Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С.З.Зиманов Казахский суд биев весь.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Салык Зиманович Зиманов казахский суд биев – уникальная судебная система

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие......................................................................................................

5

Древний мир права казахов и его истоки……………………………….......

9

Казахский суд биев сохранился и утвердился в памяти поколений

как независимое, профессиональное и мудрое правосудие…………..

24

Три законодателя и легенды века…………………………………………

35

«Адал би – әділ би» – «Воспитанный в честности би – справедливый

би-судья»............................................................................................................

42

Бий живая летопись народа, юрист и законовед его………………………..

56

Казахский суд биев – общекультурная ценность…………………………...

66

Был ли «Золотой век» правосудия на древней земле казахов?.……………

82

Десять образцов судебных решений биев…………………………………...

91

Абай – последний из великих казахских биев и его

судебные решения…………………………………………………………….

108

Обозрение и особенности законодательной деятельности

казахских ханов……………………………………………………………….

118

О казахском праве «Жарғы»…………………………………………………

141

К оценке казахского права в истории мысли……………………………….

156

Суд биев в прошлом был народным, а теперь стал аппаратным

– таков основной мотив русских литературных источников……...………

167

Образы биев-судей и правосудия в Казахии в

исторической художественной литературе………………

176

Научное издание

Салык Зиманович Зиманов казахский суд биев – уникальная судебная система

Компьютерный набор Жаубасова С.Е., Исмагамбетова З.Ж.

Предисловие

Прошло почти десять лет, как небольшая исследовательская группа под моим руководством была занята собиранием материалов и изучением казахской средневековой системы права «Жарғы», основными источниками которой были: обычай и обычно-правовые нормы, ханское законодательство и судебные прецеденты известных биев - судей, признанных общественностью «мудрейшими и справедливыми», потому и возведенных в сознании народном и в реальной жизни в «Төбе-би» - в «главных биев - судей». Была запланирована подготовка и издание «Қазақтың ата заңдары»- «Древний мир права Казахов» в 10 томах. К концу 2007 года издано из них 8 томов, а остальные увидят свет в 2008 году. Теперь наступило время, когда нужно придать гласности некоторым основным выводам исследования, по нашему убеждению, имеющим национальное значение и значение, выходящее за его рамками. Это в первую очередь относится к судам биев, вообравшим в себе общекультурные ценности.

Суд биев, прозванный русским исследователем – востоковедом Словохотовым А. судом «высокой справедливости» есть продукт сугубо средневекового кочевого общества казахов, внутреннее устройство которого основано на сохранившемся родо-племенном разделении населения. В судах биев воплотились ценности народной демократии и народовластия в более естественных формах. История так распорядилась, чтобы это наиболее рельефно произошло на огромном пространстве Центральной Азии, обжитом казахскими кочевниками.

Это не означает, что казахское кочевое общество жило изолированно от других регионов и этносов Центральной Азии это указывает лишь на своеобразие, особенности суверенного развития Казахского ханства. Это не означает, что кочевники или часть их не занимались вовсе земледелием. Они, кочуя, спорадически занимались незначительным, малым, примитивным земледелием. В той или мере временами посещали городские и торговые центры, в основном для обменных операции продуктами животноводства. При всех этих случаях кочевое скотоводство оставалось безраздельно господствующей формой в цикле жизнеобеспечения казахов.

Суды биев имеют региональные признаки формирования при наличии общих корней в истории тюркоязычных народов Центральной Азии. Когда-то племена и роды, составившие впоследствии казахскую народность, входили в состав империи, ханств и отдельных земель. На каком-то этапе истории эволюция и пути их развития стали разными: одни от недолгого кочевничества переходили к оседлости, обзавелись религией и новой системой управления; другие основным промыслом избрали захват территорий слабых соседей и войны, оказались под властью самодержцев. А третьи предпочли и продолжали вести кочевой образ жизни, его усовершенствовали, убегали от власти тиранов и клерикалов, не воспринимали религиозных догм и предписаний, которых исповедовали некоторые семьи правителей, и их окружения, осевших в ставках и в поселениях. Они предпочитали свободу и народовластие, суверенные права племен и родов, объединенных в союз ханств или большое ханство с конфедеративным устройством.

Именно к землям последней категории относиться Казахское ханство с кочевым населением. Бий, как должностные лица и как социальная прослойка населения, и суды биев известны в истории многих регионов Центральной Азии. Они сохранили терминологические корни, указывающие на их генетическую общность, а их территориально-функциональное развитие проходило по-разному, вообрав в себе некоторые первородные качества и элементы. В казахском праве «Жарғы» и в казахских судах биев, отпочковавшихся от общих оснований, немало норм и ценностей, унаследованных от своих далеких предков. В этом плане существует преемственная связь в истории народов Центральной Азии.

