Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Максимально адекватное поведение.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
63.49 Кб
Скачать

Максимально аде­к­ват­но­е поведение Аподиктические знания

Человеку свойственно стремление к максимально аде­к­ват­но­му взаи­мо­дей­ст­вию с ок­ру­жаю­щим ми­ром. Но для этого ему не­об­хо­ди­мо иметь о нем мак­си­маль­но дос­то­вер­ные зна­ния.

А су­ще­ст­ву­ют ли та­кие? В XVII в. Де­кар­ту уда­лось най­ти путь в об­ласть аб­со­лют­но дос­то­вер­но­го зна­ния, пу­тем ме­то­ди­че­ско­го со­мне­ния он пришел к вы­во­ду, что со­мне­вать­ся нель­зя толь­ко в на­лич­ной дей­ст­ви­тель­но­сти сво­его соз­на­ния, т.е.: «Мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую». Зна­ние со­дер­жа­ния сво­его соз­на­ния и зна­ние о том, что дан­ное со­дер­жа­ние соз­на­ния пе­ре­жи­ва­ет­ся, есть, без­ус­лов­но, дос­то­вер­ное зна­ние, не имею­щее при­ме­си дог­ма­ти­че­ских на­слое­ний. Это зна­ние не­по­сред­ст­вен­но сов­па­да­ет со сво­им пред­ме­том, яв­ля­ет­ся про­стым со­зер­ца­ни­ем сво­его пред­ме­та. Пока не нарушено это непосредственное тождество между сознанием и его пред­ме­том, находясь на почве безусловной достоверности, ошибаться невозможно. ­ Дан­ность соз­на­ния как пер­во­на­чаль­ный факт, ко­то­рый про­сто не­по­сред­ст­вен­но на­блю­да­ет­ся, не мо­жет вы­звать воз­ра­же­ний.

Все со­дер­жа­ние соз­на­ния раз­де­ля­ют­ся са­мим же соз­на­ни­ем на два клас­са. Эле­мен­ты од­но­го клас­са иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся соз­на­ни­ем, как внеш­ние по от­но­ше­нию к не­му и не­за­ви­си­мые от не­го. Эле­мен­ты дру­го­го клас­са – как внут­рен­ние эле­мен­ты соз­на­ния и за­ви­си­мые от не­го. Дру­ги­ми сло­ва­ми, од­ни эле­мен­ты со­дер­жа­ния соз­на­ния са­мим же соз­на­ни­ем объ­ек­ти­ви­ру­ют­ся, иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся как при­ну­ди­тель­но дан­ные соз­на­нию, внеш­ние по от­но­ше­нию к не­му объ­ек­ты. Дру­гие – субъ­ек­ти­ви­ру­ют­ся, иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся соз­на­ни­ем как внут­рен­ние эле­мен­ты, при­над­ле­жа­щие соз­на­нию, по­ро­ж­дае­мые им, за­ви­си­мые от не­го. Та­кое пред­став­ле­ние со­дер­жа­ния соз­на­ния дву­мя клас­са­ми вы­зы­ва­ет ис­ку­ше­ние до­ве­рить­ся это­му раз­де­ле­нию и при­дать объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной час­ти со­дер­жа­ния соз­на­ния ста­тус объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной ре­аль­но­сти. Но как толь­ко сто­ит под­дать­ся это­му ис­ку­ше­нию, так сей­час же, те­ря­ет­ся без­ус­лов­ная дос­то­вер­ность зна­ния, от­кры­ва­ет­ся воз­мож­ность оши­бок и за­кон­ное ос­но­ва­ние для вся­ких со­мне­ний. Дос­то­вер­ность те­ря­ет­ся как ми­ни­мум по двум при­чи­нам:

1. В со­дер­жа­нии соз­на­ния нет не­по­сред­ст­вен­но­го при­зна­ка для раз­ли­че­ния, где да­на толь­ко внут­рен­няя объ­ек­ти­ви­ро­ван­ная ре­аль­ность, а где объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, пусть да­же по­след­няя и пред­став­ле­на в соз­на­нии.

2. Не­по­нят­но, как соз­на­ние, со свои­ми пси­хи­че­ски­ми про­цес­са­ми, со­стоя­ния­ми и со­дер­жа­ни­ем, мо­жет дос­то­вер­но по­сти­гать объ­ект, ко­то­рый на­хо­дит­ся за при­де­ла­ми пси­хи­че­ско­го, от­ку­да мож­но знать, при­том знать дос­то­вер­но, что во­об­ще есть не­что, ко­то­рое в ка­че­ст­ве объ­ек­та про­ти­во­сто­ит соз­на­нию.

Ко­гда же реф­лек­сия под­да­ет­ся ис­ку­ше­нию и все же при­ни­ма­ет без­ус­лов­ную внут­рен­нюю дос­то­вер­ность со­дер­жа­ния соз­на­ния, объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­го со­об­раз­но ал­го­рит­мам са­мо­го же соз­на­ния, за объ­ек­тив­ную ре­аль­ность, при­да­ет сво­ему объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­му со­дер­жа­нию ста­тус объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти, то­гда мож­но по­пасть в си­туа­цию, где про­ис­хо­дят ошиб­ки су­ж­де­ний по по­во­ду объ­ек­тив­но­го зна­ния.

