Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психологические факты и психологическое объясне...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
421.31 Кб
Скачать

31. Проблема определения и классификации эмоции

Значение проблемы эмоций для психологов не нуждается в обосновании. Какие бы условия ни определяли деятельность и поведение индивида - внутренне, психологически действенными они становятся лишь тогда, когда они проникают в сферу его эмоций, преломляясь и закрепляясь в ней. Фиксируя в человеке пристрастность, без которой немыслимо ни одно активное действие, эмоции обнаруживают свое влияние и в работе и в семье, и в учебе и досуге, и в творчестве и в духовных кризисах любого человека.

Такая уникальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, верным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. И действительно, за все время длительной истории изучения эмоций они пользовались вниманием, им отводилась одна из ключевых ролей среди психологических категорий, определяющих внутреннюю жизнь и поведение человека. Однако в современной позитивистской психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Научный интерес и внимание к их проблеме стал гаснуть, когда появилось множество неудачных попыток отыскать самые надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их исследования.

Большую путаницу в психологию эмоций вносят разночтения и расхождения в терминологии. В какой-то мере они заложены уже в разговорном языке, позволяющем обозначать, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением или объединять под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. Но это свидетельствует о том, что феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание. При решении этой задачи в психологической теории влияние неизбежно оказывают концептуальные традиции и представления, которые в силу своих различий закрепляют за неопределенными житейскими понятиями различное содержание. На запутанность реального соотношения того, что в разных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций, страстей или чувств, оказало влияние еще и то обстоятельство, что они создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в употреблении таких понятий.

Из-за существующей терминологической неоднозначности в психологии эмоций очень важно учитывать условность названий и решать вопрос об их соотношении не по внешнему звучанию, а на основе тщательной проверки того, что именно они обозначают.

Проблеме теорий эмоций, их определения, природы и механизма возникновения посвятил отдельное историко-психологическое исследование один из столпов отечественной психологии Л.С. Выготский.

В.О. Леонтьев считает, что в психологии, нет адекватного определения понятия эмоции. Этот факт создает трудности при попытках составить полный список эмоций. Некоторые названия могут производить впечатление эмоциональных явлений, но при более точном рассмотрении таковыми не являются.

Определение должно быть таким, чтобы можно было отличить эмоцию от других процессов и состояний. Например, иногда к эмоциям причисляется боль или рассеянность, а некоторыми исследователями ставится вопрос о том, является ли эмоцией чувство голода. Для того чтобы составить аргументированный список и не внести в него явно лишних понятий нужно иметь адекватное определение или хотя бы достаточно близкое необходимое условие. В качестве такого необходимого условия возьмем когнитивную основу эмоций. Полноценная эмоция возникает только в результате сложной когнитивной обработки информации. Термин «когнитивная» означает, как минимум, распознавание образов, сравнение распознанных образов с извлеченными из памяти, возможно, прогноз развития ситуации и другие алгоритмы. Если нет когнитивной обработки информации, то нет и эмоций. Например, человек может долго размышлять о ситуации на финансовом рынке и после сложного анализа различных факторов прийти к выводу о его нестабильности. И придя к этому выводу, он может испытать страх за свои банковские вклады. Эмоция страха возникла только после сложной аналитической работы. Возможны и более простые алгоритмы. Если что-то большое быстро движется в вашу сторону, то может возникнуть страх. Чем ближе находится движущийся объект, тем сильнее страх.

Пользуясь этим необходимым условием, некоторые психические явления легко исключить из списка эмоций. Боль является результатом физического воздействия на рецепторы. Рассеянность это неспособность сконцентрировать внимание. Голод это результат сигнализации рецепторов об отсутствии пищи в желудке. Когнитивной обработки информации здесь не происходит и, потому, эти явления не будем относить к эмоциям.

