Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21211221.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
932.68 Кб
Скачать

Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия

На правах рукописи

АКАШКИН Михаил Михайлович

свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (Сравнительный анализ)

10.01.09 — фольклористика

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор ДЕВЯТКИНА Татьяна Петровна

Саранск 2000

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3-10

Глава I. Традиционные свадебные обряды, песни татар-мишарей ................................................................ 11-75

Глава II. Жанровая структура, тематика и поэтические особенности песен татаро-мишарского свадебного обряда ........................................................ 76-111

2.1. Классификация свадебных песен татар-мишарей ................................................................ 76-86

2.2. Тематика и поэтические особенности песен татаро-мишарского свадебного обряда ...................... 87-111

Глава III. Современные свадебные обряды татар-мишарей...... 112-139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................. 140-144

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................... 145-154

ВВЕДЕНИЕ

Археологические и этнографические данные показывают, что с древних времен существовали благоприятные условия для взаимовлияния между татарами и мордвой.

Волжские татары состоят из двух основных этнических групп: казанских татар (казанлы) и татар-мишарей (мишђр). Татары-мишари говорят на особом говоре, относимом лингвистами к западной (мишарской) диалектной группе татарского языка. Имея много общего с казанскими татарами в языке, культуре, образе жизни, мишари имеют много своих особенностей. Расселены татары-мишари в основном на территории Мордовии, Чувашии, Татарстана, Башкортостана, а также в Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях.

Данное исследование посвящено мишарям, живущим на территории Мордовии по течениям рек Вад, Инсар, Исса, Мокша и Цна, где в основном проживают мордва-мокша.

В конце ХIХ века В.В.Вельяминов-Зернов (Вельяминов, 1863:30-32) предположил, что в бассейне Оки жило родственное мордве, тоже финского происхождения, племя “мещера” (мочар, можар), отатарившейся частью которого и являются татары-мишари.

В 20-е годы XX века С.П.Толстов выдвинул мадьяро-венгерскую гипотезу происхождения мишарей. Он полагал, что можары не финская, а угорская народность, ответвлением которой являются мадьяры Венгрии (Толстов, 1929:158).

Ф.Ф.Чекалин связывал “мещеру” русских летописей ХVI в., с буртасами IХ-Х вв., о которых писали восточные авторы (Чекалин, 1897:114-115). ­Б.А.Васильев доказывал, что этноним “буртас” вплоть до ХVI в. употреблялся как параллель этнонима “мещера” (Васильев, 1960:200-209).

Приведённые версии происхождения мишарей сводятся к тому, что основой, на которой сложились татары-мишари, являлось какое-то древнее племя. Одни считали его мещерой, издревле проживавшей в бассейне верхней Оки, другие - угро-мадьярами (можар), третьи называют его буртасами, которые представляются рано отюреченными уграми, называвшимися в позднейших летописях “мещерой”.

Эти взгляды содержали мысль о генетической связи мажар и мишарей, а также объясняли происхождение этнонима “мишар”. Однако ответ на вопрос о происхождении этнонима не решает проблемы происхождения самого народа. Недостатком этих версий является то, что этногенез мишарей сводится лишь к одному генетическому источнику (финскому, угорскому или угро-тюркскому) и мало учитывается роль других компонентов, особенно раннеисторических. Сторонники как финского, так и угорского происхождения мишарей совершенно не учитывали языковые данные.

В последние десятилетия появились более углубленные исследования по этногенезу татар Поволжья и Приуралья. Среди них монография Р.Г.Мухамедовой “Татары-мишари” (М., 1972). В этногенезе татар-мишарей она выделяет три основных компонента: булгар, кипчаков и буртасов, а также мочарский, считая мочар отюреченными уграми. По ее предположению, на территории булгар, живших в Сурском бассейне, во время распада Золотой Орды возникло Наровчатское княжество. Булгары частично ассимилировали местное население и смешались с другими тюркскими племенами, особенно кипчакскими. Так сформировалась мишарская этническая группа.

В последующие годы проблемы этногенеза мишарей нашли отражение в трудах А.А.Халикова “Татарский народ и его предки” (Казань, 1989), Р.Г.Фахрутдинова “Очерки по истории Волжской Булгарии” (М., 1985) и других ученых, развивающих булгаро-буртасскую концепцию происхождения мишарей.

