- •Биологические мотивации
- •Введение
- •История вопроса
- •Voodworth (1918) первый выдвинул представление о том, что привычки могут стать побуждениями, и тем самым выступил против теории МсDongal (1908), который связывал мотивации только с инстинктами.
- •Особенности мотивационного возбуждения
- •Объективные методы изучения мотиваций
- •Voodworth (1918) первый выдвинул представление о том, что привычки могут стать побуждениями, и тем самым выступил против теории МсDongal (1908), который связывал мотивации только с инстинктами.
- •Особенности мотивационного возбуждения
- •Объективные методы изучения мотиваций
- •Теории мотивации
- •Общие теории мотиваций
Voodworth (1918) первый выдвинул представление о том, что привычки могут стать побуждениями, и тем самым выступил против теории МсDongal (1908), который связывал мотивации только с инстинктами.
В дальнейшем многие исследователи подтвердили эти представления. Было установлено, что в процессе обучения влечения могут возникать и под влиянием специальных факторов внешней среды.
Между тем совершенно ясно, что такие мотивации также формируются на основе врожденных «основных влечений».
Однако, каковы взаимоотношения между ними, каким образом определенные внешние раздражители приобретают самостоятельное побудительное значение, остается почти не выясненным.
В конечном счете вся наша жизнь состоит из непрерывной цепи формирующихся целей и их достижений: ищет ли голодный пищу, а трус бежит, гонимый страхом, эгоист стремится к достижению личного благополучия, а человек с высокими моральными идеалами — к работе на благо общества, ученый — к познанию новых тайн природы, поэт — к писанию стихов и т. д. Все это различные примеры мотиваций. Даже этот незначительный перечень примеров мотиваций указывает на многообразие их форм.
В свое время известный русский психиатр С. С. Корсаков (1916) пытался классифицировать различные мотивации. Однако эта классификация, несмотря на ее глубокий смысл, не является четкой и достаточно удобной, поскольку в ней смешаны психологические и физиологические понятия.
Согласно С. С. Корсакову, «первую, наиболее низшую группу мотивов, составляют побуждения, вытекающие из непосредственного стремления к достижению того, что приятно самому себе и что удовлетворяет животным инстинктам человека. Вторую — составляют побуждения, хотя тоже вытекающие из непосредственного стремления к тому, что приятно самому себе, но вытекающие из примитивных интеллектуальных стремлений—пытливости, любознательности, развлечения (игры, занятия и пр.), подражательности, стремления к красивому. Третью группу составляют побуждения, вытекающие из непосредственного стремления доставить приятное другим или удалить от них неприятное (сочувствие, любовь).
Четвертую группу составляет более сложный ряд мотивов— мотивов пользы и вреда (себе или другим людям) от данного поступка. Пятая группа — мотивы обязанности, долга.
Наконец, высшую группу мотивов составляют те, которые обусловливаются побуждениями не только непосредственного удовлетворения душевных интересов (притом не для себя" лично, но и для других), не только правильным рассуждением о пользе и вреде поступков и не только непосредственным чувством долга и обязанности, но и разумом и сознанием теснейшей связи всех явлений и своего личного я со всем строем жизни, стремлением быть в полной гармонии с высшими идеалами разума, любви, труда, самопожертвования и мудрого подчинения всех своих побуждений, даже и таких, которые кажутся происходящими из бескорыстных источников,— высшему идеалу соединенного добра, разума, любви и энергии (С. С. Корсаков, 1954, стр. 108—109).
Более простая классификация мотиваций предложена Н. Миллером (1960). Он подразделяет мотивации на низшие, или первичные, и высшие, или вторичные. К низшим он относит все формы врожденных биологических влечений. Иначе он их называет инстинктивными, или висцеральными. Основное биологическое значение первичных мотиваций состоит в обеспечении нормальных условий для обмена веществ в организме. Они же являются исходными реакциями организма, приводящими к продлению его рода.
Именно эти состояния организма И. П. Павлов (1916) рассматривал как «основные влечения» и относил их к разряду сложнейших безусловных рефлексов.
Характеризуя сложные безусловные рефлексы как форму приспособления организма, И. П. Павлов в статье «Условный рефлекс» писал: «Первое обеспечение уравновешенности, а следовательно, и целостности отдельного организма, как и его вида, составляют безусловные рефлексы как самые простые (например, кашель, при попадании посторонних тел а дыхательное горло), так и сложнейшие, обыкновенно называемые инстинктами — пищевой, оборонительный, половой и др. Эти рефлексы возбуждаются как внутренними агентами, возникающими в самом организме, так и внешними, что и обусловливает совершенство уравновешенности» (И. П. Павлов, 1951, стр. 450).
К «основным влечениям» организма можно отнести следующие: влечение к пище (голод), к воде (жажда), к воздуху, к избеганию повреждения (страх), к поддержанию оптимальной температуры, к отдыху (после продолжительной деятельности), ко сну (после длительного бодрствования) , к активности (после бездействия).
Все они формируются по единому трафарету на основе врожденных наследственных механизмов.
