Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uch_posobie_Mishatkinoy_Chast_1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.46 Mб
Скачать

Вопрос 25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Социальный прогресс: основные концепции и критерии. Теории формационного развития и стадий роста

О развитии общества можно говорить, если общественные события имеют направленность и выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий. Существуют две фундаментальные линии интерпретации исторического процесса: линейная и нелинейная.

Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Впоследствии они обретают вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Данная модель исторического процесса закрепляется и становится опорной в таких философско-исторических концепциях, как концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, концепция «морфологии культуры» О.Шпенглера, «локальных цивилизаций» А.Дж. Тойнби и др.

Линейные интерпретации истории констатируют очевидную направленность и поступательность социокультурного развития общества, различаясь вектором этой направленности и характером смены качественных состояний социодинамики. Для характеристики вектора направленности развития общества в социальной философии используются понятия «прогресс» и «регресс». Прогресс — поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам. Регресс нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам. Единого мнения, какой из видов развития общества является основным, нет. Сторонники противоположных позиций – «прогрессизма» и «регрессизма» приводят доводы как оптимистических – прогрессистских, так и пессимистических – регрессистских вариантов.

Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в древнем мире и отражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому этапу – цивилизации. Он находит также отражение в религиозно-богословских представлениях иудаизма и христианства, в частности в эсхатологии. В эпоху Просвещения регрессизм проявился в воззрениях Ж.-Ж. Руссо, акцентировавшего внимание на гибель обществ в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов, усмотревшего в развитии культуры регресс человеческой свободы. В настоящее время позиции исторического регрессизма разделяются представителями экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.

Прогрессизм оформляется в ХVШ столетии тоже в философии Просвещения и связан с верой во всесилие разума и могущество преобразовательных возможностей человека. Так, французские философы-просветители Д. Дидро, Вольтер защищали идею прогрессивного развития европейского общества. Идея социального прогресса получила развитие также в немецкой классической философии, хотя в ней критерий прогресса общества начинает рассматриваться более дифференцированно, а само развитие общества трактуется не столь однозначно («спиралевидная» модель истории Г.Гегеля).

Вместе с тем прогресс тесно связан с регрессом. Прежде всего, восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую. Помимо этого, сама прогрессивная ветвь может совмещаться с временными отступлениями назад (как в случае контрреволюции в социальной области) или иметь возвраты на более высокой ступени развития (во всех случаях проявления спиралевидной формы развития). Прогресс связан с регрессом еще и вертикально, когда общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.

В определении прогрессивного или регрессивного путей общественного развития актуальной является проблема критериев, в качестве которых предлагались различные стороны общественной жизни. Так, в идеалистической философии Гегеля критерием развития человечества, его пути к политической свободе выступает развитие духовной стороны культуры. В философии К. Маркса критерием развития общества на пути достижения экономической свободы, напротив, выступает материальная сторона жизни общества, обеспечивающая общественно-исторический прогресс.

Разными школами социальной философии к критериям общественного прогресса также относятся:

– степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы;

– темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров;

– темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной области (в здравоохранении, образовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-технической области;

– степень свободы индивидов, занятых во всех сферах общества;

– уровень демократизации общественной системы;

– степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека;

– увеличение человеческого счастья и добра, соответственно – уменьшение страдания и зла.

Прогрессистский подход основан на следующих принципиальных постулатах: 1) признании прогресса в историческом развитии; 2) признании основой и критерием прогресса материальной сферы жизни общества; 3) рассмотрение западной Европы в качестве идеальной модели прогрессистского развития; 4) доминантой исторического процесса выступает общественно-экономическая формация или стадии роста. Таким образом, прогрессистский вариант теории общественно-исторического процесса наиболее полно представлен в рамках: а) формационной теории; б) теорий стадий роста.

Создателем теории формационного развития явился К. Маркс. Прогрессизм марксистской интерпретации заключается в том, что Маркс представил исторического процесса в виде закономерной смены общественно-экономических формаций.

В истории общества К. Маркс выделил следующие формации: первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Формация — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства — совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений собственности, производства товаров, их распределения и потребления). Между производительными силами и производственными отношениями существуют непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только в процессе классовой борьбы, приводящей в конечном итоге к смене формаций, а значит, к развитию общества. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, которая разрешает эти антагонистические противоречия. Развитие и смена формаций является объективным, не зависящим от человека естественно-историческим процессом. В советский период марксистская формационная теория была единственной официально поддерживаемой теорией.

В немарксистских концепциях исторического развития, в частности, в теориях стадий роста также нередко принималась идея исторического прогресса, а преобладающими чертами общественного развития признавались материальные факторы. Однако эти теории видели их не в способе производства, а в технологиях, развитие которых определяли стадии роста общества. К ним относятся, например, теория стадий экономического роста У.У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теория постиндустриального общества Д. Белла, ряд теорий конвергенции.

Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. У.У. Ростоу выделяет следующие стадии роста, т.е. общественного развития:

1) доиндустриальное общество, занятое преимущественно аграрным хозяйством;

  1. индустриальное общество, начинающееся с возникновения машинного производства;

  2. постиндустриальное общество, связанное с бурным развитием науки и техники);

  3. будущее постпостиндустриальное обществотехнотронное, информационное общество 21 века.

ХХ столетие заставило, к сожалению, усомниться в историческом оптимизме, свойственном прогрессизму. В результате в конце века приоритет начинает отдаваться нелинейным интерпретациям истории, в том числе постмодернистской концепции «постистории». В них отстаивается идея множественности равноправных и самоценных форм общественной жизни; акцентируется внимание на плюрализме и вариативности исторического процесса; подчеркивается роль социально-культурных альтернатив в истории, противоречивость развития общества.

В это же время появляются концепции, имеющие регрессистский оттенок: концепции «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон), «конца истории» (Ф. Фукуяма), «золотого миллиарда», которые трудно связать с идеей социального прогресса человечества.

В настоящее время концепции общественного развития являются взаимодополняющими (не только противоречащими друг другу). Так, смог возродиться и имеет достаточно сильные позиции в концепциях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен) и информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер) прогрессизм. И хоть универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана, но в рамках цивилизационного подхода, например, удачно описывается прошлое – история локальных цивилизаций, а стадиальный подход вполне адекватно отражает современные процессы, связанные с глобализацией.