, пп. "о" п. 7 Правил ведения книги продаж, пп. "а", абз. 16 пп. "б" п. 4 Изменений);

3) предусмотрена возможность отразить валюту счета-фактуры и стоимость продаж в валюте счета-фактуры (графы 12 и 13а книги продаж, пп. "п", "р" п. 7, п. 9 Правил ведения книги продаж, пп. "а", абз. 17, 18, 41 пп. "б" п. 4 Изменений);

4) непосредственно в форме книги продаж уточнено, что при регистрации корректировочных счетов-фактур в ней отражаются только разница стоимости и разница НДС по корректировочному счету-фактуре, а не вся сумма налога (графы 13а - 19 книги продаж, пп. "р" - "ч" п. 7 Правил ведения книги продаж, пп. "а", абз. 18 - 37 пп. "б" п. 4 Изменений).

См. образец заполнения книги продаж.

С подробной информацией об изменениях вы можете ознакомиться в следующей таблице.

Наименование реквизита

Суть изменений

Как заполнить данный реквизит в книге продаж (с учетом Изменений)

Форма книги продаж с учетом Изменений

Форма книги продаж без учета Изменений

Графа 1 "N п/п"

Соответствующая графа отсутствует

Предусмотрен дополнительный реквизит "Порядковый номер записи"

В графе 1 указывается порядковый номер записи в книге продаж (пп. "г" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 2 "Код вида операции"

Соответствующая графа отсутствует

Предусмотрен дополнительный реквизит "Код вида операции"

В графе 2 указывается код вида операции по перечню, утвержденному ФНС России.

Если в счете-фактуре отражено несколько операций, то в данной графе указывается несколько соответствующих им кодов через точку с запятой (пп. "д" п. 7 Правил ведения книги продаж).

Примечание

В настоящее время специальный перечень кодов видов операций по НДС для ведения книги продаж ФНС России не утвержден. Однако при ее заполнении могут использоваться коды, утвержденные Приказом ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@ и используемые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Это следует из Письма ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@. Кроме того, в указанных разъяснениях чиновники рекомендуют до внесения изменений в Приказ ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@ использовать дополнительные коды видов операций, предусмотренные в Приложении к Письму ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@

Графа 3 "Номер и дата счета-фактуры продавца"

Графа 1 "Дата и номер счета-фактуры продавца"

Скорректированы номер и название графы

Порядок заполнения реквизита не изменился (пп. "е" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 4 "Номер и дата исправления счета-фактуры продавца"

Графа 1а "Номер и дата исправления счета-фактуры продавца"

Скорректирован номер графы

Порядок заполнения реквизита не изменился (пп. "ж" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 5 "Номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца"

Графа 1б "Номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца"

Скорректирован номер графы

Порядок заполнения реквизита не изменился (пп. "з" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 6 "Номер и дата исправления корректировочного счета-фактуры продавца"

Графа 1в "Номер и дата исправления корректировочного счета-фактуры продавца"

Скорректирован номер графы

Порядок заполнения реквизита не изменился: при регистрации исправления корректировочного счета-фактуры данные для заполнения графы берутся из строки 1а данного корректировочного счета-фактуры.

Примечание

При регистрации исправления корректировочного счета-фактуры в соответствующей строке книги продаж помимо графы 6 следует также заполнить графу 3, указав дату и номер счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура (пп. "и" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 7 "Наименование покупателя"

Графа 2 "Наименование покупателя"

Скорректирован номер графы

Порядок заполнения реквизита не изменился (пп. "к" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 8 "ИНН/КПП покупателя"

Графа 3 "ИНН покупателя"

Реквизиты "ИНН покупателя" и "КПП покупателя" объединены в одну графу под номером 8

В графе 8 указываются ИНН и КПП покупателя согласно счету-фактуре (пп. "л" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 3а "КПП покупателя"

Графа 9 "Наименование посредника"

