Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SukhanovKN Логика.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
386.62 Кб
Скачать

1.2. Мышление как предметная область логики

Мышление является формой познания. Вместе с тем мышление и само является предметной областью познания. Сравнение мышления с чувственным созерцанием мира посредством зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового органов чувств позволяет уяс­нить главные особенности мышления как предмета познания.

Чувственное созерцание осуществляется в формах ощущения, вос­приятия, представления. Каждое ощущение - это переживаемое челове­ком состояние сознания, характеризующееся особым субъективно вос­принимаемым качеством - сенсорной модальностью, «веществом чувст­венности». Каждому известно, например, что субъективно воспринимае­мая модальность (качество) цветовых ощущений отличается от модаль­ности звуковых ощущений. Модальностью отличаются друг от друга ти­пы ощущений (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вку­совые).

Ощущение - это непосредственная форма познания, поскольку оно формируются в результате прямого действия предмета познания на ор­ганы чувств. С этим связана определенная пассивность чувственного со­зерцания, поскольку в процессе созерцания от человека не требуется ка­ких-либо осознанных усилий по формированию ощущений. Для того, чтобы, например, получить зрительные ощущения от окружающего ми­ра, надо просто держать глаза открытыми. По природе своей ощущения являются внеязыковыми элементами человеческого сознания. Уже ребе­нок, не владеющий языком, ориентируется с помощью ощущений в ок­ружающей обстановке. Вместе с тем человек, владеющий языком, ко­нечно, может выражать в языке содержание своих ощущений. Ощуще­ние всегда наглядно воспроизводит отдельные свойства объектов в кон­кретных условиях места и времени. Оно является средством познания отдельного.

Другой формой чувственного созерцания является восприятие. Как и ощущение, восприятие возникает только при прямом воздействии внешнего предмета на органы чувств. Оно при этом интегрирует в еди­ный комплексный образ ощущения, получаемые от одного и того же предмета разными органами чувств. Например, появляющиеся в нашем сознании под воздействием на разные органы чувств ощущения кругло­го, оранжевого, шероховатого, умеренно мягкого, источающего специ­фический запах апельсина тут же соединяются в целостный чувственный образ этого фрукта. Этот целостный образ и есть восприятие апельсина. В формировании восприятия уже принимает участие и прошлый опыт чувственного созерцания. Восприятие характеризуется внутренней орга­низованностью, целостностью, константностью (сохранением образа предмета неизменным при изменении внешних условий), транспозици­онностью (сохранением образа неизменным при различных проекциях воспринимаемого предмета на различные участки наружного рецептора органа чувств), избирательностью (выделением из окружающей среды объектов текущей потребности человека), изменчивостью (колебанием между различными видениями соотношения воспринимаемого предмета и окружающего его фона). Восприятие является также формой непосред­ственной связи с объектами внешнего мира. Оно обладает конкретной наглядностью, нацеленностью на воспроизведение отдельных предме­тов, внеязыковой природой. Однако в нем уже нет той пассивности, ко­торая характерна для ощущения. В восприятии чувственное созерцание получает завершенную форму предметности, целостности, живости.

Третьей формой чувственного созерцания является представление. Следы сохраняемых памятью пережитых ощущений и восприятий могут оживляться, актуализироваться. Представление в простейшем случае и есть актуализация прошлых ощущений и восприятий. Представить, на­пример, родной дом означает оживить хранящееся в памяти восприятие соответствующего дома. Актуализация прошлого опыта является лишь одним из моментов представления. Этот момент можно назвать репро­дуктивным. Другим моментом является продуктивный, состоящий в ак­тивной произвольной интеграции прошлого чувственного опыта (ощу­щений, восприятий) в новые, не встречавшиеся в прошлом опыте ком­плексы. На этом пути рождаются образы воображения, творческой фан­тазии. Делом большого воображения и фантазии будет, например, для обычного человека представление о собственном пребывании на поверх­ности Луны. Здесь уже нет простой актуализации прошлого чувственно­го опыта, воспоминания прошлого, даже если этот человек знаком с ки­нокадрами пребывания космонавтов на Луне. Благодаря репродуктивно­му моменту представления человек может формировать чувственные об­разы ранее не воспринимавшихся предметов и ситуаций.

