Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Судаков К.В -Биологические мотивации.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
329.73 Кб
Скачать

Voodworth (1918) первый выдвинул представление о том, что привычки могут стать побуждениями, и тем самым вы­ступил против теории МсDongal (1908), который связывал мотивации только с инстинктами.

В дальнейшем многие исследователи подтвердили эти представления. Было установлено, что в процессе обучения влечения могут возникать и под влиянием специальных фак­торов внешней среды.

Между тем совершенно ясно, что такие мотивации также формируются на основе врожденных «основных влечений».

Однако, каковы взаимоотношения между ними, каким обра­зом определенные внешние раздражители приобретают са­мостоятельное побудительное значение, остается почти не выясненным.

В конечном счете вся наша жизнь состоит из непрерывной цепи формирующихся целей и их достижений: ищет ли голодный пищу, а трус бежит, гонимый страхом, эгоист стре­мится к достижению личного благополучия, а человек с вы­сокими моральными идеалами — к работе на благо общест­ва, ученый — к познанию новых тайн природы, поэт — к пи­санию стихов и т. д. Все это различные примеры мотиваций. Даже этот незначительный перечень примеров мотиваций указывает на многообразие их форм.

В свое время известный русский психиатр С. С. Корса­ков (1916) пытался классифицировать различные мотива­ции. Однако эта классификация, несмотря на ее глубокий смысл, не является четкой и достаточно удобной, поскольку в ней смешаны психологические и физиологические понятия.

Согласно С. С. Корсакову, «первую, наиболее низшую группу мотивов, составляют побуждения, вытекающие из не­посредственного стремления к достижению того, что прият­но самому себе и что удовлетворяет животным инстинктам человека. Вторую — составляют побуждения, хотя тоже вы­текающие из непосредственного стремления к тому, что при­ятно самому себе, но вытекающие из примитивных интеллек­туальных стремлений—пытливости, любознательности, развлечения (игры, занятия и пр.), подражательности, стремления к красивому. Третью группу составляют по­буждения, вытекающие из непосредственного стремления доставить приятное другим или удалить от них неприятное (сочувствие, любовь).

Четвертую группу составляет более сложный ряд моти­вов— мотивов пользы и вреда (себе или другим людям) от данного поступка. Пятая группа — мотивы обязанности, долга.

Наконец, высшую группу мотивов составляют те, которые обусловливаются побуждениями не только непосредственно­го удовлетворения душевных интересов (притом не для себя" лично, но и для других), не только правильным рассужде­нием о пользе и вреде поступков и не только непосредст­венным чувством долга и обязанности, но и разумом и со­знанием теснейшей связи всех явлений и своего личного я со всем строем жизни, стремлением быть в полной гармо­нии с высшими идеалами разума, любви, труда, самопожертвования и мудрого подчинения всех своих побуждений, даже и таких, которые кажутся происходящими из беско­рыстных источников,— высшему идеалу соединенного доб­ра, разума, любви и энергии (С. С. Корсаков, 1954, стр. 108—109).

Более простая классификация мотиваций предложена Н. Миллером (1960). Он подразделяет мотивации на низ­шие, или первичные, и высшие, или вторичные. К низшим он относит все формы врожденных биологических влечений. Иначе он их называет инстинктивными, или висцеральными. Основное биологическое значение первичных мотиваций со­стоит в обеспечении нормальных условий для обмена ве­ществ в организме. Они же являются исходными реакция­ми организма, приводящими к продлению его рода.

Именно эти состояния организма И. П. Павлов (1916) рассматривал как «основные влечения» и относил их к раз­ряду сложнейших безусловных рефлексов.

Характеризуя сложные безусловные рефлексы как фор­му приспособления организма, И. П. Павлов в статье «Условный рефлекс» писал: «Первое обеспечение уравнове­шенности, а следовательно, и целостности отдельного орга­низма, как и его вида, составляют безусловные рефлексы как самые простые (например, кашель, при попадании по­сторонних тел а дыхательное горло), так и сложнейшие, обыкновенно называемые инстинктами — пищевой, оборони­тельный, половой и др. Эти рефлексы возбуждаются как внутренними агентами, возникающими в самом организме, так и внешними, что и обусловливает совершенство уравно­вешенности» (И. П. Павлов, 1951, стр. 450).

К «основным влечениям» организма можно отнести сле­дующие: влечение к пище (голод), к воде (жажда), к воз­духу, к избеганию повреждения (страх), к поддержанию оптимальной температуры, к отдыху (после продолжитель­ной деятельности), ко сну (после длительного бодрствова­ния) , к активности (после бездействия).

Все они формируются по единому трафарету на основе врожденных наследственных механизмов.

С известной долей осторожности в эту же группу могут быть отнесены и наиболее примитивные мотивации — позы­вы, которые предшествуют таким актам организма, как мо­чеиспускание, дефекация, кашель и чиханье.

Нетрудно заметить, что все первичные влечения связаны с поддержанием постоянства внутренней среды (или гомео- стаза по Кеннону).