Правда, нужно оговориться, что некоторые эмоции тоже могут возникать рефлекторно без когнитивной обработки. Внезапный громкий звук может вызвать страх. Вид ран, язв и других болезненных явлений может вызвать рефлекторное отвращение. Здесь тоже нет когнитивной обработки, но таких эмоций не много, и, как правило, их легко распознать без дополнительных рассуждений.

Проблема заключается в том, чтобы составить полный список эмоций, не включая в него лишние термины. Т.е. как минимум, для каждого кандидата в список нужно сформулировать хотя бы один примерный алгоритм когнитивной обработки информации, в результате которого он может возникнуть. Если психическое явление всегда возникает без такой обработки, то это не эмоция. Но наличие когнитивной обработки не гарантирует, что термин означает эмоцию. Например «смелость» можно понимать, как способность преодолеть страх с помощью воли. Это уже не эмоция, а черта личности, представляющая из себя сложное эмоционально-волевое явление.

По примерным оценкам, список эмоций содержит порядка сотни терминов. В психологической литературе довольно много различных списков, но, все они страдают отсутствием аргументации.

Примыкающей проблемой является выделение эмоции из общего списка синонимических групп. Например, слова «страх», «ужас», «боязнь», скорее всего, обозначают одну и ту же эмоцию и отражают различные ее оттенки по интенсивности. Боязнь – слабый страх, ужас – очень сильный страх. Поэтому, сознавая всю важность проблемы, Леонтьев указывает на необходимость составления всех синонимических групп, чтобы для выделения термина из своей синонимической группы в отдельную эмоцию нужна была дополнительная аргументация.

Еще в 19-м веке В. Вундт описал несколько признаков эмоций, которые считаются важнейшими и сейчас. Прежде всего, это знак эмоции. Эмоция называется положительной, если она имеет приятный субъективный фон, и отрицательной, если имеет неприятный фон. Например, эмоция радости в чистом виде (т.е. при отсутствии других эмоций и ощущений) вызывает приятные ощущения и, следовательно, положительна. Эмоция страха вызывает неприятные ощущения и отрицательна. Однако знак эмоции перестает быть очевидным в некоторых других случаях.

Дополнительная проблема заключается в том, чтобы весь список эмоций аргументировано разделить на положительные и отрицательные. Любой исследователь, вводя новый признак, должен разбить все эмоции по этому признаку или показать, как это можно сделать.

Для каждой эмоции из полного списка должно быть аргументировано определено значение каждого признака. При этом, в конце концов, неизбежно возникнет полная классификация эмоций.

Кроме понятия знака В.Вундт ввел понятие силы эмоции как интенсивности вызываемого субъективного ощущения. Несмотря на то огромное и неоценимое влияние, которое эти понятия оказали на развитие психологии эмоций, эти определения являются субъективными, т.к. основаны на понятии субъективного ощущения. Проблема заключается в том, чтобы сформулировать объективные определения знака и силы эмоций.

Также остро стоит проблема соотношения и взаимодействия эмоций и процессов мотивации. Эта проблема посвящена уже не топологическим, а функциональным характеристикам эмоциональной сферы. То есть, оно рассматривает локализацию эмоций не столько в системе психологических образований, сколько в системе сил, приводящих эти образования в движение. Поэтому решение этой проблемы непосредственно связано с исходным утверждением об объеме совокупности эмоциональных явлений, и зависит от того, присоединяются ли к нему психологические переживания, имеющие побуждающий характер - желания, влечения, стремления и т. п.

Очевидно, что проблема природы процессов, побуждающих к деятельности, не является просто одной из внутренних проблем психологии эмоций. Из ее решения следуют далеко идущие концептуальные выводы, касающиеся принципиального понимания психического. Так, именно данная проблема является ключевой для различения в истории психологии дихотомных (интеллект - аффект) и трихотомных (познание - чувство - воля) схем психического. В современной психологии она столь остро не стоит, однако ее значение продолжает отстаиваться так называемыми мотивационными теориями эмоций.