Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МОПС.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
371.74 Кб
Скачать

9. Зарождение классической политической экономии во Франции (Автор: Сильвестрова Мария)

Пьер Буагильбер (1646—1714) — родоначальник классической политической экономии во Франции.

Буагильбер интересовался экономическими проблемами страны и хотел разобраться в причинах низкого уровня жизни в провинциях Франции на рубеже XVII—XVIII вв. Свои первые реформаторские соображения он опубликовал в возрасте 50 лет, анонимно издав в 1695—1696 гг. книгу «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население».

Первая книга Буагильбера осталась незамеченной, несмотря на содержащуюся в ней критику экономической политики меркантилизма, проводником которой был министр финансов при короле Людовике XIV Ж.Б. Кольбер. Последний, оказывая государственную протекцию по расширению сети мануфактур узаконил положения, поощрявшие экспорт французских товаров при ограничении ввоза в страну импортных товаров, обложение непомерно высокими налогами сельскохозяйственного производства, что отрицательно сказывалось на уровне, как промышленного производства, так и национального хозяйства в целом.

Поиск путей преодоления негативных обстоятельств в экономике остался главной задачей и в последующих произведениях Буагильбера. В них он продолжал критику меркантилизма, обосновывал необходимость реформ, более всего, уделяя внимание проблемам развития сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста и богатства государства.

Свое обновленное реформаторское сочинение под названием «Обвинение Франции» Буагильбер издал в двух томах в 1707г. За резкую критику в адрес правительства книга была запрещена. Ни признания, ни поддержки понимания своих идей министрами правительства, на которые Буагильбер рассчитывал до последних дней жизни, так и не получил.

Можно сказать, что «система реформ» Буагильбера состояла из трех основных элементов.

  1. Он считал необходимым провести большую налоговую реформу. Он предлагал заменить старую, ярко выраженную ре­грессивную систему пропорциональным или слегка про­грессивным обложением. При регрессивной системе, чем больше доход данного лица, тем меньше в процентном отношении налоговые изъятия; при пропорциональной системе изымаемая доля дохода одинакова; при прогрес­сивной она растет с повышением дохода. Предложение Буагильбера было исключительно смелым для своего вре­мени: ведь знать и церковь вовсе не платили налогов, а он хотел обложить их по меньшей мере в такой же пропорции, как и бедняков.

  2. Он предлагал освободить внутреннюю тор­говлю от ограничений — как он выражался, «очистить дороги» (от таможенных застав). От этой меры он ждал расширения внутреннего рынка, роста разделения труда, усиления обращения товаров и денег.

  3. Буагильбер требовал ввести сво­бодный рынок зерна и не сдерживать естественное повы­шение цен на него. Он находил политику поддержания искусственно низких цен на зерно крайне вредной, так как эти цены не покрывают издержек производства в сельском хозяйстве и исключают возможность его роста. Буагильбер считал, что экономика будет лучше всего раз­виваться в условиях свободной конкуренции, когда товары смогут находить на рынке свою «истинную ценность». Однако он не был последователен в проведении этой идеи и, в частности, считал, что ввоз зерна во Францию должен быть запрещен.

Эти реформы Буагильбер считал исходными условиями хозяйственного подъема и повышения благосостояния страны и народа.

Концепция общественного богатства.

Буагильбер, подобно У.Петти, противопоставив меркантилистам собственное видение сущности богатства, пришел к концепции общественного богатства. Последнее, на его взгляд, проявляет себя не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей, как он выражается, в пользовании «хлебом, вином, мясом, одеждой, всем великолепием сверх необходимого». При этом он подчеркивает, что ни владение землей, ни денежным богатством не обеспечит такого достатка, чтобы не «позволить погибнуть в нищете их владельцу, когда первые вовсе не обрабатываются, а вторые не обмениваются на жизненно необходимые предметы, как пища и одежда, без чего никто не может обойтись. Только их надо почитать богатством». Таким образом, по Буагильберу, не приумножение денег, а, напротив, рост производства «пищи и одежды» представляет собой главную задачу экономической науки. Он, как и У.Петти, предметом изучения политической экономии считает анализ проблем сферы производства, признавая эту сферу наиболее значимой и приоритетной в сравнении со сферой обращения. Трудовая теория стоимости.

Важным достижением Буагильбера является «обоснование» трудовой теории стоимости, к пониманию которой он пришел, анализируя, механизм менового отношения между товарами на рынке с учетом количества затраченного труда рабочего времени. Несмотря на несовершенство такой концепции (в ее основе лежит затратный принцип), она для своего времени была, несомненно, прогрессивной, поскольку, в отличие от меркантилистской, не исходила из якобы естественной роли денег в ценообразовании.

Пропорциональные цены.

