- •[Фрагменты текста, сгруппированные по тезисам]
- •1. Суждения р. Фильмера об абсолютности власти монарха 1-8.
- •2. Три довода Фильмера, суммированные Локком в 1-14.
- •3. Подробнее о третьем из доводов Фильмера, о естественном праве отца владычествовать над своими детьми 1-50.
- •4. Ответный аргумент Локка о том, что отцы не сотворяют своих детей, а потому не могут распоряжаться ими 1-53, 1-54.
- •5. Аргумент Локка о роли не только отца, но и матери 1-55.
- •6. Аргумент Фильмера о фактах съедения детей у диких народов как подтверждение абсолютной власти родителей 1-57, и ответ Локка, что это противно тому, что от людей хочет сама природа 1-59.
- •7. Локк ловит Фильмера на том, что у того получается два абсолютных суверена – и монарх, и природный отец, которые исключают один другого 1-65.
- •10. Все люди являются собственностью того, кто их сотворил, т.Е. Бога, который почти равнозначен у Локка природе 2-6.
- •11. Преступник самим актом агрессии выводит себя из правового состояния, ставит себя в положение дикого хищного зверя 2-8, объявляет войну всему человечеству, 2-11.
- •13. Правители стран продолжают находиться по отношению друг к другу в естественном состоянии (отсюда их и особые права, и обязанности, и риски) 2-14.
- •14. Человек не может отдавать больше, чем ему самому дано природой, и потому не вправе отчуждать свою свободу и продавать себя в рабство 2-22, 2-23, 2-24.
- •15. Первичная собственность человека – на собственную личность 2-27, 2-44, а вещная собственность возникает из присоединения его труда к обработанной им части природы 2-27.
- •17. Абсолютный монарх заботится о народе только в той мере, в какой хозяин заботится о питающем его скоте или инвентаре 2-93.
- •18. Правление отца-кормильца постепенно и разными путями перерастало в политическое сообщество 2-105, 2-107, 2-162, но всегда через согласие управляемых 2-112.
- •20. Разница между узурпацией и тиранией как неправомерной деспотией 2-199, при возможности деспотии правомерной.
- •21. Народ как целое всегда находится в естественном состоянии по отношению к другому народу как целому 2-145. (Пока и поскольку над ними нет третейского суда с правомочиями решения).
- •22. Применяемая властью сила без полномочий в отношении народа ставит ее в состояние войны с народом, делает агрессором, отсюда у народа право на сопротивление и восстание 2-155, 2-222, 2-232.
- •24. Сам деспотический правитель - а не восставший в ответ на его действия народ - и есть подлинный мятежник 2-226, 2-227, 2-228.
5. Аргумент Локка о роли не только отца, но и матери 1-55.
55. Но допустим, что родители создали своих детей, дали им жизнь и средства к существованию и отсюда последовала абсолютная власть. Это дало бы отцу лишь совместную с матерью суверенную власть над ними. Ведь никто не может отрицать того, что женщине принадлежит в этом равная, если не большая доля, ибо она в точение долгого времени питает ребенка в своем теле за счет своего существования. Там он формируется и получает от нее исходные материалы и начала своей конституции; и трудно представить себе, чтобы разумная душа тут же вселилась в еще не сформировавшийся зародыш, как только отец внес свой вклад в акт зачатия, так что если и нужно предполагать, что ребенок что-либо заимствовал у своих родителей, то он безусловно должен быть больше обязан матери. Но как бы то ни было, матери нельзя отказать в равной доле участия в рождении ребенка, и, следовательно, отсюда не может возникнуть абсолютная власть отца. Правда, наш автор придерживается другого мнения, ибо он говорит: "Мы знаем, что бог при сотворении мира дал мужчине верховную власть над женщиной, так как он - более благородное и главное действующее лицо при зарождении потомства" (3., с. 172). Я не помню, чтобы такое было написано в моей Библии, и, когда очередь дойдет до того места, в котором бог "при сотворении мира" дает мужчине верховную власть над женщиной и по той причине, что "он - [c.179] более благородное и главное действующее лицо при зарождении потомства", у нас будет достаточно времени, чтобы рассмотреть его и дать ответ. Однако нет ничего нового в том, что наш автор выдает нам свои собственные измышления за бесспорные и божественные истины, хотя часто между его собственными и божественными откровениями существует огромное различие; ведь в Писании бог говорит: "Отец его и мать его, родившие его".
6. Аргумент Фильмера о фактах съедения детей у диких народов как подтверждение абсолютной власти родителей 1-57, и ответ Локка, что это противно тому, что от людей хочет сама природа 1-59.
57. Но если примеры того, что было, должны служить правилом для того, чему следует быть, то история снабдила [c.180] бы нашего автора случаями применения этой абсолютной отцовской власти во всей ее возвышенности и совершенстве, и он мог бы нам показать, как в Перу люди заводят детей с целью откормить их и съесть. Пример этот настолько выдающийся, что я не могу не привести его в виде авторской цитаты. "В некоторых провинциях, - говорит он, столь жаждут человеческой плоти, что у них не хватает терпения дождаться, пока дыхание покинет тело, и они сосут кровь из ран умирающего. Они устраивают публичную распродажу человеческого мяса, и их безумие в этом деле достигает такой степени, что они не щадят собственных детей, которых они имеют от иноплеменных женщин, захваченных на войне; ибо они делают пленниц своими любовницами и тщательно откармливают детей, которых от них имеют, примерно до тринадцати лет, когда их убивают и пожирают; и они поступают с матерями таким же образом, когда те стареют, не могут уже рожать детей и перестают поставлять им жаркое", Garcilasso de la Vega hist. des yncas de Peru, 1.1. с. 1229.
59. Пусть тогда, как говорит сэр Роберт - "в древности", люди "обычно продавали и кастрировали своих детей" (З., с. 155). Пусть они бросали их на произвол судьбы; добавьте к этому, если хотите - ибо это проявление еще большей власти, - что они производили их на свет, чтобы откармливать и пожирать их за своим столом. Если ссылка на это доказывает право поступать таким образом, мы можем с помощью того же самого довода оправдать разврат, кровосмешение и содомский грех, потому что имеются примеры, как древние, так и современные, и такого. Полагаю, что основная тяжесть этих грехов состоит в том, что они противоречат главному намерению природы, которая хочет увеличения числа людей, и продолжения человеческого рода в состоянии самого высокого совершенства, и безупречности семей при прочности супружеского ложа как необходимого для этого условия.
