- •Министерство спорта и туризма республики беларусь национальное агентство по туризму
- •«Зямля Навагрудская, краю мой родны…»
- •Кореличи
- •Петро-Павловская церковь, памятник Яну Чечоту
- •Панорама усадебных построек и парка
- •Здание библиотеки
- •Адамполь
- •Дорога Кореличи — Новогрудок, указатель на Руту
- •Новогрудок
- •«Гора Миндовга», памятный камень
- •Замчище, памятник Мицкевичу
- •Детинец
- •Башня Щитовка, вал
- •Фарный костел
- •Малый замок, Курган Бессмертия
- •Место, где стоял «Дом боярина»
- •Борисо-Глебская церковь, южный фасад
- •Б. Рыночная площадь (пл. Ленина)
- •Б. Францисканский монастырь, церковь Св. Николая (б. Костел)
- •Костел Св. Михаила Архангела
- •Панорама площади: здание магазина «Детский мир»,
- •(Посещение Дома-музея а. Мицкевича.)
- •Дорога Новогрудок — Барановичи
- •Валевка
- •Петро-Павловская церковь
- •Дорога Валевка — озеро Свитязь
- •Озеро свитязь
- •Заключение
- •Список использованной литературы
- •Сноски к тексту экскурсии
- •Сведения об авторе
Новогрудок
Новогрудок виден издалека. Он подобен стародавней чаше, которую подняли к небу боги. Новогородок, Новгородок, Новгородец, Новогород как только не называли его в прошлом! А местные жители и сегодня именуют его Наваградком, вопреки тому полонизированному имени Новогрудок, которое закрепилось за ним официально.
Десять веков тому назад поднялся этот город в центре возвышенности, которая тут резко спадает к Неману и посечена ярами. Новогрудские холмы одни из самых высоких в Беларуси. Этот волшебный пейзаж будто изначально был помечен перстом истории. И эту печать избранничества Новогрудок пронес через столетия. Века приходили и уходили, но не прошли без следа. Они в летописях, памятниках города, в его домах и улицах. Многое уцелело, но еще больше потеряно. Вот почему так неразделимы здесь явь и легенды, строки летописи и предания. Вот почему и историки, и археологи, и архитекторы в своих работах о Новогрудке повторяют слова «возможно», «вероятно».
Летописная история Новогрудка полна неясностей. Какое из многочисленных летописных упоминаний Нового города а именно это словосочетание и лежит в основе названия Новогрудка отнести именно к нему? Вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Тут можно выстроить целый ряд дат, но, очевидно, самой близкой к истине будет 1044 год. Под этим годом в Софийской І и Новгородской ІV летописях говорится: «Ходи Ярослав на Литву, а на весну заложил Новогород и сделал и». Тут имя Новогорода стоит рядом с именем Литвы, и в дальнейшем эта связь окрепнет настолько, что именно Новогрудок станет столицей Литовской Руси — предвестницы Великого княжества Литовского.
В пользу этой даты свидетельствуют и находки археологов: люди, судя по всему, начали обживать эти места уже в Х веке, и Ярослав Мудрый заложил Новогрудок не на пустом месте. Уже к 50 60-ым годам ХІІІ столетия вокруг Новогрудка сложилась целая историческая область Новогородская земля, которая достигла высокого экономического и культурного развития. Это был край развитых ремесел. Здесь складывалась своя правящая элита, к которой и перешла от Полоцка инициатива в создании белорусской государственности.
Так пробил звездный час человека, имя которого значится и на скрижалях истории, и в памяти десятков поколений новогрудцев. Имя его восславлено поэтами и прозаиками, художниками и скульпторами. Дано оно и этому холму, под которым он, по преданию, был похоронен, но и сегодня, спустя почти семь с половиной веков со дня своей смерти, с золотого трона взирает на всякого, кто въезжает в Новогрудок. Это имя Миндовг.
«Гора Миндовга», памятный камень
«Гора Миндовга», как именуют новогрудцы этот холм, уже в ХVІІ ХVІІІ веках превратилась в общегородское христианское кладбище. Старейший надмогильный памятник, сохранившийся тут, датируется 1820 годом. Хоронили на «горе» как православных, так и католиков до 20-х годов ХХ века. Неподалеку отсюда, на доминиканском кладбище, были похоронены родители Адама Мицкевича и его младший брат Антон. Местное предание говорит о том, что тут в ХІІІ столетии был погребен основатель Великого княжества Литовского князь Миндовг.
