Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[stu] Симптомы и синдромы (2004).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

6.2.3. Парафренный синдром (парафрения).

Парафренный синдром – это одно из наиболее структурно сложных и многокомпонентных состояний в психиатрии. В этом синдроме можно обнаружить сочетание фрагментарного систематизированного бреда преследования, бред физического воздействия, различные явления психического автоматизма, псевдогаллюцинации с образным экспансивным бредом величия грандиозного (мегаломанического) содержания, неправдоподобного и нелепого, и полностью оторванного от реальности.

Наряду с бредом величия могут возникнуть идеи богатства, реформаторства, мессианства, высокого происхождения, эротического содержания.

Экспансивный бред часто сосуществует с бредом преследования, отравления, физического уничтожения, ипохондрическим, то есть с параноидным бредом. В ряде случаев параноидный бред преобладает над экспансивным.

Из сенсорных расстройств чаще всего встречаются различные проявления психического автоматизма, нередко все три вида одновременно - идеаторный, сенсорный, двигательный.

Сенсорные расстройства могут получать фантастическое содержание: больные сообщают о воздействии на них межконтинентальных и космических аппаратов, о мысленных разговорах с историческими личностями и т.д.

Аффективные расстройства чаще всего проявляются в форме повышенного настроения, способного достигать степени маниакального состояния.

Парафренный синдром, как правило, сочетается с характерными для шизофренического дефекта изменениями ассоциативного процесса. Появляются резонерство, разорванность, символизм, соскальзывания.

Для иллюстрации сказанного приведем следующее клиническое наблюдение.

Клиническое наблюдение № 34.

Больной Ф., 40 лет, инвалид II группы.

Находится в психиатрическом отделении около 3 месяцев. Пребывает в благодушном настроении, по отделению ходит важно, с другими больными разговаривает свысока, иногда застывает в необычных позах, совершает стереотипные движения руками. Говорит, что он «Ленин, Данко–мститель, человек–Бог, строитель коммунизма во всей Вселенной, верховный вождь и предводитель инопланетян», которые помогали ему строить коммунизм; он «летающий человек», который может перемещаться как над землей, так и между планетами, средством его передвижения являются «тучи». Так, недавно, он «дважды летал на Марс и один раз в Америку».

Не отрицает наличия «голосов» внутри головы «недобитых остатков агентов НКВД–КГБ–ЦРУ, которые мешают ему заниматься построением самого прекрасного общества на земле». «Голоса» угрожают расправой – «сожжем лазером», «казним», «расстреляем нейтронами», «живым закопаем в землю на глубине 50 км». «Но руки у них коротки до меня дотянуться, - с улыбкой говорит больной, – вот видите вокруг меня сколько телохранителей» - пациент широким жестом показывает на других больных отделения.

Испытывает на себе телепатическое воздействие врагов, которые «вмешиваются в его мысли», «считывают их», «выясняют о планах», «пытаются их изменить отвлекающей информацией». Стремятся «перегреть» и «переохладить» тело пациента для того, чтобы отключить его мозг, работающий на «солнечной атомно–водородной энергии».

Предоставленный самому себе, больной что–то шепчет, чему–то улыбается, хихикает, не усидчив. Совершенно не тяготится пребыванием в отделении.

Анализ клинического наблюдения.

В психическом состоянии больного можно выделить психопатологические симптомы, которые своим содержанием отличаются от предыдущих наблюдений: фантастический бред величия нелепого содержания, полностью оторванный от реальности (больной в одно и то же время: Ленин, Данко-мститель, человек-Бог, строитель коммунизма во всей Вселенной, верховный вождь и предводитель инопланетян и т.д.); идеи преследования (агенты НКВД-КГБ-ЦРУ продолжают мешать построению самого прекрасного общества и угрожают больному самыми разнообразными способами расправы); псевдогаллюцинации (внутри головы больной слышит «голоса» преследователей); психические автоматизмы: идеаторный (враги пытаются вмешиваться в мысли больного, считывают их (симптомы открытости мыслей), пытаются их изменить (симптом вкладывания мыслей) и сенсорный (тело больного «перегревают» и «переохлаждают», чтобы таким образом отключить работу его мозга). Вся психопатологическая симптоматика протекает на фоне повышенного настроения больного: он благодушен, общителен, свысока разговаривает с другими больными, не боится своих преследователей – «у них коротки руки». Обнаруживаются кататонические стигмы (больной застывает на одном месте, совершает стереотипные движения руками).

Таким образом, в данном клиническом наблюдении речь идет о сочетании фантастического бреда величия и идей преследования, протекающих на фоне повышенного настроения в сочетании с псевдогаллюцинациями, явлениями психического автоматизма и кататоническими нарушениями, что говорит о наличии у больного парафренного синдрома.

В большинстве случаев парафренный синдром рассматривается как заключительный этап развития синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. За парафренным синдромом как правило наступает дефектное состояние больного.

А теперь попробуем вернуться к самому началу данного пособия и вспомним синдромотаксис параноидной шизофрении, который выражается в последовательной смене и взаимном переплетении нескольких параноидных и галлюцинаторных синдромов: паранойяльный → параноидный (галлюцинаторно-параноидный) → парафренный.

Болезнь, как правило, начинается с бредового настроения и бредового восприятия, а затем через какое-то время происходит «кристаллизация», оформление фабулы паранойяльного бреда. Например, появляется бред изобретательства. Он систематизирован, но построен на «кривой» логике. Это ошибка суждений и умозаключений. Больной действительно что-то изобрел, но изобретение столь незначительно, что не привлекло внимания окружающих. Пациент стенично и активно «продвигает» свое изобретение, но его «не признают», «не оценивают», «не понимают». Если Вы столкнетесь с таким больным, то он вас «забросает» цифрами, расчетами, различными выкладками, схемами и т.д. Но через несколько месяцев - лет больной начинает «понимать», что его изобретение «специально» тормозят, «кладут» под сукно, так как его непосредственные руководители давно поняли, «что внедрение этого изобретения сулит очень большие деньги».

Так появляется параноидный синдром.

Чтобы присвоить изобретение больного, его самого необходимо физически уничтожить. Поэтому он стал плохо себя чувствовать, «ведь его начали облучать радиоволнами». Он попытался спрятаться от этого воздействия, уехал в другой город, но его и там «нашли». Преследование осуществляет очень сильная организация (как правило - это КГБ, ФСБ и т.д.), ведь «на кону стоят очень большие деньги».

На каком-то этапе в клинической картине заболевания появляются псевдогаллюцинации. «Голоса» угрожают больному, «требуют отказаться от своих прав на изобретение». «Голоса» пациент слышит в голове, это «особые» голоса, которые может слышать только он один.

Постепенно блекнет фабула бреда изобретательства и трансформируется в бред преследования. Размывается конкретика и система бреда – больного уже «преследует какая-то всемирная организация». Так в течение нескольких, а то и десятков лет, параноидная структура трансформируется в парафренную.

Остаются идеи преследования, но они не конкретны; в психическом статусе начинают превалировать идеи величия - «я изобретатель всех технических достижений XX века». Появляется повышенное настроение, благодушие.

На этом фоне начинают отчетливо выступать черты шизофренического дефекта, которые постепенно превалируют над продуктивной психопатологической симптоматикой. Таким образом, в динамике параноидной шизофрении наступает такой момент, когда продуктивная симптоматика (бред и галлюцинации) постепенно сменяются негативными расстройствами – шизофреническим дефектом.