- •1.2.1. Применение ионной флотации для извлечения тяжёлых металлов из техногенных вод
- •1.2.2. Обзор современных методов рационального подбора реагентов-собирателей для ионной флотации
- •2.5. Методы проведения расчётов квантово-химических параметров субстратов, реагентов-собирателей и систем «субстрат-реагент»
- •4.5. Квантово-химические исследования параметров реакционной способности субстратов меди, цинка, железа и марганца и установление их эффективных извлекаемых форм
- •Выводы по главе 4
- •5.1. Квантово-химический метод выбора реагентов-собирателей для флотационного извлечения катионов меди (II) и цинка из техногенных вод горных предприятий
- •5.1.1. Исследование квантово-химических прс молекул известных реагентов-собирателей, применяемых для флотационного извлечения катионов тяжелых и цветных металлов из техногенных вод
2.5. Методы проведения расчётов квантово-химических параметров субстратов, реагентов-собирателей и систем «субстрат-реагент»
Расчеты квантово-химических параметров проводились полуэмпирическим методом РМ3 в приближении RHF/6-311G(d) [6]. Молекулярные геометрии наиболее устойчивых систем «субстрат-реагент», участвующих во флотационном процессе, моделировались с применением метода сопряжённых градиентов Polak-Ribiere в супермолекулярном приближении для достижения глобальных максимумов на поверхности потенциальной энергии: без каких либо ограничений по симметрии, в приближениях ограниченного метода RHF - для диамагнитных систем «Zn2+ - реагент» и неограниченного метода RHF- для парамагнитных систем «Cu2+ - реагент» по достижению оптимизационного предела в 0,005 ккал/моль. Расчеты всех необходимых характеристик проводились методом расчета “одной точки” с использованием программного пакета HyperChem 7.5 Pro, позволяющего в процессе моделирования учитывать все химические, физические и физико-химические особенности субстратов, реагентов и систем «субстрат-реагент» [8, 36, 191, 194].
В исследовании впервые применительно к флотационным системам были рассчитаны значения абсолютной жесткости и химического потенциала реагентов-собирателей, глобальной (IЕ) и локальной (IЕ+) электрофильности субстратов, глобальной (IN) и локальной (IN¯ ) нуклеофильности реагентов-собирателей на основе функций Фукуи, молекулярного электростатического потенциала (МЕР). Кроме того, для систем «субстрат-реагент» в работе дополнительно представлены расчёты количества водородных связей в молекулах, степени переноса заряда ∆N и энергии комплексообразования ∆Екомпл.
Для
вычисления абсолютной жесткости
и мягкости S,
химического потенциала (согласно О.А.
Реутову [275]
соответствует значениям абсолютной
электроотрицательности)
реагентов по R.
Pearswon
и R.
Parr
[25, 27, 28] использовали формулы:
где ЕНОМО и ELUМО - значения энергии граничных орбиталей.
При
расчётах квантово-химических параметров
реакционной способности субстратов
было учтено, что катионы тяжёлых и
цветных металлов во флотационных
системах находятся в виде аквакатионов
и аквагидроксокомплексов, т.е. они,
согласно концепции Пирсона, являются
кислотами Льюиса, содержащими
электрофильные центры с электроноакцепторными
свойствами. Количественно электрофильность
ионов в целом, ионных пар или нейтральных
соединений в квантовой химии, согласно
R.
Parr
[26], можно оценить, используя индекс
общей или глобальной электрофильности.
Количественно
параметры
реакционной способности субстратов во
флотационных системах рассчитывали,
используя индекс глобальной электрофильности
:
Учитывая,
что в сложных по составу извлекаемых
формах субстратов более значимым
критерием, характеризующим способность
субстрата к электрофильной атаке при
взаимодействии с реагентом-собирателем,
является индекс локальной электрофильности
,
рассчитывали его значения с учетом
функции Фукуи
[1]
иона субстрата во флотационной системе:
.
Так
как молекулы реагентов-собирателей
представляют собой нуклеофильные
реагенты, содержащие активный центр с
электронодонорными свойствами,
количественно их нуклеофильность
определяли по значению индекса глобальной
нуклеофильности
,
который оценивали как величину, обратную
электрофильности, и рассчитывали по
формуле P.
Chattaraj
[6]:
Более
точно способность того или иного
нуклеофильного центра реагента-собирателя
к активному взаимодействию с субстратом
определяли по значению индекса локальной
нуклеофильности INˉ,
рассчитанному с использованием функции
Фукуи
:
.
Молекулярный электростатический потенциал МЕР, представляемый в виде проекционных карт, рассчитывали для определения положения реакционных центров в субстратах и в молекулах реагентов-собирателей. Активный центр взаимодействия субстрата на МЕР показывается как зона с высокой концентрацией положительного заряда. Реакционным центром реагента является область с максимальной концентрацией отрицательного заряда.
Для оценки прочности образующихся при флотации систем «цинк-реагент» и «медь-реагент» были использованы следующие параметры: степень переноса заряда ΔN, энергия комплексообразования ∆Екомпл и количество водородных связей.
Степень переноса заряда ΔN, по О.А. Реутову [275], является характеристикой силы кислотно-основного взаимодействия субстрата А и реагента В, и, следовательно, характеристикой прочности образующихся систем «субстрат-реагент». Степень переноса заряда ∆N [275] имеет размерность долей электрона и связана с абсолютной жёсткостью и химическим потенциалом χ следующим соотношением:
