Представления о Движении в истории философии.
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое Сущее. С помощью категории «покой» фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия Сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.
В развитии представлений о движении выделяют 1) философский подход, где движение трактуется как разновидность изменений и процессов и 2) естественнонаучный, связанный с формированием различных трактовок движения, как «смены состояний тела» в пространстве и времени, относительно других тел, или же относительно какой-то «системы координат»
В античной философии полемизировали «линии Гераклита» (движение есть, а покой лишь видимость его отсутствия) и «линия элеатов» (бытие неподвижно, а так называемое «движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том месте, где его нет». Как утверждал Зенон Элейский, при попытке мыслить движение наш ум запутывается в неразрешимых противоречиях - апориях, свидетельствующих о том, что движение существует лишь в мире мнения, а не подлинного бытия.
Аристотель отождествляет движение с изменением и выделяет такие его бытийные формы как возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение. Движение есть переход из возможного в действительное и из актуального в возможное. Все движущееся необходимо приводится в движение чем-то (Иным). Причем сам «Перводвигатель» (будущий религиозно истолкованный «Бог) неподвижен, неделим и вечен.
У Гегеля «Становление» – это категория, характеризующая беспокойство бытия внутри себя. Становление сказывается безудержным движением, которое как разрушительно (переход от бытия к Ничто) так и созидательно (переход от Ничто к бытию). Гегель, подчеркивая единство материи и движения, определяет движение как «исчезновение и самопорождение пространства и времени».
Итак, в истории философии понятие "движения" претерпело известную смысловую эволюцию. Можно выделить некоторые "сквозные" для философского мышления взгляды на движение, как на характеристику бытия.
Субстанциональное и атрибутивное понимания движения. В контексте идеалистических трактовок движение нередко мыслилось как «чистый акт творческой активности» вечного Первоначала, непрерывный процесс осуществления им всех своих бесконечных возможностей. В контексте же материалистических представлений движение рассматривалось как "способ существования материи", ее неотъемлемое, коренное, фундаментальное свойство ("атрибут"). "Сказать ли: мир есть материальное движение, или: мир есть движущаяся материя, от этого дело не изменится" (В.И.Ленин). Материя предстает в качестве вечного становления и качественных перевоплощений объектов, событий, вещей и явлений.
Движение и покой. Проблема источника (само)движения .
Противоположностью "движения" в большинстве философских построений объявлялся "покой". Движение и покой сопоставлялись при этом в перспективе осмысления того, какое из данных состояний бытия первично во времени и приоритетно для Вечности. Предлагались следующие решения данной проблемы:
Покой абсолютен, а движение относительно. Покой есть «сущность» самого абсолютного Первоначала, его «исходное и конечное» состояние, ценностная доминанта на этапах существования во "временности Другого». Не само абсолютное Первоначало бытия, а производное от него «многое Иное» находится в движении и конечно во времени. Движение лишь кажется «абсолютным» при взгляде на него «из временности», из суеты бытийных «видимостей», со стороны человеческой «заброшенности в существование».
Движение абсолютно, а покой относителен. В плоскости данного утверждения, движению принадлежит первенство не только «во времени», но и «в Вечности», ибо все новое порождается в результате «вечной активности» всего Сущего. Покой же только фиксирует и закрепляет результаты самодвижения. Он есть условие «качественной определенности» и относительной самотождественности всего сущего. Покой диалектически «сохраняет», но не консервирует созидаемое движением.
В вопросе об «источнике» движения также были мировоззренчески реализованы две альтернативных стратегии обоснования «движущих сил» становления бытия:
В истории философии было немало попыток представить движение как нечто случайное, формально возможное, а «источник движения» (активности) выводить из «внешних причин» (божественного «соизволения», жизненных обстоятельств и т.п.). Отсюда ведут свою родословную идеи «неподвижного Абсолюта» и абсолютной предопределенности «всего» в наличном бытии. Одновременно, в ряде философских концепций движение рассматривалось диалектически, т.е. как с а м о д в и ж е н и е в с е г о, обусловленное «внутренними противоречиями». Фактически, именно противоречия оказывались причиной изменений всего сущего. Применительно к сфере человеческого бытия, мировоззренческим следствием подобного понимания движения, становилось неизбежное провозглашение свободы воли (или «своеволия») в качестве способа исполнения человеком своей бытийной возможности личностного выбора и ответственности за него (немецкая классическая философия, марксизм, экзистенциализм).