В оценке того, что сделал Миндовг и кем он был на самом деле, разброс мнений так велик, что о нем можно в равной степени писать как торжественную оду, достойную доблестного полководца и государственного мужа, шагавшего от победы к победе, так и трагедию низких страстей, погубивших неразборчивого в средствах неудачника, мстительного и кровожадного политика и нераскаявшегося язычника.
И все это будет о Миндовге, и во всем будет доля правды. Но как отделить зерно от плевел? За давностью лет и противоречивостью исторических хроник сделать это крайне трудно. Ограничимся поэтому лишь сухой констатацией фактов и будем помнить, что неудачникам курганов не насыпают...
В 1246 году Миндовг начал княжить в Новогрудке. Новогрудские феодалы хорошо знали Миндовга как князя соседней Литвы, которому была подвластна отнюдь не вся Литва, но только ее часть. Неизвестно, кто был инициатором, в чьей голове созрел этот план объединить силы Литвы и Новогрудка в условиях военной угрозы со стороны монголо-татар и крестоносцев. Сам ли Миндовг послал новогрудцам это предложение, или сильные люди в Новогрудке, поняв последствия внезапного обрыва богатых торговых связей на юго-востоке, выслушав беглецов, послали приглашение к себе на княжение ему, сильнейшему из соседних кунигасов, как называли литовцы своих князей.
Однако именно это решение и сыграло первостепенную роль в создании новой державы ВКЛ. В 1248 году Миндовг, по сообщению Ипатьевской летописи, «Литву зане, поимана бъ вся земля Литовьская», и слова эти не нуждаются в переводе на современный язык. Подобные действия Миндовга, занявшего Литву, вызвали резкую реакцию со стороны галицко-волынских князей, которые увидели в возвышении Новогрудка, захватившего Литву руками Миндовга, угрозу своим интересам в первенстве над западнорусскими землями. Миндовг стал для них заклятым врагом. Для борьбы с ним они прибегли к помощи Ливонского ордена.
В сложных интригах, которые последовали за этим, Миндовг проявил прозорливость и тактический ум. Он также обращается к немцам и заручается поддержкой Рима, принимая крещение по католическому обряду, что одновременно сопровождалось его коронацией в 1253 году. Произошло это, вероятнее всего, в Новогрудке, хотя полной ясности в этом вопросе нет до сих порvii. Удержать свою власть в Новогрудке Миндовгу, однако, не удалось: поход галицко-волынских князей в Новогрудскую землю вынудил Миндовга просить мира у Данилы Галицкого на условиях, продиктованных его противником.
Для создания новой державы меча оказалось мало, да и жизни одного человека недостаточно. Жестокое и коварное время заставляло быть таким же. Окруженный врагами, Миндовг не мог стесняться в средствах менялись веры, вчерашние враги становились союзниками, а союзники врагами. Миндовг покидает Новогрудок в 1254 году. Это место занимает его сын Войшелк. Оставаясь королем Литвыviii, Миндовг проживет еще девять бурных лет, порвет с орденом, отречется от католичества, заключит против немцев союз с Александром Невским, однако в конце концов будет убит вместе с двумя своими сыновьями в 1263 году.
Это была не первая, но и не последняя жертва в кровавой оргии убийств с целью захвата власти в нарождавшейся великой державе, в которой Новогрудку была уготована особая роль. Вехи его истории расставлены от битвы к битве. Но Миндовга в ней больше не стало.
По преданию, соратники Миндовга перенесли тело князя в Новогрудок и насыпали за одну ночь над ним этот курган из чистейшего неманского песка. Взглянешь с кургана на Новогрудок и невольно придут на память строки из «Навагрудскага замка» Яна Чечота:
Было гэта ў горадзе слаўным Мiндоўга
Вякоў найдалёкiх здарэнне:
На Замкавай цiхай гары калiсь доўга
Я слухаў сцен даўнiх каменне.
Дзве вежы вякi тут збiраюць на веча
Паслухаць iх спынiцца кожны.
И в самом деле, чтобы послушать, о чем говорят башни замка, непременно стоит подняться на Замковую гору! Мы так и поступим: преодолев крутые пригорки, оставим автобус и пройдем пешком на Замчище.
