Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новая ред. учебное пособие.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
366.42 Кб
Скачать

Контрольные вопросы

1. Почему эксперимент считают боле важным методом исследования, чем наблюдение?

2. Какова сущность мысленного эксперимента?

3. Каково место индукции, дедукции, аналогии в процессе выдвижения гипотез?

4. Что такое идеализация? Приведите примеры идеализированных объектов. Для чего наука создает идеализированные объекты?

5. Согласны ли вы с идеями эдинбургских социологов науки Д. Блура и Б. Барнса о включении социального контекста в структуру самого научного знания?

6. В чем заключается метод case-study»?

Лекция 14. Современная наука как социальный институт. Нормы и цености научного сообщества

14.1. Наука как социальный институт

Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Наука как социальный институт претерпела за время своего существования огромные изменения: от деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах и занимавшихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально.

По историческим меркам наука – молодой социальный институт, еще не завершивший процесс своего окончательного оформления. Этот процесс институционализации науки включает в себя две стороны:

- формируется социальный институт науки со специфической системой ценностей и норм;

- устанавливается соответствие между этой системой и нормативно-ценностной системой общества.

Большинство историков науки полагает, что институциональное оформление науки произошло в XVI-XVII вв. В 1660 г. было основано Лондонское королевское общество естествоиспытателей, а в 1666 г. – создана в Париже Академия наук.

Впервые были четко сформулированы определенные научные нормы и установлены требования их соблюдения. Наука этого периода была оторвана об образования: естествоиспытатель был любителем. В уставе Лондонского королевского общества, который был сформулирован Р. Гуком, записано, что целью Общества является «совершенствование знания о естественных предметах и всех полезных искусствах… с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)»90.

Таким образом, наука заплатила достаточно высокую цену за свое превращение в признанный обществом институт. Эта плата состояла в отречении от всех опасных лозунгов и целей, которые еще недавно связывали науку с широким демократическим движением за обновление образования, за политические и социальные реформы.

На этапе институционализации науки XVIII-XIX вв. научные знания стали применяться в качестве технико-технологических, организационных средств человеческой деятельности. При этом широкое распространение получили воззрения, согласно которым наука непричастна к целям, которые ставят перед собой люди. Однако дальнейшие события показали, что это не так. Ущербность позиции, утверждающей ценностную нейтральность науки, с особой остротой обнаруживается тогда, когда плоды научного прогресса несут людям зло.

На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые факты. В XIX в. начинается новый этап во взаимодействии науки и производства, отмеченный К. Марксом и определенный им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества.

Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана и только впоследствии появилась теория паровых машин. Электричество же сначала было открыто в лаборатории ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство. Аналогичной является ситуация с открытием атомной энергии, синтезом высокомолекулярных соединений и их внедрением в производство.

Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства. Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами: искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы, гибриды и т.д. Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно важно в условиях информационного, постиндустриального общества.

Итак, что общество отдает науке?

1. Общество финансирует научные исследования.

2. Общество дает науке материальные ресурсы: землю, здания, оборудование, материалы, энергию, необходимые для осуществления научной деятельности.

3. Общество дает науке интеллектуальные ресурсы, обеспечивая приток в науку все новых и новых поколений молодежи, причем молодежи, уровень способностей и подготовки которой существенно выше среднего.

4. Общество обеспечивает науку еще одним ресурсом: социальным статусом, престижем.

С известной долей горечи стоит заметить, что современная российская политика в области науки и образования не направлена на повышение финансирования исследований, а общественный статус ученых и исследователей, преподавателей высшей школы в нашей стране существенно занижен.

Что общество получает от науки?

1. Общество получает, прежде всего, знания, используемые разными способами: они участвуют в формировании культуры и мировоззрения людей. Знания, полученные наукой, порождают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, средства связи и транспорт, новые сферы человеческой деятельности.

2. Наука формирует интеллектуальный потенциал общества, определенный социальный слой технической и гуманитарной интеллигенции, необходимый для развития общества.

3. Ученые используются в качестве экспертов, когда речь идет о принятии важных социальных, политических, экономических решений на уровне страны, регионального или мирового сообществ.

В научном сообществе выделяют несколько уровней:

- национальное научное сообщество, существующее и действующее в пределах того или иного государства;

- дисциплинарное научное сообщество, ограниченное рамками соответствующей области знания. Дисциплинарное научное сообщество не замыкается в государственных границах, а носит интернациональный характер. Можно говорить, например, о сообществе философов, физиков, биологов или тех биологов, которые изучают физиологию растений.

Иногда объединяющим фактором дисциплинарного сообщества может быть исследовательский метод, применяемый в разных областях знания.

Так, в середине прошлого столетия, когда возник метод структурного кристаллографического анализа, на почве его совершенствования и использования сформировалось научное сообщество, включившее физиков, химиков и биологов разных специальностей.

Каждое из научных сообществ имеет своих признанных лидеров и свою нормативно-ценностную систему, которая включает основное содержание общей нормативно-ценностной системы, но вместе с тем обладает и собственными специфическими чертами. Считается, например, что в английской науке сильны традиции эмпиризма, а в американской философии сильны представители аналитического философского направления.

При этом каждый ученый является членом не одного, а нескольких научных сообществ, что является потенциальным источником внутренних напряжений и конфликтов, когда ученому приходится делать выбор. Нередко источником таких напряжений бывает требование быть лояльным одновременно по отношению к ценностям и нормам интернационального сообщества ученых, с одной стороны, и к национальным ценностям и нормам – с другой, когда они вступают в противоречие между собой. Положение, в котором оказывается при этом ученый, порой бывает трагичным (немецкие физики-ядерщики, создатели атомной бомбы, были против ее практического применения, Н.В. Тимофеев-Ресовский и др.).

Таким образом, очень многое в обществе – и культура, и мировоззрение, и производственная деятельность человека, и его повседневная жизнь зависят от науки.