Отношение представления к предмету является скорее опосредован­ным (предшествующим чувственным опытом), чем непосредственным. По сравнению с ощущением и восприятием в представлении еще меньше мера пассивности. Усложняется и отношение представления к языку - представление может формироваться на основе словесного описания предмета, если в этом описании прочно закреплены элементы прошлого чувственного опыта. В представлении впервые на ступени чувственного созерцания появляются элементы обобщения. Вместе с тем представле­ние остается в основном конкретно-наглядным, сотканным из вещества чувственности, чувственным комплексным образом предметов, ситуа­ций, воспроизводящим их со стороны элементарно обобщаемых внеш­них проявлений.

Итак, чувственное созерцание является конкретно-наглядным, в своих базисных элементах непосредственным воспроизведением отдель-

W W ТЛ

ных предметов, ситуаций, свойств в их внешнем проявлении. В чувст­венном созерцании явления окружающего мира воспроизводятся в усло­виях конкретного места и времени, в своей неповторимой единичности.

Мышление как форма познания по своим чертам, можно сказать, прямо противоположно чувственному созерцанию. Мышление, как и формы чувственного созерцания, современная наука рассматривает как функцию мозга, нервной системы. Носителями мышления в этой связи считаются материальные нейродинамические структуры и процессы мозга. Они - материально-субстратная основа мысли. Однако сама мысль не сводится к материальным нейродинамическим структурам и процессам. Мысль идеальна и в качестве таковой «надстраивается» над своей материальной основой. В узком смысле слова мышлением и назы­вают деятельность формирования идеальной мысли, оперирование иде­альными мыслями.

Мышление в отличие от чувственного созерцания по своей природе является опосредованным познанием, поскольку ни содержание, ни структура конкретной мысли не являются результатом непосредственно­го действия какого-либо конкретного, единичного внешнего предмета на органы чувств. Мышление является обобщенным познанием. Благодаря мышлению человек способен познавать общее в мире, создавая обоб­щенные мысли типа «человек вообще», «планета вообще», «элементар­ная частица вообще» и т.п. Обобщенная мысль в множестве отдельных объектов раскрывает повторяющееся, тождественное. Можно сказать, что мышление в определенном отношении является познанием предме­тов «с точностью до сходства». Мышление лишено наглядности, «веще­ства чувственности». Любое ощущение определенного цвета (например, красного) наглядно, но общая мысль цвета вообще чувственной нагляд­ностью не характеризуется.

Конечно, объективная информация о внешнем мире добывается мышлением из чувственного созерцания, но мышление не просто при­сваивает материал чувственного созерцания, оно перерабатывает этот материал в собственные обобщающие мыслительные формы. Уже в этой преобразующей деятельности проявляется такая особенность, как актив­ность мышления.

Для мышления характерна тесная связь с языком. Безусловно, труд­но согласиться с утверждением, что всякая мысль возникает и существу­ет только благодаря языку. Трудно, потому что по современным данным науки существует доречевая стадия мышления у детей, существует так­же топологическая (пространственная) раздельность идеационного (со­держательно-смыслового) и вербализационного (речевого) мозговых центров, допускающая относительно самостоятельную активность идеа- ционного мыслительного центра. Тем не менее взаимосвязь мышления с языком несомненна. Всегда, в частности, имеется возможность выразить мысль во внешних формах языка (словах, предложениях, текстах). И эта возможность имеет огромное практическое и теоретическое значение. Выражение мысли в языке способствует сохранению результатов мыш­ления на период, превышающий возможности живой индивидуальной и даже коллективной человеческой памяти. Без «материализации» идеаль­ной мысли в языке люди не были бы способны передавать друг другу информацию, результаты своей мыслительной деятельности, сведения о своих намерениях, управленческие предписания и, следовательно, не были бы способны к разумной целенаправленной координации коллек­тивных усилий и действий. Без «материализации» человеческой мысли в языке, и это особенно важно для науки логики, глубоко субъективная мысль не могла бы стать предметом научного познания.