С известной долей осторожности в эту же группу могут быть отнесены и наиболее примитивные мотивации — позывы, которые предшествуют таким актам организма, как мочеиспускание, дефекация, кашель и чиханье.
Нетрудно заметить, что все первичные влечения связаны с поддержанием постоянства внутренней среды (или гомео- стаза по Кеннону).
Они характеризуются рядом особенностей. Любое такое влечение формируется под влиянием весьма определенных раздражителей внутренней среды. Так, пищевое влечение возникает при истощении питательных запасов организма, половое — в связи с накоплением половых гормонов и т. п. Такие влечения присущи как человеку, так и всем формам живых существ.
При всех первичных мотивациях исходные изменения во внутренней среде организма вызывают целую цепь взаимообусловленных процессов, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние процессы основываются целиком на вегетативных механизмах. Внешние механизмы мотивации включают соответствующее поведение, направленное на добычу необходимых веществ при освобождении организма от продуктов жизнедеятельности, или избавление его от неблагоприятных условий жизни.
К наиболее сложным врожденным формам первичных мотиваций относятся исследовательские и половые влечения.
Вторую группу мотиваций составляют высшие мотивации. Они приобретаются в течение индивидуальной жизни и строятся' на основе первичных мотиваций и накопленного опыта.
У животных к группе высших мотиваций относятся разнообразные целенаправленные сложные реакции, связанные с деятельностью во внешней среде, основу которой составляет условнорефлекторная деятельность.
В процессе обучения животных и человека сигналы, ранее индифферентные, после неоднократного сочетания с тем или иным подкреплением (например, пища, вода) приобретают способность вызывать соответствующую мотивацию. Как возникают такие реакции, отчетливо показывает следующий эксперимент (Miller, 1960).
Крыс помещали в специальную камеру, состоящую из двух отделений. В одном из отделений, окрашенном в белый цвет, через решетку пола животные получали раздражение электрическим током. Однако они могли избежать этого раздражения, если перебегали во второе отделение, окрашенное в черный цвет, В последнее вела специальная дверь, открыть которую крыса могла, только повернув специальное колесо или нажав на специальный засов.
Опыт проводили таким образом, что сначала при получении тока в белом отделении крысам позволяли беспрепятственно перебегать в черное отделение через открытую дверь. Затем условия опыта были изменены. Крыс помещали в белое отделение, но дверь, ведущую из него во второе отделение, закрывали. Оказывалось, что даже в случае, если животные не получали электрического раздражения в белом отделении клетки, они проявляли подчеркнутые признаки страха, выражающиеся в беспокойстве, мочеиспускании, испражнении, попытках притаиться. Характерно, что многие животные настойчиво стремились проникнуть через дверь в черное отделение и после ряда проб обучались открывать дверь.
Таким образом, прежде нейтральные раздражители белого отделения (общий вид, запах и пр.) приобрели значение мощных стимулов, формирующих мотивацию страха. Перебегание из белого в черное отделение приобретало свойства подкрепления.
Нетрудно заметить, что главное отличие мотивации, возникающей в данном случае, заключается в том, что она стимулируется определенными внешними, ранее индифферентными раздражителями. Эти формы реакции строятся по типу классического условного рефлекса И. П. Павлова.
Высшие мотивации человека крайне разнообразны и качественно отличаются от таковых у животных. Они определяются прежде всего наличием у человека второй сигнальной системы и абстрактного мышления. Социальная среда формирует у человека такие мотивации, как долг перед Родиной, политические убеждения, нравственные и эстетические идеалы, творческие устремления, спортивные увлечения, страсть к коллекционированию и т. д., превращающиеся в форму постоянного побуждения часто целой жизни.
Несмотря на то что в основе высших мотиваций, как правило, лежат механизмы «основных влечений», высшие мотивации могут значительно изменять последние. Достаточно сопоставить самопожертвование патриота со страхом смерти, любовь — с половым инстинктом, вкус к определенной пище, воспитанный национальными обычаями и личными привычками,— с голодом.
По-видимому, первичные мотивации в их «чистом» виде в реальной действительности могут наблюдаться только в первые часы или дни после рождения животного. В процессе его индивидуальной жизни с каждым днем механизмы мотиваций все в большей степени усложняются и приобретают новые многогранные качества.
В современной психологии проблема мотиваций имеет, как указывают Bindra и Steward (1966), три главных аспекта.
1. Механизмы влечения (drive). Этот аспект проблемы связан с необходимостью раскрытия природы основных влечений организма, тех внутренних механизмов, которые заставляют животных и человека проявлять настойчивое целенаправленное поведение.
2. Целенаправленное поведение. Здесь первоочередным является необходимость ответа на вопросы: что заставляет животных достигать определенных целей и какие механизмы определяют целенаправленность поведения.
3. Природа подкрепления (удовлетворение влечения). Здесь возникают такие вопросы, как: почему животные неоднократно повторяют одни формы деятельности и стремятся избегать другие и какова природа положительных и отрицательных эмоций в этом механизме.
