- •Министерство спорта и туризма республики беларусь национальное агентство по туризму
- •«Беларусь – край родной»
- •Городище змеевка
- •Деревня княжицы
- •Деревня головчино
- •Г.П. Белыничи
- •Река друть
- •Река осливка
- •Минская область
- •Березинский район
- •Река березина
- •Березино
- •Червенский район
- •Деревня натальевск
- •Город червень
- •Станислав монюшко
- •Тростенец
- •Заключение
- •Список использованной литературы
- •Сведения об авторе
Деревня головчино
Впервые этот населенный пункт упоминается в летописи в связи с борьбой полоцкого князя Всеслава за власть с киевскими князьями. В 1071 году Всеслав выгнал Святополка из Полоцка и тогда Изяслав Ярославович – киевский князь – направил против неукротимого Всеслава своего сына Ярополка, которому удалось разбить полочан у Голотическа. Некоторые историки утверждают, что это не будущий Головчин. Но доказательством того, что это вполне возможно, является хотя бы тот факт, что эти земли входили в состав Друцкого княжества и здесь неоднократно решались многие конфликтные ситуации.
В 1501 г. он также как Княжицы принадлежал дочери русского царя Ивана III. С 1623 г. это местечко принадлежало князьям Головчинским, потом Потоцким. Головчин был сожжен в XVII и начале XVIII веков. В период Северной войны 1708 г. здесь войска Петра I вступили в бой со шведами. Главный удар командование шведов направило в центр расположения русской армии против дивизии Репнина, заставив ее после четырехчасового боя отступить. При этом русские потеряли 1700, шведы – 1470 человек. Но для шведов понесенные потери были более ощутимы. Т.к. они находились во враждебном окружении, за много сотен верст от своих основных баз. Поэтому они даже не пытались преследовать русскую армию, которая, перейдя на левый берег Днепра, закрыла путь на Смоленск.
В 1880 году в Головчино жило 695 человек, здесь было 85 домов, 4 лавки, 15 церквей. Еще в древности здесь поселились ремесленники-оружейники. Здесь изготавливалось оружие, поэтому село стало быстро расти. Славилось Головчино и гончарами. Около него находится 2 городища и поселок XVI – XVIII вв. с остатками подземных каменных строений.
Вдоль реки Друть, которую мы пересечем, тянется целая цепочка древних курганов. Всего на территории Полоцкой земли установлено 600 курганных могильников. Если исходить из того, что каждому могильнику соответствовало одно поселение, можно говорить о существовании здесь в XI – начале XII вв. нескольких сот населенных пунктов. Как правило, курганные могильники и близлежащие селища вытянуты вдоль берегов рек и озер. Это объясняется тем, что в долинах можно было найти удобные для распашки земли, заливные луга, богатые травянистой растительностью, необходимой для прокорма скота. Судя по размещению курганных могильников, значительное количество селищ располагалось вблизи городов. Значит, наличие здесь курганов свидетельствует о нахождении здесь древнего города.
C середины IX века у восточных славян осуществляется создание государственно-общественных организаций. Племена кривичей, дреговичей и радимичей идут по тому же историческому пути. Государство строится, и здесь складываются волости – княжества. Деревни волостей тяготели к ближайшему городу, как к центру. Чем больше и богаче был город, тем большая деревенская территория концентрировалась вокруг него. Одна из таких волостей – Друцкая – находилась на этой земле. Каждая волость управлялась, руководилась со стороны учредительно-законодательной власти вечем, со стороны исполнительной – князем и его дружиной.
Откуда и как взялись князья в Полоцкой Руси? Иногда князь был одним из родоначальников племени. Энергия и способность, особенно в воинских делах, выдвигали его вперед из общей массы старейшин. В других местах он становился первым просто на основе родового старшинства по возрасту.
Князья, вышедшие из родоначальников, были местными, но иногда князей приглашали. Вече приглашало князя, заключало с ним соглашение: если князь нарушал поставленные ему условия, вече «показывало князю путь», иначе говоря, отнимало у него княжескую власть. Вече издавало всяческие постановления для жителей волости, избирало урядников (должностное лицо, служащий) на необходимые должности, лишало их этих должностей. Вече объявляло войну и заключало мир с соседями. Власть вече распространялась не только на город, но и на всю волость, на разбросанные по всему княжеству деревни. При этом меньшие в волости города считались пригородами главного города. Всякий житель волости должен был прислушиваться к голосу вече.
