- •Глава 5. Развитие представления о процессе научного исторического познания
- •Предпосылки превращения истории в науку
- •Три парадигмы научной истории
- •5.3. Классическая парадигма исторического исследования
- •5.4. Неклассическая парадигма научной истории
- •5.5. Постнеклассическая парадигма исторической науки.
- •5.6. Ответ на постмодернистский вызов
- •Вопросы для повторения
- •Примечания
Глава 5. Развитие представления о процессе научного исторического познания
Предпосылки превращения истории в науку
Превращение истории в науку с сохранением за ней статуса одного из направлений гуманитарной культуры представляло собой сложный процесс. Он был обусловлен всей культурно-исторической ситуацией эпохи позднего средневековья и начальной стадии новой истории.
Интеллектуальный прорыв человечества от средневекового провиденциализма к гуманизму и рационализму нового времени составлял предпосылку значительного усиления интереса к истории. Это соответствовало более общему процессу возрастания интереса к человеку вообще, который заполнял освободившуюся в индивидуальном и общественном сознании нишу после того, как постепенно подрывались начала, основанные на религии. Человек стал занимать в сознании то место, которое ранее отводилось Богу. Отсюда все то, что происходило с человеком и людьми вообще в прошлом, вызывало повышенное внимание. Такое внимание связано было также с изменением особенностей мышления людей этой эпохи по сравнению с мышлением средневекового человека. На взгляд последнего, будущее его ничтожно мало зависело от него самого, от людей вообще и от их истории, в частности, когда отдельный индивид и человечество в целом находилось в полной зависимости от воли Провидения. В новых условиях, когда разум и воля человека, прежде всего выдающихся людей, стали рассматриваться в качестве движущей силы истории, когда признавалась зависимость судьбы человека и людей вообще не от потустороннего, а от человеческого начала, потребность человечества в самопознании значительно возросла. Самопознание и самоидентификация человека и общества относится к проблемам философии. Однако философия как научная дисциплина предельно общего порядка нуждается для своих обобщений и выводов в знаниях конкретных гуманитарных дисциплин, в частности истории. Отсюда - общие основы повышенного интереса к историческому знанию, к его достоверности и точности.
Другой причиной повышения интереса мыслящей части человечества к прошлому и определяемое этим формирование истории как науки стала сама эпоха и связанные с ней бурные события, которые привели в конечном счете к ломке средневековых порядков и к появлению строя, основанного на отношениях предпринимательства, к отказу от сословных начал и установлению юридического равноправия людей, на несравненно большей свободе, чем в средние века. Бурные события обостряют чувство времени, пробуждают историческую мысль, заставляют задуматься о причинах столь значительных изменений в жизни людей, о движущих силах истории, о будущих судьбах человечества в целом, страны и народа, отдельной личности. Это - проблемы философского уровня. Однако в соответствии с особенностями мышления людей, ориентированного на выяснение причинно-следственных связей, решение этих философских проблем зависело в определяющей степени от познания прошлого, которое относилось к задачам истории. Представление об этом познании резко отличалось от соответствующего представления в средние века, что было вызвано переменой в воззрениях на научное познание и достоверное знание вообще.
Изменение взглядов на ученость, науку и научные знания по сравнению со средними веками составило еще одну предпосылку перехода к научной истории. В средневековой Европе, как, впрочем, и на Востоке, наука соотносилась со знаниями основ религии, религиозной литературы и права, а ученый не мог существовать вне теологии. Принципиально новый подход к пониманию сущности науки являлся достижением европейской цивилизации в период перехода от средних веков к новому времени. Он заключался в том, что наука стала рассматриваться уже не только как хранитель накопленных знаний, основанных уже не обязательно на религии, но как способ формирования новых знаний с помощью анализа и синтеза как старых знаний и существующего опыта, так и нового фактического материала, полученного в ходе наблюдения и серии экспериментов.
Таким образом, общие культурно-исторические изменения в условиях позднего средневековья и начала новой истории создавали предпосылки качественного изменения историографии, которая стала формироваться как научное явление при сохранении доставшегося от прошлого статуса одного из жанров литературы и одного из направлений культуры.