Соответствующая графа отсутствует

Предусмотрен дополнительный реквизит, отражающий сведения о посреднике

Графы 9 и 10 заполняются налогоплательщиками-продавцами, выступающими комитентами (принципалами) по договорам комиссии (агентским договорам) в случаях, когда комиссионеры (агенты) реализуют покупателям товары (работы, услуги, имущественные права) от своего имени. При этом в графе 9 налогоплательщик-продавец укажет наименование посредника, а в графе 10 его ИНН и КПП (пп. "м", "н" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графа 10 "ИНН/КПП посредника"

Соответствующая графа отсутствует

Графа 11 "Номер и дата документа, подтверждающего оплату"

Графа 3б "Дата оплаты счета-фактуры продавца"

Скорректированы номер и название графы, уточнены правила ее заполнения

В графе 11 помимо даты также нужно указывать номер документа, подтверждающего оплату счета-фактуры в случаях, установленных законодательством РФ (пп. "о" п. 7 Правил ведения книги продаж) <*>

Графа 12 "Наименование и код валюты"

Соответствующая графа отсутствует

Предусмотрен дополнительный реквизит "Наименование и код валюты"

Графа 12 заполняется только в случае реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за иностранную валюту, в том числе и при безденежных формах расчетов. В этом случае в данной графе указываются наименование валюты по счету-фактуре и ее цифровой код (пп. "п" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графы 13а и 13б "Стоимость продаж по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая НДС) в валюте счета-фактуры"

Графа 4 "Стоимость продаж, включая НДС, - всего"

Предусмотрена возможность отражать стоимость продаж не только в рублях, но и в валюте счета-фактуры.

Непосредственно в наименовании реквизита отражено, что при регистрации корректировочного счета-фактуры в книге продаж указывается только разница в стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) по корректировочному счету-фактуре

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за иностранную валюту стоимость продаж с НДС (разницу стоимости продаж по корректировочному счету-фактуре с НДС) следует отражать (пп. "р", "с" п. 7, п. 9 Правил ведения книги продаж):

- в графе 13а - в иностранной валюте;

- в графе 13б - в валюте РФ.

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за валюту РФ стоимость продаж (разница стоимости продаж по корректировочным счетам-фактурам) отражается в графе 13б в рублях и копейках. Графа 13а не заполняется (пп. "р", "с" п. 7 Правил ведения книги продаж)

Графы 14, 15, 16 "Стоимость продаж, облагаемых налогом, по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (без НДС) в рублях и копейках, по ставке"

Графы 5а, 6а, 7, 8а "Стоимость продаж, без НДС"

Скорректирована нумерация граф.

Непосредственно в наименовании реквизита отражено, что при регистрации корректировочного счета-фактуры в книге продаж указывается только разница в стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) по корректировочному счету-фактуре.

Исключена графа 8а, предназначавшаяся для отражения стоимости продаж, облагаемых НДС по ставке 20%

Порядок заполнения граф 14, 15, 16 установлен в пп. "т", "у", "ф" п. 7 Правил ведения книги продаж. По существу порядок заполнения сведений о стоимости продаж (разнице в стоимости продаж) не изменился

Графы 17 и 18 "Сумма НДС по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре в рублях и копейках, по ставке"

Графы 5б, 6б, 8б "Сумма НДС"

Скорректирована нумерация граф.

Непосредственно в наименовании реквизита отражено, что при регистрации корректировочного счета-фактуры в книге продаж указывается только разница в стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) по корректировочному счету-фактуре.

Исключена графа 8б, предназначавшаяся для отражения суммы НДС, исчисленного по ставке 20%

Порядок заполнения граф установлен в пп. "х", "ц" п. 7 Правил ведения книги продаж. По существу порядок заполнения сведений о суммах НДС со стоимости продаж (разнице в стоимости НДС) не изменился

Графа 19 "Стоимость продаж, освобождаемых от налога, по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре в рублях и копейках"

Графа 9 "Стоимость продаж, освобождаемых от налога"

Скорректированы нумерация и название графы

Уточнено, что в графе 19 отражается стоимость продаж по счету-фактуре (разница стоимости по корректировочному счету-фактуре), освобождаемых от НДС на основании ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ (пп. "ч" п. 7 Правил ведения книги продаж)

--------------------------------

<*> По мнению Минфина России, к установленным законодательством РФ случаям, когда необходимо заполнить графу 11 книги продаж, относятся, в частности (Письмо от 26.11.2014 N 03-07-11/60221):

- частичная (полная) предоплата покупателем отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

- исчисление сумм НДС налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, и при покупке и аренде государственного и муниципального имущества;

- получение средств, увеличивающих налоговую базу в соответствии с п. 1 ст. 162 НК РФ.