Как вершились дела на вече мы знаем мало, ибо от вечевых собраний не сохранилось до нашего времени никаких писаных документов. Право голоса на собрании имели все вольные взрослые люди, самостоятельные хозяева. На вече прежде всего докладывалось о том деле, на которое должно было дать тот или иной ответ. Доклад о деле представлял или князь, или урядники, или просто какой-нибудь старый человек. Затем шло обсуждение дела. Вече отвечало ораторам говором. Известно, что отдельных голосов не считали, а только на слух угадывали, одобряет ли вече. Иной раз случалось так, что меньшинство не хотело отступать от своего мнения. Тогда дело доходило до драки, и единогласие достигалось силой, меньшинству затыкали рот кулаком, и его голосов не было слышно. Из всех волостей наиболее сильным было вече в Полоцке. Здесь оно существовало с незапамятных времен и вело свою учредительно-законодательную работу вплоть до самого конца XV в., когда городу было даровано магдебургское право. Оно выступало там во все более-менее рискованные моменты как решающая сила. Оно принимало и изгоняло своих князей. В 1151 г. один из них Рогволод Борисович был изгнан и отправлен в Друцк. Но все же в основном полоцкие князья были популярны в Полоцке, и полочане поддерживали род своих князей Изяславовичей и защищали их, а вместе с ними и себя от обид со стороны князей чужого рода, например Ярославичей Киевских.
Мы едем по территории, где располагалось Друцкое княжество, входившее в состав Полоцкого. Чтобы разобраться в событиях, которые происходили здесь в XI – XIII вв., давайте проследим за событиями, которые происходили в самом Полоцке.
Впервые Полоцк упоминается в «Повести временных лет» 862 г. в связи с раздачей Рюриком городов своим вассалам. К 865 г. относится отрывочное сообщение Никоновской летописи: «воевата Аскольд и Дирь полочан и много зла сътворита».
В Полоцке княжил князь Рогволод, который пришел из заморья, и, как утверждает летописец, Рогволод погиб в столкновении с Владимиром Святославовичем. Победитель взял себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду, которая покушалась на жизнь князя Владимира, но неудачно. Киевский князь отправляет ее вместе с сыном Изяславом в ее отчину. Изяслав Владимирович становится родоначальником новой династии полоцких князей.
В начале XI в. полоцким князем становится сын Изяслава – Брачеслав, который совершает поход на Новгород и Литву. Ему киевский князь Ярослав дарит Витебск (Видбеск). После смерти Брачеслава полоцким князем (1044 г.) становится его сын Всеслав, прозванный за находчивость Чародеем. Он вступает в борьбу с сыновьями Ярослава Мудрого, которые его вероломно захватили в плен и посадили в Киеве в темницу.
Но в 1068 г. его освобождает народ во время восстания и провозглашает великим князем киевским, которым он пробыл 11 месяцев, а затем возвратился в Полоцк. Через год киевский князь Изяслав Ярославович прогоняет его и на полоцкий престол садит Мстислава Изяславовича, затем его брата Святополка. Но через два года Всеслав возвращает княжеский престол. И тогда против него Изяслав направляет своего сына Ярополка, с которым он вступает в сражение на этой земле.
С 1077 г. в борьбу с Всеславом включается Владимир Мономах. В своем поучении он говорит, что ходил с отцом «под Полтеск». А через год Мономах совершает второй поход совместно с Святополком. Во время него он жестоко опустошил Полоцкое княжество «пожегъ землю и повоевав до Лукомля и до Логожека, та на Дротьскъ воюя». А Дрютьскъ этот находился недалеко отсюда.
Название город получил от реки Друть, через которую мы скоро будем переезжать. Называли его по-разному Дрютьск, Дрътеск, Дрьютеск. Основан город был в X веке. Об этом свидетельствует и археологические раскопки. Упоминается он и в «Поучении» Владимира Мономаха в связи с событиями 1078 г. В Ипатьевской летописи впервые упоминается 1092 г. В первой половине XII в. становится центром Друцкого удельного княжества, которым владели потомки полоцкого князя Всеслава Брачиславовича. В Друцке действовало вече.
В середине XII в. город становится ареной борьбы за княжеский престол. В 1151 г. полотчане схватили своего князя Рогволода Борисовича и сослали в Минск, и там его держали «в великой нужде», а князя Ростислава Глебовича, княжившего до этого в Минске увели к себе и посадили на «полоцкий стол». Эти князья были двоюродными братьями, внуками Всеслава Брачиславовича. А через 8 лет они опять столкнулись в борьбе за полоцкий княжеский престол. Об этом рассказывает Ипатьевская летопись.