Они характеризуются рядом особенностей. Любое такое влечение формируется под влиянием весьма определенных раздражителей внутренней среды. Так, пищевое влечение возникает при истощении питательных запасов организма, половое — в связи с накоплением половых гормонов и т. п. Такие влечения присущи как человеку, так и всем формам живых существ.

При всех первичных мотивациях исходные изменения во внутренней среде организма вызывают целую цепь взаимо­обусловленных процессов, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние процессы основываются целиком на вегетативных механизмах. Внешние механиз­мы мотивации включают соответствующее поведение, на­правленное на добычу необходимых веществ при освобож­дении организма от продуктов жизнедеятельности, или из­бавление его от неблагоприятных условий жизни.

К наиболее сложным врожденным формам первичных мо­тиваций относятся исследовательские и половые влечения.

Вторую группу мотиваций составляют высшие мотивации. Они приобретаются в течение индивидуальной жизни и стро­ятся' на основе первичных мотиваций и накопленного опыта.

У животных к группе высших мотиваций относятся раз­нообразные целенаправленные сложные реакции, связанные с деятельностью во внешней среде, основу которой состав­ляет условнорефлекторная деятельность.

В процессе обучения животных и человека сигналы, ра­нее индифферентные, после неоднократного сочетания с тем или иным подкреплением (например, пища, вода) приобре­тают способность вызывать соответствующую мотивацию. Как возникают такие реакции, отчетливо показывает сле­дующий эксперимент (Miller, 1960).

Крыс помещали в специальную камеру, состоящую из двух отделений. В одном из отделений, окрашенном в белый цвет, через решетку пола животные получали раздражение электрическим током. Однако они могли избежать этого раздражения, если перебегали во второе отделение, окра­шенное в черный цвет, В последнее вела специальная дверь, открыть которую крыса могла, только повернув специаль­ное колесо или нажав на специальный засов.

Опыт проводили таким образом, что сначала при полу­чении тока в белом отделении крысам позволяли беспрепят­ственно перебегать в черное отделение через открытую дверь. Затем условия опыта были изменены. Крыс помеща­ли в белое отделение, но дверь, ведущую из него во второе отделение, закрывали. Оказывалось, что даже в случае, ес­ли животные не получали электрического раздражения в бе­лом отделении клетки, они проявляли подчеркнутые при­знаки страха, выражающиеся в беспокойстве, мочеиспуска­нии, испражнении, попытках притаиться. Характерно, что многие животные настойчиво стремились проникнуть через дверь в черное отделение и после ряда проб обучались от­крывать дверь.

Таким образом, прежде нейтральные раздражители бе­лого отделения (общий вид, запах и пр.) приобрели значе­ние мощных стимулов, формирующих мотивацию страха. Перебегание из белого в черное отделение приобретало свойства подкрепления.

Нетрудно заметить, что главное отличие мотивации, воз­никающей в данном случае, заключается в том, что она сти­мулируется определенными внешними, ранее индифферент­ными раздражителями. Эти формы реакции строятся по ти­пу классического условного рефлекса И. П. Павлова.

Высшие мотивации человека крайне разнообразны и ка­чественно отличаются от таковых у животных. Они опреде­ляются прежде всего наличием у человека второй сигналь­ной системы и абстрактного мышления. Социальная среда формирует у человека такие мотивации, как долг перед Ро­диной, политические убеждения, нравственные и эстетиче­ские идеалы, творческие устремления, спортивные увлече­ния, страсть к коллекционированию и т. д., превращаю­щиеся в форму постоянного побуждения часто целой жизни.

Несмотря на то что в основе высших мотиваций, как пра­вило, лежат механизмы «основных влечений», высшие моти­вации могут значительно изменять последние. Достаточно сопоставить самопожертвование патриота со страхом смер­ти, любовь — с половым инстинктом, вкус к определенной пище, воспитанный национальными обычаями и личными привычками,— с голодом.

По-видимому, первичные мотивации в их «чистом» виде в реальной действительности могут наблюдаться только в первые часы или дни после рождения животного. В процес­се его индивидуальной жизни с каждым днем механизмы мотиваций все в большей степени усложняются и приобре­тают новые многогранные качества.

В современной психологии проблема мотиваций имеет, как указывают Bindra и Steward (1966), три главных ас­пекта.

1. Механизмы влечения (drive). Этот аспект проблемы связан с необходимостью раскрытия природы ос­новных влечений организма, тех внутренних механизмов, которые заставляют животных и человека проявлять настой­чивое целенаправленное поведение.

2. Целенаправленное поведение. Здесь пер­воочередным является необходимость ответа на вопросы: что заставляет животных достигать определенных целей и какие механизмы определяют целенаправленность пове­дения.

3. Природа подкрепления (удовлетворение вле­чения). Здесь возникают такие вопросы, как: почему живот­ные неоднократно повторяют одни формы деятельности и стремятся избегать другие и какова природа положительных и отрицательных эмоций в этом механизме.