Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
369955_0CB42_lomagin_n_a_lisovskiy_a_v_sutyrin_s_f_vvedenie_v_teoriyu_mez.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.99 Mб
Скачать

Необходимость создания нмэп

С момента создания ООН международно-правовое регулирование международного экономического порядка базировалось на основе демократических принципов свободы и равенства, которые нашли отра­жение в специальных правовых принципах - взаимности, наибольшего благоприятствования и недискри­минации. Эти принципы регулировали отношения равных субъектов и являлись краеугольным камнем всех соглашений, регулирующих международные торговые и финансово-валютные отношения. Однако после крушения колониальной системы и выхода на международную арену новых суверенных государств в развитии международного экономического порядка наступил новый качественный период. Бывшие колониальные страны не считали себя причастными к созданию существовавшего МЭП, который пред­ставлялся им «несправедливым» (дискриминация суверенных прав на пользование природными ресурса­ми, низкие цены на сырье, высокие цены на промышленные товары из развитых стран и т.д.). В тех условиях бывшие колонии были изначально поставлены в неравные условия с другими субъектами меж­дународного права, и применение существовавших принципов МЭП способствовало углублению изна-

Глава 9. Международная среда и внешняя политика 159

чально существовавшего неравенства («ядра и периферии», как бы сказал Валлерстайн). В связи с этим возникли предложения по выходу из создавшейся ситуации.

Наиболее полное доктринальное толкование эти меры получили в концепции, впоследствии обозначен­ной как «право развития», сформулированное американцем В. Фридманом. Он утверждал, что каждое государство, наряду с правом на существование и сотрудничество, обладает правом развития. Впо­следствии усилиями французских юристов право развития стали трактовать достаточно широко и вклю­чать в него не только экономические права государств, но и право на получение помощи развивающими­ся странами от иных субъектов международного сообщества. С точки зрения права эта помощь может выражаться в предоставлении льготных преференциальных режимов развивающимся странам во многих сферах международного сотрудничества.

В известном смысле данные положения входили в противоречие с существовавшими нормами пуб­личного права, рассчитанными на взаимоотношения субъектов, находящихся на одном уровне развития.

Вместе с тем идея о необходимости правового оформления такого рода отношений получала все боль­шую поддержку не только на теоретическом, но и на политическом уровне, в том числе и в ООН.

К этому времени страны Третьего мира уже инициировали создание форума для изложения своих взглядов по экономическим вопросам (Конференция ООН по вопросам торговли и развития, 1964 г.). В результате встреч и консультаций в рамках ЮНКТАД по предложению Рауля Пребиша была сформиро­вана «Группа 77-ми» (1964), выражавшая интересы развивающихся государств Африки, Азии и Латинс­кой Америки. Кроме того, в 1965 г. появилась Программа развития ООН (ПРООН).

Таким образом, к концу 1960-х гг. страны Третьего мира имели большие возможности для пропаганды своих идей, однако в институтах Бреттон-Вудса, Совете по экономическим и социальным вопросам, а также на Конференции ООН по вопросам торговли и развития они не обладали достаточными возможно­стями для принятия нужных им решений.

В конце концов именно ООН сформулировала политико-правовую концепцию НМЭП. Основные поло­жения этой концепции были зафиксированы в Программе НМЭП, принятой на VI специальной сессии ГА (весна 1974 г.) и в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой XXIX сессией ГА в декабре 1974 г.

Весной 1974 г. на Шестой специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по вопросам сырьевых ресурсов и развития «Группа 77» приняла Декларацию и Программу действий по учреждению Нового. Экономического Порядка. Основные положения этого документа сводились к следующему:

  1. постоянный суверенитет государств в отношении их естественных ресурсов;

  2. расширение взаимного экономического, торгового, финансового и технического сотрудничества меж­ ду развивающимися странами, которые должны объединить свои ресурсы и усилия в целях преодо­ ления экономической отсталости и достижения реальной политической независимости; право разви­ вающихся стран создавать ассоциации экспортеров сырья;

  3. введение индексации цен на сырье в зависимости от цен на импорт из развитых стран;

  4. установление международного контроля за деятельностью транснациональных корпораций.

В литературе господствует (и справедливо) мнение о том, что НМЭП так и не стал реальностью. Нормы НМЭП не носят обязательного характера на глобальном уровне, хотя многие из них вошли в соглашения локального и регионального характера. Однако рекомендации, содержащиеся в Программе и Хартии о НМЭП, послужили основой деятельности нескольких межправительственных организаций сис­темы ООН. В системе ООН был создан специальный механизм по реализации принципов НМЭП. Субъек­тами его внедрения стали Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС), а также вспомогатель­ные органы ООН - ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН, ряд специализированных учреждений. Вероятно, про­цесс реализации НМЭП был бы усилен в случае принятия специальной универсальной конвенции о новом международном экономическом порядке. Основная проблема - позиция развитых стран Запада, которые на словах поддерживают оба документа, а на деле их отвергают. Они не проявляют заин­тересованности и в переводе норм НМЭП в универсальное межгосударственное соглашение.

