Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема образования и воспитания и её воплощение в...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
286.21 Кб
Скачать

1.2. Появление и развитие жанра сатиры в античной литературе.

Сатира возникла в Риме во II в. до н. э. как ответ на первые признаки кризиса республиканского строя. Это было время, когда в результате победоносных войн с Карфагеном, Рим превратился в крупнейшую державу, куда из завоеванных областей неудержимым потоком хлынули богатства, принося одним неслыханное обогащение, а другим — обнищание и полное разорение. Традиционная, патриархальная мораль римского общества уступала место индивидуалистическим умонастроениям, в том числе, под влиянием греческой идеологии и культуры.

Элементы сатиры мы можем найти и в греческой литературе, которая была склонна к иронии и насмешке. Комедии Аристофана высмеивали нравы и увлечения афинян, эпиграммы лириков были направлены против недругов поэтов, а пародийный эпос и вовсе высмеивал, казалось бы, столб греческой литературы – эпические поэмы Гомера. И все же именно римляне с их духом практицизма и интересом к практическим сторонам жизни создали сатиру как литературный жанр.

Способности греков фантазировать, проявившейся в многочисленных героических и космогонических мифах, римляне противопоставили умение выразить сугубо конкретные интересы воинов, коммерсантов, земледельцев, законодателей. Не одаренные в такой степени, как греки, склонностью к отвлеченному мышлению, римские философы предпочитали разрабатывать вопросы практической этики. Эти же вопросы привлекли внимание и сатириков (Дуров, с. 16, 13).

Само название нового жанра «satura» – смесь, подразумевало разнообразие содержания и формы, в которых первые сатирики доносили свои мысли до читателя. Сатира могла быть и путевой зарисовкой и наставлением и диалогом. Автор размышлял на политические, этические и философские вопросы, мог рассказать о себе или просто посплетничать на злобу дня.

Для сатиры характерно и то обстоятельство, что она не только порицает общественные пороки и высмеивает отдельных лиц, но также учит и воспитывает. Наличие некого положительного идеала, с которым автор сравнивает описываемое явление, необходимо для сатиры и вносит в неё элемент нравственного пафоса, характерного для высоких жанров. Таким образом, античная римская сатира прекрасно уживается между комедией и эпиграммой с одной стороны и трагедией и эпической поэмой с другой. Традиции насмешливой поэзии римского фольклора также придают ей определенный колорит, делая сатиры именно римским жанром и отличая её от греческих поэтических образцов из которых римские писатели, первоначально, черпали вдохновение (Дуров, с. 19, 13).

Один из основных художественных принципов античных сатир – разнообразие в содержании и метрической форме. В сатиры первого автора данного жанра Квинта Энния входили басни, стихи, рассказы и все вместе представляли собой действительно «смесь» в буквальном смысле слова. Широк был и диапазон явлений, которые Энний охватывал в своих произведениях. Придавала им единство исключительно индивидуальность их автора. И в дальнейшем все последующие поэты - сатирики Рима, использовали сатиру для выражения, в очень личной форме, мыслей и индивидуального опыта.

Еще больше личностное начало внес в сатиру продолжатель дел Энния, Гай Луцилий. Он был первым поэтом, который сделал окружающую его действительность и собственную жизнь главным объектом своей поэзии. Именно Луцилий превратил сатиру в поэзию воинственную и что не менее важно сделал её персональной. Есть у Луцилия и положительный идеал на фоне которого он критикует современное ему общество – это традиционная римская добродетель.

Квинт Гораций Флакк окончательно оформил сатиру, как литературный жанр. Своим сатирам он стремился придать более цельный характер, как в плане формы, так и содержания. В частности при нем окончательно закрепляется за сатирой дактилический гекзаметр. При этом Гораций смягчает резкость, с которой его предшественники набрасывались на человеческие пороки и недостатки. Изменять поведение людей или наказывать их не входит в задачу Горация – сатирика. Он вскрывает пороки и заблуждения не затем, чтобы как - то унизить их носителей; это нужно ему для того, что бы показать, как не следует жить.

Мера должна быть во всем, и всему наконец есть пределы,

Дальше и ближе которых не может добра быть на свете (Гораций, с. 67, 2).

Главным новаторством Горация, привнесенным им в жанр сатиры, является использование насмешки и шутки. И в самом деле, без использования юмора, сатира превращается всего лишь в морализаторскую проповедь. «Смеясь говорить правду» (Гораций, с. 24, 2), то есть через смех приводить к знанию, такой художественный принцип поэта.

Гораций часто строит свои тексты в виде непринужденного разговора читателя и автора, а в более поздних своих произведениях и вовсе становится лишь наблюдателем в диалоге двух персонажей, стараясь прислушаться ко всем мнениям.

Позиция Горация-сатирика - преимущественно созерцательно - философская. Он рассматривает несовершенство жизни и человеческие слабости как нечто такое, с чем приходится мириться и что заслуживает снисхождения. Поэт склонен смягчать отрицательные стороны жизни, отводя им соответствующее место в действительности, ведь многие явления можно рассматривать как относительно дурные или относительно добрые, все зависит от угла зрения (Дуров, с. 17, 13).

Поэт редко использует гиперболизацию и преподносит все в шутливом и ненавязчивом тоне. Гораций – сатирик первый в римской литературе связал жанр сатиры с теорией смешного.