Ана­ло­гич­ные су­ж­де­ния спра­вед­ли­вы и по от­но­ше­нию к та­ко­му без­ус­лов­но­му фак­ту внут­рен­ней ре­аль­но­сти, как «я», в слу­чае, ко­гда объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­му «я» при­да­ет­ся ста­тус объ­ек­тив­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Рас­су­ж­де­ния ос­та­ют­ся спра­вед­ли­вы­ми по от­но­ше­нию к «я», не­смот­ря на то, что ме­ж­ду «я» и ос­таль­ны­ми со­дер­жа­ния­ми соз­на­ния, с ко­то­ры­ми оно со­от­но­сит­ся, есть прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие. Оно за­клю­ча­ет­ся в том, что по­след­ние иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся соз­на­ни­ем как мно­го­об­раз­ные, а со­про­во­ж­даю­щее их всех «я» - как од­но и то же. Но, не­смот­ря на то, что все­воз­мож­ные со­дер­жа­ния соз­на­ния со­от­но­сят­ся с од­ним и тем же «я», из это­го ни­как не сле­ду­ет, что­бы это «я» бы­ло не про­сто эле­мен­том со­дер­жа­ния соз­на­ния, а чем-то боль­шим. Ра­зу­ме­ет­ся, ко­гда мыс­лишь нель­зя со­мне­вать­ся в се­бе как мыс­ля­щем или в «я» как внут­рен­нем ус­ло­вии мыш­ле­ния. Но ни­что не ме­ша­ет усом­нить­ся в дос­то­вер­но­сти «я» как ре­аль­ной, объ­ек­тив­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. И здесь нет ло­ги­че­ско­го про­ти­во­ре­чия, ибо со­мне­ваю­щий­ся и пред­мет со­мне­ния не­то­ж­де­ст­вен­ны ме­ж­ду со­бой. Пер­вый есть толь­ко по­сто­ян­ное со­дер­жа­ние соз­на­ния, а вто­рой – ре­аль­ная, объ­ек­тив­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность. На­чаль­ным толч­ком, по­во­дом к со­мне­нию в дос­то­вер­ной ре­аль­но­сти «я» как объ­ек­тив­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, к по­доз­ре­нию, что оно есть не бо­лее чем обыч­ный ре­зуль­тат объ­ек­ти­ва­ции, слу­жит его не­раз­рыв­ная связь с ос­таль­ным объ­ек­ти­ви­ро­ван­ным со­дер­жа­ни­ем соз­на­ния. Объ­ек­тив­ная ре­аль­ность «я» не мо­жет иметь боль­шую дос­то­вер­ность, чем «они», так как «я» по са­мо­му со­дер­жа­нию не­от­де­ли­мо от «них». С уст­ра­не­ни­ем всех этих фак­тов, как со­мни­тель­ных с точ­ки зре­ния ме­то­ди­че­ско­го со­мне­ния Де­кар­та, не ос­та­ет­ся ни­че­го не­со­мнен­но­го. Со­мне­вать­ся нель­зя толь­ко в на­лич­ной дей­ст­ви­тель­но­сти соз­на­ния, в фак­те как та­ко­вом, в том, что да­но. Осоз­на­вае­мо при­сут­ст­вие ощу­ще­ний, мыс­лей, чувств, же­ла­ний, сле­до­ва­тель­но, они су­ще­ст­ву­ют как то­ко­вые, как соз­на­вае­мые, или как со­дер­жа­ние соз­на­ния соз­наю­ще­го, но не бо­лее. Не­со­мнен­ным яв­ля­ет­ся толь­ко внут­рен­няя ре­аль­ность, толь­ко она и толь­ко в этом ка­че­ст­ве су­ще­ст­ву­ет апо­дик­ти­че­ски. От­сю­да сле­ду­ет, что спо­со­бом дос­ти­же­ния апо­дик­ти­че­ско­го зна­ния яв­ля­ет­ся реф­лек­сия, толь­ко реф­лек­сив­ным пу­тем мож­но до­быть аб­со­лют­но дос­то­вер­ное зна­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, от­нюдь не все по­ло­же­ния, по­лу­чен­ные реф­лек­сив­но, аб­со­лют­но дос­то­вер­ны, од­на­ко их дос­та­точ­но мно­го для то­го, что­бы за­ло­жить проч­ную апо­дик­ти­че­скую ба­зу в ос­но­ву ос­таль­но­го, ме­нее дос­то­вер­но­го зна­ния.

Реф­лек­сия по­ка­зы­ва­ет, что вся­кий акт соз­на­ния, на­прав­лен­ный на ка­кой-ни­будь объ­ект, ин­тен­цио­на­лен. При этом соз­на­нию не­важ­но, су­ще­ст­ву­ет ли дан­ный объ­ект не­за­ви­си­мо от не­го. Соз­на­нию важ­но, что как эле­мент со­дер­жа­ния соз­на­ния объ­ект су­ще­ст­ву­ет, и притом апо­дик­ти­че­ски. Та­кие объ­ек­ты на­зы­ва­ют ин­тен­цио­наль­ны­ми, или фе­но­ме­на­ми, а соз­на­ние – транс­цен­ден­таль­ным «я». Об­ласть транс­цен­ден­таль­но­го «я» ока­зы­ва­ет­ся бес­пре­дель­но ши­ро­кой. В нее вхо­дят, ра­зу­ме­ет­ся, в ка­че­ст­ве фе­но­ме­нов, при­род­ное про­стран­ст­во и вре­мя, и са­ма при­ро­да, и оби­таю­щие в ней лю­ди, весь мир че­ло­ве­ка. Все это в ка­че­ст­ве фе­но­ме­нов транс­цен­ден­таль­но­го «я» су­ще­ст­ву­ет уже не про­бле­ма­ти­че­ски, а, не­со­мнен­но, и апо­дик­ти­че­ски.