- •Глава 1. Движение стригольников как феномен в религиозной жизни Пскова и Новгорода. 6
- •Глава 2. Историографический обзор движения стригольников. 21
- •Введение
- •Глава 1. Движение стригольников как феномен в религиозной жизни Пскова и Новгорода.
- •1.1. Этимология термина «стригольник».
- •1.2. Вопрос об учении стригольников.
- •1.3. Протесты и идеи стригольников.
- •1.3.1. Протесты стригольников против симонии.
- •1.3.2. Споры о мирской проповеди.
- •1.3.3. Исповедь Земле или публичная исповедь.
- •1.3.4. Протесты стригольников против заупокойно – поминального культа.
- •Глава 2. Историографический обзор движения стригольников.
- •2.1. Историография стригольничества в дореволюционный период.
- •2.2. Историография стригольничества в советский период.
- •2.3. Зарубежная (эмигрантская) историография стригольничества.
- •2.4. Историография современных российских исследователей.
- •Заключение
- •Список литературы и источников
1.2. Вопрос об учении стригольников.
Термин ересь в греческом языке означал выбор, направление, учение, школа12. Изначально это понятие не являлось отрицательным, а носило вполне нейтральный смысл. В этом смысле ересями именовались иудейские религиозно – политические группировки: фарисеи, саддукеи, ессеи (Деян. 5:17; 15:5; 26:5), а затем иудеи так называли христиан, сторонниками «назорейской ереси» (Деян. 24:5). В апостольские времена, этот термин приобрел негативное значение (2 Петр 2:1; Галл. 5:19-20; Тит. 3:10-11), а с IV в. слово «ересь» стало использоваться для определения ошибочного учения. Сегодня общепринято называть ересью ошибочное учение, которое искажает основные истины христианства, то есть учение, отличающееся от ортодоксального. Как написал религиовед Д.С. Бирюков в своей статье: «Некоторые считают, что ересь – это всегда некое новшество, находящееся в оппозиции церковному консерватизму. Однако нередко бывало, что именно те церковные деятели, которые в дальнейшем стали почитаться за великих православных отцов, проявляли творческий и новаторский подход»13. Попытаемся рассмотреть движение стригольников именно в этом ключе.
А.И. Алексеев пишет: «Стригольники могут быть уподоблены патарам, поскольку, требуя моральной чистоты от иерархии и духовенства, они никогда не отвергали догматы христианства»14. Из этого следует вывод, что общепринятая позиция многими историками о том, что стригольники являются еретиками, может быть поставлена под сомнение.
Для того, что бы более объективно понять суть идей и мировоззрения стригольников, необходимо проанализировать ту историческую ситуацию, в которой данное движение появилось.
Основоположником стригольничества назван диакон Карп, который был казнён в Новгороде в 1375 году15. В послании митрополита Фотия в Псков от 1427 года сказано, что на стригольников было совершено гонение, которое в итоге и положило конец их движению16. Из этого следует, что община стригольников существовала ещё около пятидесяти лет. Это значит, что стригольничество было устойчивым и структурированным движением, даже не смотря на то, что их лидер был казнён. Следовательно, всё это время стригольники продолжали противопоставлять себя официальной церкви и делиться своими взглядами с горожанами и пополнять свои ряды всё новыми и новыми людьми, что объясняет продолжительный период их существования.
В источниках показан монашеский образ жизни стригольнических проповедников, который делал их учение очень убедительным для простого народа. Такой образ жизни противопоставлялся недостойному, разгульному поведению священнослужителей, что и привлекало к стригольникам расположение горожан. Главное, что являлось двигателем вдохновения их проповедей, это критика злоупотреблений духовенства и идеалы евангельского и апостольского христианства первых веков. Знание текстов Священного Писания и аскетизм не были случайностью. Скорее всего, стригольники были выходцами из клира, но при этом они нигде не названы священнослужителями.
Из имеющихся источников о стригольниках видно, что если следовать теологической терминологией, у историков нет возможности говорить о стригольничестве как о ереси. Некоторые авторы в своих антистригольнических сочинениях иногда и называют их еретиками, но по факту нет ни одного приговора церковного собора, по которому стригольники осуждались бы как еретики. Тем более, как пишет А.И. Алексеев, неизвестно ни одного упоминания о соборном осуждении стригольников и даже казнь родоначальников движения произошла без созыва и приговора церковного собора и по всей видимости, не была санкционирована церковной властью17.
В традиции церкви различалось три вида отступников: 1) еретики – «совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся»; 2) раскольники – «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание»; 3) самочинники – участники собраний, состовляемых «непокорными пресвитерами или епископами, и ненаученным народом»18. О принятии стригольников обратно в церковь не посчитали нужным говорить ни патриарх Нил, ни митрополит Фотий. Наоборот, они даже не видели никаких затруднений, чтобы последователи стригольничества, оставив свои идеи, снова стали частью церкви. А.И. Алексеев добавляет: «Отсутствует анафематствование стригольникам и в Чине Торжества Православия, в который вносились записи о проклятии всех врагов Церкви»19.
Исходя из того, что стригольничество не имело разногласий в догматике, то можно ли называть это движение еретическим? Стригольники не были на том уровне богословского образования, которое бы позволило им выбрать какое – то другое теологическое мнение, которое бы отличалось от ортодоксального богословия, касательно атрибутов и природы Бога. Конечно, это не значит, что у них не могло быть собственных взглядов касательно жизни церкви в современном мире, с учетом того, что среди населения и церковной общины росло недовольство из –за пагубных вещей со стороны духовенства. Мотивацию к протестам стригольники находили в Евангелии, где Иисус Христос и его ученики не имели духовного сана и не состояли на какой бы то ни было церковной должности; где молитвы звучали не в церковных зданиях, а под открытым небом; где не молились за умерших и не брали деньги за молитву о нуждах. Такая простота вдохновляла не только клириков, которые вошли в это движение, но и мирян.
Такой разворот событий не мог быть равнодушно воспринятым церковными иерархами. Обвиняя в своих посланиях стригольников в зависти, они сами продемонстрировали этот порок на деле. В Послании митрополита Фотия от сентября 1427 видно, что он одобряет физическую расправу над стригольниками в Пскове20. На этом информация о стригольниках исчерпывается. Из этого следует, что движение стригольников после репрессий со стороны светских властей, возможно подстрекаемых лидерами официальной церкви, закончилось.