Впрочем, и сам Гораций и критики его времени относили сатиру не к вполне поэзии, а скорее к речи заключенной в стихотворный размер. В сатире нет вымышленного содержания, она насквозь земная и реалистическая – все это не соответствовало античному представлению о поэзии. Объектом её изображения является проза жизни.

Следует отметить, что в античности четко различали две формы сатиры: первая – исключительно стихотворная; другая – смесь стихов и прозы, была введена в римскую литературу ученым и писателем эпохи Нерона, Варроном.

Марк Теренций Варрон Реатинский в своем творчестве опирался на работы греческого философа III в. до н.э. Мениппа, чьи сочинения до нас не дошли, но были достаточно популярны в III-I в. до н.э.. Подражая ему Варрон написал 150 книг, так называемых «менипповых сатир». В последствии, название закрепилось и стало обозначать целый поджанр сатир, где стихи переплетались с прозой.

Развивая приемы Горация, Варрон выступал не против конкретных людей, а против людских пороков и страстей. Он стремился познакомить своих читателей с греческой философией и в частности с философией киников, подражая своему вдохновителю Мениппу. Привнесение в сатиру философских идей значительно расширило её тематику. Использует Варрон и прием пародии, в частности у него есть фрагмент, в котором пародируется язык завещаний. В дальнейшем, шуточные сочинения в прозе, высмеивающие стиль юридических формул, получили большое распространение в век Римской империи.

Форму «менипповой сатиры» имеет и знаменитый «Сатирикон» Петрония. Это произведение обычно определяется как сатирический роман низменно-бытового содержания. Повествование ведется от лица Энколпия, которого преследует бог сладострастия Приап, и данный сюжет уже сам по себе является пародией на эпическую ситуацию.

Для «Сатирикона» Петроний выбрал очень стремительный ритм повествования - события развиваются необычайно бурно и действующие лица всё время сменяют друг друга. Поэтому время от времени автор прерывает темп нарочитыми паузами, в частности вставными стихами и рассказами, как, например новелла об эфесской матроне.

Петроний выдумал необычайно абсурдный и анекдотичный мир и в тоже время сумел выписать его настолько искусно, что персонажи и события, которые показались бы неуместными в другом контексте, здесь вполне на своем месте и предельно правдоподобны. В частности одним из средств характеристики героев «Сатирикона» служит их язык. «Тонкость и острота суждений Евмолпа, болезненная восприимчивость молодого бездельника Энколпия, претенциозность, грубость и вульгарность других персонажей романа подчеркивается их тщательно индивидуализированной манерой изъясняться. Живая разговорная латынь I в. н.э. воспроизведена в «Сатириконе» с замечательным искусством».

Последний классик римской сатиры – Децим Юний Ювенал. В традиции европейской литературы он стал обобщенным образом поэта – обличителя деспотизма и нравственного разложения общества.

В отличии от своих предшественников Ювенал очень мало говорит о себе, а точнее о внешних обстоятельствах своей жизни. Он сознательно сузил тематику своих сатир, не затрагивая многих реалий своего времени. Вместо этого Ювенал сосредоточился исключительно на разоблачении пороков. Нет в его сатирах и того многообразия форм, которые были присущи произведения этого жанра у Луцилия и Горация.

В своих ранних произведениях Ювенал даже не пытается учить и наставлять людей на путь добродетели. Зло, он видит в самой природе человека и не мыслит возможности этого изменить. «Бескомпромиссная сатира Ювенала не знает ни насмешливой улыбки, ни добродушной шутки, ни психологического проникновения и понимания сути явлений, как в сатирах Горация. Для Ювенала настоящее не содержит ничего хорошего, а будущее не сулит никакой надежды. Он в первую очередь яростный обличитель, возмущенный разницей между тем, что, по его мнению, должно быть и реальностью.

Всюду, во всякой стране, начиная от города Гадов

Вплоть до Востока, до Ганга, — немногие только способны

Верные блага познать, отличив их от ложных и сбросив

Всех заблуждении туман (Ювенал, с. 113, 8).

По мнению Ювенала сатира должна в первую очередь опирается на чувства, а не на рассудок. Гнев – именно та эмоция, которой поэт-сатирик должен руководствоваться в первую очередь. При этом Ювенал очень часто мешает в одну кучу злостные преступления и мелкие провинности, одинаково бескомпромиссно порицая и то и другое. Ювенал развил сатиру в подлинно декламаторский жанр, активно пользуясь риторическими приемами и патетическим стилем подачи. После долгих занятий декламациями Ювенал создает свой особый стиль стихотворной сатиры – обобщенно-безличный, драматически напряженный, величественно-высокопарный и патетический (Дуров, с. 97, 13).

Главная заслуга Ювенала-сатирика, несомненно, заключается в том, что он, придав сатире характер резкой разоблачительности, навсегда закрепил за ней обличительное содержание. Ни один из римских сатириков, даже Гораций, не оказал на сатирическую литературу такого влияния, как Ювенал, имя которого стало нарицательным для обозначения сатирика как такового.

С падением Римской империи закончилась и античная литература. К счастью творчество Горация, Ювенала и ряда других сатириков древности было сохранено и заложенные ими традиции стали частью западноевропейской литературы.