Таким образом, из разъяснений финансового ведомства можно сделать вывод, что графа 11 книги продаж заполняется в случаях, когда оплата счета-фактуры является основанием для исчисления и уплаты налога в бюджет.

Электронный формат книги продаж

Книгу продаж можно вести в электронном виде по формату, утвержденному ФНС России (п. п. 3, 9 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил ведения книги продаж).

Формат книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@.

Примечание

Приказ ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@ действует начиная с 14 апреля 2015 г.

До 13 апреля 2015 г. включительно использовался Формат книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, в электронном виде, утвержденный Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ (п. 2 Приказа ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@).

Лица, обязанные вести книгу продаж

Вести книгу продаж обязаны все налогоплательщики, в том числе те, которые используют освобождение в соответствии со ст. ст. 145, 145.1 НК РФ (п. п. 1, 6 ст. 145, п. 1 ст. 145.1, п. 3 ст. 169 НК РФ).

По нашему мнению, данное требование в отношении лиц, применяющих освобождение, имеет целью обеспечение контроля за соблюдением условий применения освобождения (см., в частности, п. 6 ст. 145 НК РФ). Полагаем также, что в случае если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлена неправомерность применения освобождения, то на основании данных книги продаж инспекция сможет доначислить НДС к уплате.

Примечание

Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 закрепляет непосредственно в п. 3 Правил ведения книги продаж обязанность налогоплательщиков, применяющих освобождение по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ, вести книгу продаж (абз. 3 пп. "б" п. 4 Изменений).

Полагаем, что вести книгу продаж обязаны также организации и индивидуальные предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, но исполняют обязанности налоговых агентов в случаях, предусмотренных в п. п. 1 - 4, 5 ст. 161 НК РФ.

Согласно абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ указанные лица обязаны представлять в налоговые органы декларацию по НДС. Для формирования показателей налоговой отчетности используются данные книги продаж (абз. 3 п. 8 Правил ведения книги продаж). Таким образом, чтобы сформировать отчетность, налоговому агенту необходимо в установленном порядке выставить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ, п. п. 15, 16 Правил ведения книги продаж).

Примечание

Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 исключило из Правил ведения книги продаж абз. 2 п. 15 (абз. 45 пп. "б" п. 4 Изменений). В связи с этим в книге продаж не подлежат регистрации платежно-расчетные документы, свидетельствующие о перечислении НДС в бюджет налоговыми агентами, которые приобретают имущество (имущественные права) должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2015 г. операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, п. 2 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ). Также с названной даты ст. 161 НК РФ действует в новой редакции, из которой исключен п. 4.1. Согласно данному пункту налоговыми агентами являются покупатели указанного имущества (имущественных прав). Соответствующие изменения предусмотрены пп. "б" п. 4 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона N 366-ФЗ.

Таким образом, получает нормативное отражение практика, сложившаяся после принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11.

Напомним, что в данном Постановлении суд указал: покупатель имущества должника должен перечислять НДС со стоимости имущества (имущественных прав) не в бюджет (как предусмотрено п. 4.1 ст. 161 НК РФ), а должнику согласно требованиям п. 2 ст. 134, ст. 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также ст. ст. 50.26, 50.27, 50.36 и 50.40 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ. ФНС России присоединилась к данной позиции.

Подробнее об этом см. в разд. 10.6 "Уплата НДС покупателем - налоговым агентом при приобретении имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами, в период с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2014 г. включительно".

Документы, которые подлежат регистрации в книге продаж

Регистрации в книге продаж подлежат счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры и иные документы, предусмотренные Правилами ведения книги продаж (см. таблицу ниже).

