- •Глава I Становление и развитие сатиры как жанра………………………... 6
- •Глава II Поэтика I и II сатир Антиоха Кантемира………………………... ... 29
- •Глава III Методика изучения сатир Антиоха Кантемира в системе общего среднего образования………………………………………………………….. 50
- •Глава I. Становление и развитие сатиры как жанра.
- •1.1 Специфика сатиры, как жанра и литературного приема.
- •1.2. Появление и развитие жанра сатиры в античной литературе.
- •1.3 Развитие сатирической традиции в западной литературе до XVIII века.
- •1.4 Развитие русской сатиры до XVIII века.
- •1.5 Специфика классицизма, как эстетического и идейного направления в литературе.
- •Своеобразие русского классицизма.
- •Глава II. Поэтика I и II сатир Антиоха Кантемира.
- •2.1 Общая характеристика творчества Антиоха Кантемира.
- •2.2 Система образов и характеристика героев в I сатире Кантемира.
- •2.3 Система образов и характеристика героев во II сатире Кантемира.
- •2.4 Воспитание и образование в России в первой половине XVIII века
- •2.5 Взгляды Антиоха Кантемира на образование и воспитание.
- •Глава III. Методика изучения сатир Антиоха Кантемира в системе общего среднего образования. Урок – семинар в 9 классе Тема: «Изучение I сатиры Антиоха Кантемира «На хулящих учения. К уму своему »
2.5 Взгляды Антиоха Кантемира на образование и воспитание.
В своей седьмой сатире «О воспитании», Кантемир высказал глубоко гуманные соображения о воспитании детей, о значении нравственного примера родителей:
Не одни те растят нас, коим наше детство Вверено; со всех сторон находит посредство Поскользнуться в сердце нрав: все, что окружает Младенца, произвести в нем нрав помогает (Кантемир, с. 139,3).
Сатирик прекрасно понимал, что одолеть «хулящих учения» и «дворян злонравных» можно только воспитав новое поколение граждан, которые будут стремиться к знаниям и прогрессу. Но наличие учебных заведений для этой цели – лишь половина дела. Педагог может дать ребенку знания, но в здание школы входит человек с уже заложенными в него привычками и склонностями, которые формировались в нем с самого детства, под влиянием родителей и ближнего окружения. Кантемир прямо говорит, что поведение и помыслы ребенка, а впоследствии и взрослого человека зависят не от врожденных склонностей, но всецело от воспитания с младенческого возраста.
Каково б с природы рук сердце нам ни пало, Есть, есть время некое, в коем злу немало Склонность уймем, буде всю истребить не можем, И утвердиться в добре доброму поможем, — Время то суть первые младенчества лета. (Кантемир, с. 139,3)
Вообще, мысли о воспитании, которые Антиох Кантемир в поэтической форме изложил в первой половине XVIII века, мы можем найти и у педагогов XIX и XX веков. Вот, например слова Льва Николаевича Толстого: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей» (Кудрявая, с. 36, 21). Схожие мысли высказывал и великий русский педагог Антон Семенович Макаренков: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями» (Макаренков с. 124, 22).
Кантемиру были знакомы передовые педагогические идеи Локка. Считая, как и Локк, что воспитание надо начинать с младенческого возраста, Кантемир полемизирует с ним по поводу необходимости использовать страх как способ воздействия. «Ласковость больше в один час детей исправит, чем суровость в целый год». И утверждает, что «пример наставления всякого сильнее». (Кантемир, с. 151, 3)
К сожалению, подобный взгляд на воспитание ребенка не был в ходу, что в нынешней России, что в Российском государстве XVIII века. Помимо слов об очень аккуратном использовании силы и принуждения, Кантемир указывает родителям, которые в своем стремлении обеспечить ребенка материальными благами и потакать его прихотям, не забывать об его нравственном воспитании:
Богатства сыну копил — презрел в сердце нравы Добры всадить. Богат сын будет, но без славы Проживет, мало любим и свету презренный, Буде в петлю не вбежит плут уж совершенный. (Кантемир, с. 137,3)
Далее, сатирик приводит примеры, дабы показать, как дурное влияние близких влияет на детское восприятие и формирует характер и интересы человека. Так, Филин вырос пьяницей, потому что пьяницей был человек, который воспитал его. А Савка без конца врет, даже, когда врать ему, казалось бы и нет причины, ввиду, того, что так поступала его бабушка и исподволь научила этому ребенка. Все эти примеры вымышленные, но Кантемир брал их из реальной жизни и обобщал в литературных образах. Впрочем, писатель и сам говорит, что не требует от читателя безоговорочной веры в свои слова, ведь он пишет не научный труд, где каждому утверждению положены доказательства, а стихи для развлечения и разумного поучения:
Чтительна нужду молчать в том ее наложила. Пусть не чтет, кто мои мнит мнения неправы; С досугу стишки пишу для твоей забавы. (Кантемир, с. 141,3)
Коротко, основные тезисы о воспитании, изложенные Кантемиром в седьмой сатире звучат так:
Мудрость и знания приходят не с возрастом, но приобретаются учением и жизненным опытом.
Человеческие качества, как хорошие, так и плохие, не даны ему с рождения, а являются прямым следствием воспитания.
Воспитывать ребенка, надо с самых ранних лет на собственном примере и ограждать от дурного влияния, так как дитя, словно губка впитывает и копирует поведение взрослых.
Следует обращать особое внимание на этическое воспитание, так как добропорядочный, но малообразованный человек может принести пользу обществу, а умный, но бесчестный только вред.
Принуждение и жёсткость по отношению к ребенку следует применять, только в самых крайних случаях и стараться воздействовать на него, в первую очередь, добрым советом и примером.
В сатире высказано столько здравых и гуманных понятий, что, как писал Белинский, «она стоила бы и теперь быть напечатанною золотыми буквами и не худо было бы, если бы вступавшие в брак предварительно заучивали ее наизусть» (Белинский, с. 289, 9).