В свете исследований последнего времени интересную и аргументированную точку зрения представляет А.М.Орлов в книге “Мещера, мещеряки, мишари” (Казань, 1992). Исследователь предполагает, что “...татары-мишари - это сложный этнокомплекс, сформировавшийся в основном до конца XVI в. в пределах Мещеры, Мордовии, Нижегородского Поволжья. В нем выделяется древний кипчакский слой, участвуют булгарский, маджаро-буртасский, ногайский компоненты. Предками цокающей группы татар-мишарей (кадомско-сергачской) были маджары (можары, мочары), обитавшие рядом с булгарами, расселенные по многим районам Поволжья, Предкавказья. ...Предками же чокающей группы (темниковской) были западные кипчаки - куманы с низовьев Волги”. (Орлов, 1992:28-29).

По мнению многих ученых, предки мишарей - тюркоязычные печенеги, половцы, буртасы, маджары, а также финно-угроязычные древние мадьяры, начали заселять эти земли не позже седьмого века. Некоторые ученые относят начало заселения этих земель тюркскими племенами ко второму веку нашей эры. Это отмечает и А.М.Орлов: “Этнографическая группа татар-мишарей представляет собой сложный конгломерат, состоящий из ряда компонентов, взаимодействовавших между собой на протяжении более чем 10 веков. Это - тюркоязычные огузы, печенеги (канглы), алано-булгары, волжские булгары, маджары. К ним примыкали угрофинские племена - эрзя, черемисы и др.” (Орлов, 1998:59).

Следует отметить, что основное количество населенных пунктов, где проживают татары-мишари, находится в ареалах проживания мокши, а не эрзи. Смешанное мишарско-мордовское проживание в некоторых населенных пунктах наблюдалось и на территории собственно Мордовии вплоть до XVII века.

Важным фактором сближения в этническом и культурном плане мордвы и мишарей было то, что после распада Золотой Орды, где они были в одном государстве, большая часть мордвы и мишарей также продолжали жить в едином государстве - Темниковском княжестве, обособившемся от других татарских государств в 1388-1389 гг.

Татары-мишари полностью состояли на службе у русского государя и числились служилыми. Процесс расселения служилых татар внёс много нового в материальную и духовную культуру мишарей. В связи с этим важно отметить, что все это время мордовско-татарские связи не прерывались.

По подсчётам лингвистов в современных мордовских языках имеется свыше 600 тюркских заимствований, не включая антропонимов, причем подавляющее большинство этих слов наличествует как в мокшанском, так и эрзянском языках. В количественном отношении тюркские заимствования преобладали в мокшанском языке (Евсевьев, 1963: 16).

Татарское сельское население Мордовии в настоящее время сосредоточено в 58 сёлах и деревнях республики, расположенных, главным образом, на территории западных, тяготеющих к реке Мокша, районов: Темниковском - в 16 населённых пунктах, Лямбирском - в 13, Атюрьевском - в 8, Ельниковском - в 6, Рузаевском - в 4, Кадошкинском и Зубово-Полянском - по 3, и в остальных районах по 1-2 села.

В восточной, эрзянской зоне Мордовии, татар-мишарей очень мало, за исключением Лямбирского района - в 13 населённых пунктах проживают мишари, Ромодановского - в 2 и Кочкуровском и Дубёнском - по 1 населённому пункту - в других районах татарских сёл нет.

Рассматривая расположение места жительства татар-мишарей на территории Мордовии, мы заметим, что они, в основном, расселены довольно-таки компактными группами, в частности, в Лямбирском районе (лямбирская группа мишарей). К этой группе примыкают также татары-мишари Ромодановского района. Другая группа татар-мишарей на территории Мордовии - это темниковская. В территориальном и культурно-бытовом отношениях в темниковскую группу входят татаро-мишарские населённые пункты Темниковского, Ельниковского, Краснослободского и Атюрьевского районов. Татаро-мишарские населённые пункты Кадошкинского, Инсарского и Рузаевского районов на территории Мордовии составляют инсарскую группу мишарей.

Актуальность исследования.

Татаро-мишарские и мордовские свадебные обряды в сравнительном аспекте до сих пор не являлись предметом специального исследования, в связи с этим выявление их специфики и общности в свадебных обрядах и песнях будет способствовать дальнейшему изучению духовной культуры и исторического прошлого этих народов.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда активно развивается процесс уточнения и разрешения проблем национального возрождения народов России, и тема изучения свадебных обрядов и песен в фольклорном плане становится неотъемлемой частью этого ­процесса.

Как всякая научная работа, исследование становится актуальным в тех условиях, когда происходит переосмысление подхода к устоявшимся общепринятым правилам и нормам в системе свадебной обрядности в свете современного подхода с учетом всех концептуальных требований.

В данной работе основной задачей является исследование традиционного и современного татаро-мишарского свадебного обряда и ее жанровой специфики в сравнении с мордовскими.

Анализ свадебных обрядов и песен мишарей в мордовском контексте играет важную роль для сопоставления обрядов и песен на фоне близости исторических условий, многообразия форм взаимодействия и взаимосвязи культур, что способствует более полному раскрытию поставленной проблемы.

