- •Понятие уголовно-процессуального права
- •Предмет уголовно-процессуального права
- •Метод уголовно-процессуального права
- •Система уголовно-процессуального права
- •Понятие уголовно-процессуальные нормы
- •Виды уголовно-процессуальных норм
- •Структура уголовно-процессуальной нормы
- •Гипотеза уголовно-процессуальной нормы
- •Диспозиция уголовно-процессуальной нормы
- •Санкция уголовно-процессуальной нормы
- •Действие уголовно-процессуального закона в пространстве
- •Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц
Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц
Часть 1 ст. 3 УПК РФ устанавливает, что производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ, ведется в соответствии с правилами, установленными УПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ.
Вместе с тем, в действующем УПК РФ отсутствуют ссылки на конкретные нормы международного права, наделяющие неприкосновенностью от уголовно-процессуальной юрисдикции государства пребывания определенные категории лиц. Эти нормы закреплены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г., Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и другими международными договорами и соглашениями.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят:
главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания;
главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;
другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
Дипломатические иммунитеты начинают действовать в отношении лица, имеющего право на их предоставление, с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Действие иммунитета прекращается в тот момент, когда соответствующее лицо оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, или с момента отказа ему в иммунитете аккредитующим государством.
Среди российских граждан также выделяется круг лиц, на которых действие уголовно-процессуального закона распространяется не в полной мере, несмотря на закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Производство в отношении этих лиц ведется в особом порядке, предусмотренном в гл. 52 УПК РФ.
Воп 5
Помимо законов к числу источников уголовного процесса ч. 3 ст. 1 УПК отнесены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Международный договор РФ — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. Такое соглашение с позиций уголовнопроцессуального закона признается международным договором независимо от того, содержится ли оно в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.) .
Следователям (дознавателям и др.), судьям (мировым судьям) и судам при осуществлении уголовного процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, а в ч. 3 ст. 1 УПК продублировано, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа, руководитель (член) следственной группы, прокурор, судья (мировой судья) и суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Значение Указов Президента РФ, указаний Генерального Прокурора РФ и других нормативных актов
Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению следователями (дознавателями и др.), судьями (мировыми судьями) и судами при принятии решений по конкретным уголовным делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Между тем названные нормативно-правовые акты уголовнопроцессуальных норм в себе не содержат.
Обязательными для исполнения также признаются указания Генерального прокурора РФ по не требующим законодательного регулирования вопросам предварительного следствия и дознания (ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения УПК (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения .
Помимо того обязательно должны исполняться всеми органами предварительного расследования, руководителями следственных органов, начальниками подразделений дознания, начальниками органов дознания и судами руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Верховного суда СССР10, а органами предварительного расследования системы МВД РФ и нормативные акты, исходящие от Министра внутренних дел России. Также как и Указы Президента РФ, указания Генерального прокурора РФ, Постановления Государственной Думы, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Верховного Суда СССР и ведомственные нормативные акты не содержат в себе уголовно-процессуальных норм.