Князь Рогволод приезжает в Друцк, где полотчане ведут с ним переговоры, туда приезжают и сторонники князя Рогволода. Как утверждает летопись приплыл князь сюда на лодках по р. Друти. Рогволод собрал под свои знамена более 300 человек друтчан и полотчан. Друтчане обещали поддержку Рогволоду. Ростислав, княживший в Полоцке, о решении друцкого вече узнал от своего сына Глеба, бежавшего отсюда из Друцка, где он был удельным князем. Престол в Друцке занял Рогволод. Отсюда он ушел в Полоцк, где стал княжить, но вскоре был смещен своим братом Давидом.
После смерти князя Всеслава осталось шестеро сыновей Давид, Борис, Глеб, Роман, Святослав и Ростислав. Старший из них, предполагают историки, был Борис, поэтому его и звали Рогволод. Как вы помните, так звали родоначальника династии полоцких князей.
В 1180 г. Друцк был втянут в борьбу смоленских князей с черниговскими. Князь Игорь Святославович (персонаж «Слова о полку Игореве») совершил поход на Друцк, но взять город не смог.
С XIII века город вошел в состав Великого княжества Литовского. В XIV веке в Друцке находился собор, который согласно записей в Друцком евангелии, построен в 1001 г., как Богородицкая церковь, одна из самых старых в Киевской Руси.
Древний город компактно размещался на берегу р. Друть и имел сложную систему оборонительных сооружений, как вокруг детинца, так и вокруг окольного города. Четырехугольная площадка детинца площадью 1 га была обнесена мощным валом высотой 10 м и рвами глубиной в 12 м. К нему примыкал окольный город площадью 1,3 га, отделенный от детинца глубоким рвом. Около городских стен располагался огромный посад площадью в несколько гектаров, рядом с ним располагаются сейчас курганы-могильники.
Во время археологических раскопок там были обнаружены предметы, которые свидетельствуют о развитии в городе сапожного, кузнечного, столярного, костерезного ремесла.
Улицы в городе были вымощены бревнами. Рядом с домами располагались дворы и хозяйственные постройки. Дворы мостились бревнами, некоторые из них были крытыми. В западной части детинца располагался княжеский двор.
Во время раскопок был найден перстень с княжеским знаком двузубцем, шиферные пряслицы с княжеским знаком трезубцем и словами «къняжинъ», а также бронзовая застежка от книги, костяные пластинки с орнаментом, пять шахматных фигур, а также множество мозаичных плиток.
Друцк сгорел в конце XV – начале XVI веков и больше не отстраивался.
В соборе Богородицы хранился рукописный памятник восточно-славянской письменности XIV в. Друцкое евангелие написано было на церковно-славянском языке на 376 страницах. Важное значение имеют вангелие красочно оформлено заставками. Хранится в Новосибирском отделении академии наук СССР.
Недалеко от д. Друцк находится г.п. Круглое. Круглянские земли в конце XVIII в. принадлежали Екатерине Романовне Дашковой.
Справка. «Я родилась в 1744 г. в Петербурге, императрица Елизавета уже вернулась к тому времени из Москвы, где венчалась на царство. Она держала меня у купели, а моим крестным отцом был великий князь, впоследствии император Павел III», – так начинаются знаменитые «Записки Екатерины Романовны Дашковой» – первой русской женщины XVIII в., которая занимала ответственный пост: она была одновременно директором Академии Наук и президентом Российской академии. Из ее «Записок» мы узнаем, что лето 1796 г. она провела в Могилевском имении. Где это? Оказывается имение е находилось недалеко от г.п. Круглое, куда идет дорога направо. По своему рождению графиня Екатерина Романовна Воронцова (Дашкова) принадлежала к элите русского общества. Ее крестной матерью была императрица Елизавета Петровна, связанная родством с ее дядей канцлером Михаилом Воронцовым, а также имеющая обязательства по отношению к матери Екатерины Дашковой (Воронцовой), т.к. она ссужала ее деньгами. Воспитывалась она в доме своего дяди и получила блестящее образование: изучала иностранные языки (французский, немецкий, английский и итальянский), которыми владела в совершенстве, занималась музыкой, танцами и рисованием. Сам Михаил Илларионович Воронцов был образованным человеком. Впоследствии он оказывал поддержку М.В. Ломоносову в его грандиозной деятельности, а после смерти ученого на свои средства заказал ему мраморный памятник, который до сих пор стоит на могиле Ломоносова. В 16 лет она вышла замуж за блестящего гвардейского офицера, князя Михаила Ивановича Дашкова. От этого брака у нее родились дочь Анастасия и сын Павел. В 1759 г. она познакомилась с Екатериной, женой Павла III. Эта дружба сыграла большую роль в жизни Дашковой, т.к. именно она участвовала в заговоре свержения с престола Петра III, своего крестного отца, и восшествия на престол его жены Екатерины, будущей Екатерины II. При активном участии братьев Орловых Е.