Следует отметить, что татаро-мишарские свадебные обряды фиксировались в работах коллектива авторов “Татары Среднего Поволжья и Приуралья” (1967), Р.Г.Мухамедовой (Татары-мишари, 1972), Р.К.Уразмановой (Современные обряды татарского народа, 1984), Ф.С.Баязитовой (Гомернећ љч туе, 1992; Татар халкыныћ бђйрђм џђм кљнкњреш йолалары, 1995) и некоторых других.

Благодаря указанным работам частично складывается представление о свадебных обрядах татар-мишарей и об их взаимосвязях с мордовскими.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящей диссертации является реконструкция традиционного свадебного обряда татар-мишарей на территории Мордовии в контексте с мордовскими на основе сравнительного изучения их структуры и порядка проведения.

Выполнение намеченной цели требует решения следующих задач:

- Реконструировать и проанализировать общую структуру традиционных свадебных обрядов и песен татар-мишарей;

- Выявить путем сравнительного анализа специфическое и общее в свадебных обрядах и песнях татар-мишарей и мордвы;

- Рассмотреть особенности жанрового своеобразия традиционных свадебных песен татар-мишарей.

- Определить общие черты и показать особенности песен свадебного обряда татар-мишарей и мордвы.

- Рассмотреть трансформативные процессы в современных свадебных обрядах и песнях татар-мишарей в контексте с мордовскими.

Методы исследования.

Основным методом исследования и анализа является сравнительный. В данном аспекте свадебные обряды и песни рассматриваются с учетом трансформативных процессов в каждый определенный исторический период. Кроме того, для достижения поставленных задач в работе применяется описательный метод исследования. В целом выбор методов исследования находится в прямой зависимости от объекта исследования и поставленных задач.

Источники и материалы исследования.

Основным материалом исследования явились полевые материалы, собранные автором настоящей диссертации во время фольклорных экспедиций в татарские села Республики Мордовия. Всего было обследовано 13 населенных пунктов, при этом некоторые из них смешанного типа. Сбор материала осуществлялся путем фольклорных записей, которые в дальнейшем помогли в выяснении более точной картины бытования семейных обрядов и песен, многие из которых носят устойчивый характер и до сих пор сохраняются в быту. У информантов учитывался возраст, пол, время заключения браков, социальное положение. От респондентов пожилого возраста записывалась традиционная свадебная обрядность, от молодых – современная.

Кроме того, в диссертации использованы материалы рукописного фонда НИИЯЛИЭ при Правительстве Республики Мордовия, опубликованных статистических справочников и сборников, материалы книг “Татары Поволжья и Среднего Приуралья” (1967), “Татары-мишари” (1972), “Современные обряды татарского народа” (1984), “Эрзянская свадебная поэзия” (1972), “Мокшанские свадебные обряды и песни” (1992).

Общетеоретической основой исследования послужили труды татарских и мордовских исследователей свадебных обрядов и песен (Мухамедова Р.Г., Уразманова Р.К., Баязитова Ф.С. и др.; Евсевьев М.Е., Самородов К.Т., Борисов А., Девяткина Т.П. и др.).

Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первой специальной попыткой изучения татаро-мишарских свадебных обрядов и песен в сравнительном контексте с мордовскими на основе анализа и обобщения архивных, фольклорных и полевых материалов автора. В исследовании выявляется общность и специфика в структуре свадебных обрядов и песен мишарей и мордвы.

При выявлении жанрового состава песен традиционного свадебного обряда татар-мишарей выделяются песенные жанры, определяется их функция, композиция, лексико-поэтические особенности.

Практическое значение работы определяется тем, что в ней представлен свадебный обряд и жанровое своеобразие свадебных песен татар-мишарей в сравнительном контексте с мордовскими свадебными обрядами и песнями.

Результаты исследования могут быть использованы при сравнительном изучении фольклора тюркских и финно-угорских народов, а также в курсах вузовского преподавания устного творчества и культуры татар-мишарей и мордвы. Полученные результаты могут также использованы на семинарских и практических занятиях, лекциях по проблемам фольклора тюркских и финно-угорских народов, при составлении сборников песен, самодеятельными коллективами.

Апробация работы.

Основные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на республиканских, региональных и международных конференциях: “IV Сафаргалиевские научные чтения” (1999), “V Сафаргалиевские научные чтения” (2000), “Финно-угорские народы: проблемы этнической и языковой идентификации” (1999 г.).

Структура и объем диссертации.

Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, 3 глав и списка использованной литературы. Общий объем машинописного текста составил 154 страницы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]