Мышление является объектом изучения различных наук, научных дисциплин. Нейрофизиология изучает физиологические механизмы мышления. Психология - влияние мотивов человеческой деятельности (потребностей, личностно значимых целей). Зоология изучает предпо­сылки и особенности проявлений мышления у животных. Науковедение исследует формы и функции научного мышления. Эстетика интересуется ролью мышления в создании и восприятии художественных ценностей. Кибернетика рассматривает возможности моделирования мышления с помощью электронных вычислительных машин. Теория познания изуча­ет формы теоретического познания и их роль.

Мышление является и предметной областью логики как науки. Важ­нейшими элементами мышления как предметной области логики явля­ются так называемые формы (виды) мышления - понятия, суждения, умозаключения. Теорией общих закономерностей становления и разви-

W W ТЛ

тия понятий и суждений является диалектическая логика. В диалектиче­ской логике каждая форма мышления рассматривается как ступень раз­вивающегося мышления, закономерно переходящая в более развитую форму. Формальная логика (именно она является предметом рассмотре­ния в настоящем учебном пособии) отвлекается от процесса развития форм мышления и при изучении понятий, суждений, умозаключений со­средоточивает свое внимание на их логическом содержании и устойчи­вых логических структурах (формах), не зависящих от конкретного со­держания мыслей. Формальная логика выделяет и изучает разнообраз­ные свойства форм и способов мышления. Например, логика рассматри­вает такие характеристики понятия, как содержание и объем. В высказы­ваниях выделяются значения истинности (истинность или ложность). В умозаключениях - их правильность и т.п.

Формальная логика изучает и такое свойство мышления, как пра­вильность. Логичность мышления не реализуется автоматически. Мыш­ление есть деятельность, и для того, чтобы эта деятельность вела к ис­тинным результатам, необходимо ее контролировать. Для такого контро­ля формальная логика предлагает формальные критерии в виде общих канонических правил осуществления способов мышления. Мышление, выполняющее такие правила, и называется правильным. Правильность мышления является одним из главных свойств, выделяемых и изучаемых

A vy Vy Vy vy ^ vy

формальной логикой в своей предметной области. Свойство правильно­сти формальная логика исследует в сопоставлении со свойством непра­вильности мышления. Типовые способы мышления, характеризующиеся свойством неправильности, формальная логика выделяет в качестве ло­гических ошибок. Логические ошибки систематизируются формальной логикой с целью их исключения из мышления.

В предметной области мышления понятия, суждения, умозаключе­ния и их характеристики связаны разнообразными отношениями. При­мерами таких отношений являются, в частности, логическая несовмес­тимость понятий, суждений, выводимость одних суждений из других и др. Формальная логика как наука не просто изучает отношения между понятиями, суждениями, умозаключениями, коренящиеся в их логиче­ской форме. Она выделяет всеобщие, необходимые, устойчивые, повто­ряющиеся отношения элементов мышления по логической форме. Такие формы всеобщности и необходимости образуют законы мышления. За­фиксированные в соответствующих высказываниях, они называются за­конами логики. Законы мышления - еще один существенный элемент предметной области логики. Законы мышления не являются объектив­ными в смысле существования во внешнем материальном мире, но они объективны как отражения наиболее общих отношений между объекта­ми, прежде всего, материального мира. Как всеобщие, устойчивые отно­шения законы правильного мышления имеют общечеловеческий харак­тер. К числу основных законов мышления логика относит законы тожде­ства, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего, достаточ­ного основания. Эти законы обеспечивают выполнение основных усло­вий логичности мышления - определенность и однозначность, непроти­воречивость, последовательность, обоснованность.

Таким образом, мышление является опосредованным, абстрактно- ненаглядным, обобщенным, активным, взаимосвязанным с языком по­знанием. Формы и законы правильного мышления составляют специфи­ческий предмет изучения логики как науки. Логику кратко можно опре­делить как науку о формах и законах правильного мышления. Тем самым логика получает свое специфическое направление изучения мышления, отличающее эту дисциплину от других научных дисциплин, обращаю­щихся к познанию самого мышления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]