Р. Дашкова добилась того, что Екатерина была привезена в частной карете из Петергофа в Измайловский полк, «единогласно провозгласившей ее императрицей». Во время коронации Екатерина II назначила Е.Р. Дашкову статс-дамой – высшей придворной должностью. Но вскоре произошел первый, достаточно серьезный конфликт с императрицей по поводу ее отношений с Григорием Орловым, который пожелал стать законным супругом императрицы и российским императором. Слухи о связи Екатерины II вышли за пределы дворца. Четыре офицера были арестованы и сосланы. Екатерину Дашкову спасло то, что она в это время рожала. В 1765 г., т.е. через 6 лет супружества она овдовела, здоровье ее было подорвано. Она обратилась к Екатерине II с просьбой о разрешении выехать за границу. Но только через 5 лет, не без труда ей удалось этого добиться. Во время этого путешествия она встречалась с великим французским просветителем Дени Дидро. Он оставил о ней воспоминания: «Княгиня Дашкова – русская душой и телом… Она отнюдь не красавица. Невысокая, с открытым и высоким лбом, пухлыми щеками, глубоко сидящими глазами, не большими и не маленькими, с черными бровями и волосами, несколько приплюснутым носом, крупным ртом, крутой и прямой шеей, высокой грудью, полная – она далека от образа обольстительности. Стан у нее неправильный, несколько сутулый. В ее движениях много живости, но не грации. Печальная жизнь отразилась на ее внешности и расстроила здоровье. В декабре 1770 г. ей было только 27 лет, но она казалась сорокалетней… Это серьезный характер. По-французски она изъясняется совершенно свободно. Она не говорит всего, что думает, но то, что говорит, излагает просто, сильно и убедительно. Сердце ее глубоко потрясено несчастьями, но в ее образе мысли твердость, возвышенность, смелость и гордость. Она уважает справедливость и дорожит достоинством… Княгиня Дашкова любит искусство и науки, она разбирается в людях и знает нужды своего отечества. Она ненавидит деспотизм и любые проявления тирании. Она имела возможность узнать тех, кто стоит у власти, и откровенно говорит о добрых качествах и недостатках современного правления». Екатерина Дашкова вернулась в Россию в 1772 г. В это время Екатерина II была уже 10 лет императрицей. Она встретила Дашкову доброжелательно, ее фаворитом в это время был Г.А. Потемкин, с которым у Е.Р. Дашковой установились уважительные отношения. А в 1782 г. императрица предложила Екатерине Романовне место директора Академии наук. Дашковой было в это время 39 лет. Решение Екатерины II было продиктовано тем, что Академия наук оказалась в тяжелом положении. Ставленник Орловых С.Г. Домашнев повел себя как грубый и невежественный деспот, и академики подали рапорт с протестом в Сенат. Известие о назначении Дашковой было встречено академиками с большим воодушевлением. Она с большим уважением относилась к ученым. По ее настоянию было построено главное здание Академии наук, стал издаваться журнал «Собеседник любителей русского слова», в котором были опубликованы произведения Г. Державина, В. Капниста, Д. Фонвизина и др.
В этот период времени Екатерина Дашкова и получает от Екатерины II имение Могилевской губернии рядом с местечком Круглое.
В 1783 г. была утверждена Российская Академия наук, предназначенная для изучения русского языка и литературы, а председателем ее назначают Екатерину Романовну. Первоначальной задачей Российской Академии Е.Р. Дашкова считала создание словаря, раскрывающего богатство национального русского языка, который был издан в 6 частях. Это был первый толковый и нормативный словарь, включавший в себя свыше 40 тысяч слов, причем слова на буквы «ц», «ш» и «щ» собирала Е. Дашкова. После смерти Екатерины II император Павел I уволил ее со всех должностей и выслал в имение сына в Новгородскую губернию. Благодаря хлопотам друзей ее вернули в имение Троицкое. После убийства Павла I новый император Александр I оказал ей все почести, которых она лишилась, но Е. Дашкова отказалась от всех придворных обязанностей и вернулась в имение Троицкое. Умерла она в возрасте 65 лет, закончив перед этим свои «Записки».
Справка. Деревня Трилесино. Справа дорожный указатель и обелиск. В годы Великой Отечественной войны здесь действовала подпольная организация, которая объединяла две группы, в составе более 30 человек, в пос. Белыничи и д. Большое Трилесино Белыничского района. Подпольная группа в д. Трилесино действовала с июля 1941 г. по октябрь 1943 г. Ее руководители Корзун, Бабич, Морозов, Лапухин. Подпольщики вели агитационную работу среди населения, имели радиоприемник. Старовойтов и Талан, работавшие на радиоузле оккупантов, принимали, размножали и распространяли сводки Информбюро.