Не выполнил возлагавшихся на него функций ЭКОСОС - один из главных органов ООН. Дело в том, что развивающиеся страны изначально не доверяли ему и старались не выносить на его рассмотре­ние важные и серьезные вопросы реализации НМЭП. Причин такого недоверия к ЭКОСОС было три:

1. ЭКОСОС - орган ограниченного состава (состоит из 54 членов, избираемых Генеральной ассамб­леей ООН на три года с ротацией 1/3 состава каждый год). В силу этого 120 развивающихся госу­дарств имели мало возможностей влиять на процесс выработки решений в этом органе.

160

Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики

  1. ЭКОСОС изначально не обладал правом принимать обязательные решения, и, следовательно, про­ работка вопроса в этом органе не могла привести к появлению правовой нормы.

  2. ЭКОСОС не обладал правом формирования самостоятельных фондов финансирования программ помощи развивающимся странам.

В конечном итоге оказалось, что более интенсивную работу по реализации НМЭП в ООН способны проводить региональные комиссии, а основная функция по реализации НМЭП закрепилась за вспомога­тельными органами ООН - ЮНКТАД, ЮНИДО и ПРООН.

Эти органы в определенной степени обладали самостоятельными источниками финансирования, вводили новые организационные механизмы сотрудничества развивающихся стран (особенно ЮНКТАД), имели совместные программы со многими межправительственными организациями системы ООН, в первую очередь с ГАТТ, Мировым банком и МВФ, ФАО, ИФАД, ЮНЕСКО, МОТ и т.д. Такая совместная деятельность привела к тому, что специализированные учреждения ООН стали активнее заниматься вопросами реализации программы НМЭП.

В первую очередь это нашло свое отражение в том, что специализированные учреждения ООН в своих внутренних правилах обосновали дифференцированный подход к государствам-членам в зависи­мости от того, на каком уровне развития находится это государство.

Во-первых, в МБ-МВФ, ГАТТ/ВТО, ФАО, ИФАД и др. было введено деление государств-членов на три категории - развитые, развивающиеся и наименее развитые.

Каждое из специализированных учреждений имеет свои критерии внесения государства в список той или иной категории. В зависимости от того, к какой категории относится данное государство, определяет-ся объем его прав, привилегий и обязанностей. Статус каждой категории еще не сформировался, но общие тенденции уже обозначились:

на развитую страну возлагаются дополнительные финансовые, материальные и технические обя­занности;

развивающиеся и менее развитые государства получают льготный преференциальный статус в от­ношении обязательств перед организацией, а также в случае получения помощи. В то же время отметим, что четкого различия между второй и третьей категориями еще не определено.

Во-вторых, специализированные учреждения стали применять преференциальный режим в отноше­нии договоров, заключаемых с развивающимися странами.

Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в деятельности ГАТТ и МБРР-МВФ. Так, в ГАТТ при заключении договоров с развивающимися странами действуют системы преференций и изъятий. В МВФ и МБРР созданы «буферные» резервы, а впоследствии и «специальный» резерв для заимствования, в основном предназначенные для развивающихся стран. Для них же существует система компенсационно­го финансирования, «продленный фонд» с отсрочкой выплаты долга на пять-десять лет. В 1976 г. МВФ создал так называемый траст-фонд с целью предоставления кредитов наиболее бедным странам. В дан­ном случае принимался во внимание доход в данной стране на душу населения.

Итак, межправительственные организации системы ООН оказали серьезное влияние на вне­дрение концепции НМЭП. Это проявилось в том, что:

  1. Основные нормы НМЭП были сформулированы в правовых документах межправительственных организаций системы ООН, которые носят рекомендательный характер, но могут рассматривать­ ся как этап становления международно-правовой нормы.

  2. Требования Программы НМЭП о предоставлении преференциальных, льготных условий для со­ трудничества развивающихся стран в значительной мере были реализованы в рамках межправи­ тельственных организаций системы ООН.

  3. В системе ООН сформировался механизм, направленный на реализацию Программы НМЭП, по­ зволяющий развивающимся странам действовать сообща на глобальном уровне с целью реализа­ ции основных идей НМЭП.

  4. Оганизации системы ООН позволяют развивающимся странам в той или иной мере реализовать положения Программы НМЭП в локальных договорах и многосторонних соглашениях, заключае­ мых в рамках межправительственных организаций ООН.