Казахские бии, как носители судебной власти, за неординарную деятельность, в которой преобладали нравственные критерии, в записях русских обозревателей Степного края XIX века называются «глашатаями правды» (Словохотов А.), «Умными и правдивыми» (Крафт И.), людьми «строгой справедливости» (Козлов И.), а по роду деятельности «естественными посредниками спорящих сторон». Они формировались и могли исполнять свою эту миссию в условиях свободы самовыражения, демократии и народовластия, которые были характерны для внутреннего устройства общества казахских кочевников и в Казахских ханствах. Периоды безраздельной их гегемонии и власти в обществе, насчитывающие много веков, прочно отложились в памяти народной как «Золотой век»» законности и порядка (Левшин И.). То, что такое было в истории, да еще на территории громадного региона Центральной Азии, лежащем в основном в стороне от главных путей общений цивилизаций, и то, что оно имеет современное звучание, делает эту проблематику весьма актуальной и интрегирующей. Между тем, до сих пор бийская судебная система вовсе не стала объектом сколько-нибудь заметного исследования, не говоря уже о постановке ее на официальном уровне, как научной проблемы. Царское правительство, проводившее нарастающую политику колонизации Казахстана с начала XVIII века, было занято вплоть до Октябрьской революции красных 1917 года в основном отменой Ханской власти и введением новых колониальных систем управления и суда в Степном крае. Убеждаясь в прочной позиции «старых бийских судов», ставшей частью общественного сознания казахов, Царское самодержавие активно взялось за упразднение в первую очередь бийских судов «народного толка» и заменой их назначаемыми судами. А Советская власть, исходя из марксистской идеологии «классового подхода» в оценке общественно-политических явлений, объявила биев и бийских судов представителями и органами эксплуататорских классов, угнетающих народ. Тем самым, проблема о судах биев сама по себе была закрыта.

Представители национальной интеллигенции, жившие во второй половине XIX и в начале XX веков, среди которой были весьма по - европейски образованные, просветители, видные деятели культуры, поэты и писатели питались отстоять суды биев, как органы, имеющие народническую суть. Они даже в первые годы Советской власти, поверив ее формальным декларациям о народной демократии и социализме, рекомендовали новой власти восстановить суды биев в Казахстане, как авторитетные органы «с коммунистическим началом», за что многие из них кончили жизнь в тюрьмах и ссылках. В годы Советской власти (1917-1991 гг.) и после ее падения вышла в свет многотомная «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» в нескольких изданиях. В них есть лишь упоминание мимоходом в нескольких строках об обычном праве казахов, но нет ни слова о бийских судах, тем более о «Золотом веке» порядка и законности в истории Казахстана. В отдельных индивидуальных исследованиях правовое устройство Казахских ханств рассматривалось всецело только в традиционной схеме, в общепознавательных целях в контексте и в рамках обычно-правовой системы «патриархального» казахского общества и ханской государственности.

Понятие «суд биев», в эпоху его общественного признания и расцвета ассоциировался, с одной стороны, с понятием поиска правды в любом конкретном тяжебном деле и со справедливостью, составляющую основу судебного решения. Бием - судьей мог стать только такой человек, который воспринимал эти идеи не как установки, навязываемые извне, а как естественные нормы должного его поведения. Такое представление вбито в народное сознание и в сознание самих судей. И сколько нужно было веков направленного развития, и через какие стадии общественного транса нужно было пройти, чтобы воспитать, вырастить людей с такой идейной ориентацией? Этот вопрос другой, на который ответила история общества кочевников-казахов. С другой стороны, би - судья должен был овладать рядом приобретенных качеств, необходимых для реализации целевых идей биевского судопроизводства. К таким качествам относятся: мудрость, красноречие, умение вести диалог с равными себе соперниками, знание обычно - правовых, судебно-прецедентных норм в историческом измерении, а также, установленных или введенных ханами законодательства. Все это выступает как бы исходное начало и инструментарий обеспечения воспроизводства кочевого общества на собственной основе и его внутреннего единства. Бийские суды имеют огромную заслугу в содействии устойчивости казахского кочевого общества и в его невосприимчивости к религиозным идеям и властно-управленческой схеме городской культуры, в которой мало было места народовластию и демократии.

Мы в своих исследованиях, думается, проложили путь и начало будущих научных исканий, имеющих по важности национальное, а также и общекультурные значение. «Казахский суд биев - уникальная судебная система»- таково наше утверждение и перспективное программное направление исследовательских работ, лежащих на плечах и обязанностях нового поколения ученых и энтузиастов. Для обсуждения и обмена мнениями по этой проблематике нами решено совместно с Верховным судом Республики Казахстан организовать Международную научную конференцию в мае месяце 2008 года. Данная книга печатается в канун этой Конференции и в качестве основного материала обсуждения в ней.

Долгом считаю выразить особую благодарность членам Редакционной коллегии исследовательского проекта «Қазақтың ата заңдары»- «Древний мир права казахов» доктору юридический наук Сафинову Канатбеку Бейсенбековичу, доктору юридических наук Мами Кайрату Абдразаковичу, доктору юридических наук Кул-Мухаммеду Мухтару Абрарулы за их поддержку и содействие в подготовке и издании данной работы на 4-х языках: казахском, русском, английском и турецком.