Субъект <*>

Вид документа <*>

Основание <*>

Налогоплательщик-продавец

Счета-фактуры (в том числе исправленные)

п. 1, абз. 3 п. 11 Правил ведения книги продаж

Корректировочные счета-фактуры (в том числе исправленные), которые составлены налогоплательщиком при увеличении стоимости отгруженных (переданных) товаров (работ, услуг, имущественных прав)

п. 1, абз. 3 п. 11 Правил ведения книги продаж

при реализации товаров (работ, услуг) населению:

- контрольные ленты контрольно-кассовой техники;

- документы строгой отчетности при реализации товаров (работ, услуг) населению (либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц)

п. 1, абз. 2 п. 13 Правил ведения книги продаж

при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, либо налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке ст. ст. 145, 145.1 НК РФ (при наличии письменного согласия сторон сделки на несоставление счетов-фактур):

- счет-фактура, составленный в одном экземпляре, либо

первичный учетный документ, подтверждающий факт реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, либо

документ, содержащий сводную информацию по совершенным в течение календарного месяца или квартала операциям реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав указанным лицам (например, бухгалтерская справка-расчет)

Письма Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-15/1704, от 09.10.2014 N 03-07-11/50894, ФНС России от 27.01.2015 N ЕД-4-15/1066@

при восстановлении сумм НДС, принятых к вычету в отношении построенных или приобретенных основных средств, в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 171 НК РФ:

- бухгалтерская справка-расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет

п. 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

Налогоплательщик-покупатель

Корректировочные счета-фактуры (в том числе исправленные), которые составлены продавцом при уменьшении стоимости отгруженных (переданных) товаров (работ, услуг, имущественных прав)

п. 7, абз. 3 п. 11 Правил ведения книги продаж

Налоговый агент

Счета-фактуры, составленные при исчислении налога (в том числе при осуществлении предоплаты) при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случаях, предусмотренных п. п. 1 - 3 ст. 161 НК РФ

п. 15 Правил ведения книги продаж

Счета-фактуры, выставленные покупателям в случаях, предусмотренных в п. п. 4, 5 ст. 161 НК РФ

п. 16 Правил ведения книги продаж

--------------------------------

<*> В данной таблице перечислены наиболее распространенные на практике операции, подлежащие регистрации в книге продаж, а также приведены документы, являющиеся основанием для регистрации таких операций.

Указанные документы подлежат регистрации в книге продаж во всех случаях, когда у налогоплательщика возникает обязанность по исчислению (восстановлению) НДС (см., в частности, п. п. 3, 7, 17 Правил ведения книги продаж), в том числе к ним относятся:

- реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав;

- получение аванса;

- получение средств, увеличивающих налоговую базу (п. 1 ст. 162 НК РФ);

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд;

- возврат принятых на учет товаров;

- уменьшение стоимости отгруженных (переданных) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- исполнение обязанностей налоговых агентов.

Отражение данных книги продаж в налоговой отчетности

На основе данных граф книги продаж формируются показатели налоговой декларации по НДС (абз. 3 п. 8 Правил ведения книги продаж).

При заполнении налоговой декларации по НДС за налоговые периоды, в которых применяется форма книги продаж с учетом изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735, следует использовать данные граф 14 - 19 книги продаж (абз. 3 п. 8 Правил ведения книги продаж, абз. 40 пп. "б" п. 4 Изменений). Напомним, что нормы указанного Постановления согласно разъяснениям официальных органов применяются начиная с 1 октября 2014 г. (Письмо Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850 (направлено ФНС России для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам Письмом от 23.10.2014 N ГД-4-3/21966)). Следовательно, книга продаж в измененной форме заполняется начиная с IV квартала 2014 г.

Примечание

Ранее Минфин России в Письме от 01.09.2014 N 03-07-06/43696 пояснял, что данное Постановление вступило в силу с 14 августа 2014 г., т.е. в течение семи дней с момента его опубликования (п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Вместе с тем полагаем, что выводы данного Письма применяться не будут в связи с появлением более поздних разъяснений, основанных на правовой позиции Конституционного Суда РФ.

В случае составления отчетности за налоговые периоды, в которых применялась форма книги продаж (без учета изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735), используются данные граф 4 - 9 книги продаж (абз. 3 п. 8 Правил ведения книги продаж).