Прежде всего, это цены, обеспечиваю­щие в среднем в каждой отрасли покрытие издержек про­изводства и известную прибыль, чистый доход. Далее, это цены, при которых будет бесперебойно совершаться про­цесс реализации товаров, при которых будет поддержи­ваться устойчивый потребительский спрос. Наконец, это такие цены, при которых деньги «знают свое место», об­служивают платежный оборот и не приобретают тираниче­ской власти над людьми.

Понимание закона цен, т. е., в сущности, закона стои­мости, как выражения пропорциональности народного хо­зяйства было совершенно новой и смелой мыслью. С этим связаны другие основные теоретические идеи Буагильбера. По мнению Буагильбера, такая струк­тура цен будет складываться стихийно в условиях свободы конкуренции.

Он видел главное нарушение свободы конкуренции конкретно в установлении максимальных цен на зерно. Буагильбер считал, что с отменой максимальных цен ры­ночные цены на зерно повысятся, это увеличит доходы крестьян и их спрос на промышленные изделия, далее возрастет производство этих изделий и т. д. Такая цепная реакция обеспечит одновременно и всеобщее установление «пропорциональных цен» и процветание хозяйства.

Роль государства в экономике.

Буагильбер не отрицал экономических функций государства; это было немыслимо для такого реалиста и практика, каким он был. Он полагал, что госу­дарство, особенно с помощью разумной налоговой поли­тики, может способствовать высокому уровню потребления и спроса в стране. Буагильбер понимал, что сбыт и произ­водство товаров неизбежно застопорится, если замедлится поток потребительских расходов. Он не замедлится, если бедняки будут больше зарабатывать и меньше отдавать в виде налогов, так как они склонны быстро тратить свой доход. Богачи же, напротив, склонны сберегать доход и тем самым обостряют трудности сбыта продукции.

Вопрос экономических кризисов.

Буагильбер связывал «кризисы» (вернее, яв­ления, подобные кризисам, характерным лишь для более поздней стадии развития капитализма) не столько с внут­ренними закономерностями хозяйства, сколько с плохой государственной политикой. Его можно понять и так, что при хорошей политике недостатка спроса и кризисов мож­но избежать. Как бы то ни было, в своей главной теоретической работе — «Рассуждение о природе богатства, денег и податей» Буагильбер ярко показал, что происходит при экономическом кризисе. Люди могут уми­рать не только от недостатка, но и от избытка благ. Пред­ставьте себе, говорил он, 10 или 12 человек, прикованных цепями на расстоянии друг от друга. У одного много пи­щи, но нет ничего больше; у другого избыток одежды, у третьего — напитков и т. д. Но обменяться между собой они не могут: цепи — это внешние, непонятные людям эко­номические силы, вызывающие кризисы.

Справедливо осуждая меркантилизм, Буагильбер излишне абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, недооценивая роль денег как товаров, отрицал реальное значение в приумножении имущественного богатства промышленности и торговли. Он явился единственным среди всех представителей классической политической экономии, кто считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной стоимости».

1 Лишение одним классом или одним из слоев класса собственности и прежнего социального положения другого класса или другого слоя того же класса

2 Слой феод.-зависимого крестьянства в Англии в средние века и в нач. нового времени, держатели мельчайших зем. наделов, считавшиеся обладателями одних лишь хижин и клочков приусадебной земли.

3 Другая статистика из Полянского:

В ходе промышленного переворота происходил мощный эконо­мический подъем страны. Англия становится «фабрикой мира». Особенно больших успехов достигла хлопчатобумажная промыш­ленность. За 130 лет (1741 —1871 гг.) потребление хлопка воз­росло более чем в 1000 раз. В 1868 г. в Англии действовало 2549 хлопчатобумажных фабрик, на которых работало 32 млн. пря­дильных веретен и более 379 тыс. ткацких станков. Продолжала быстро расти продукция металлургии. В 1830 г. выплавка чугуна достигла 0,75 млн. т, в 1853 — 2,7 млн., а в 1872 г. — уже 6,7 млн. т. В 50—60-е гг. производство стали возросло в 4 раза. С 1854 по 1875 г. удвоилась добыча угля. Успехи капиталистиче­ской индустриализации опирались на быстрое внедрение паро­вых двигателей, мощность которых в 1840 г. составляла 620 тыс. л. с. (вместо 5 тыс. л. с. в 1800 г.), а в 1870 г. — уже бо­лее 4 млн. л. с. Но в 1840 г. в промышленности использовалась лишь половина, а в 1870 г. — менее 1/4 всех паровых машин (по мощности). Большая часть паровых двигателей применялась в железнодорожном транспорте и судоходстве. Быстрыми темпа­ми происходила индустриализация сферы транспорта. Протяжен­ность сети железных дорог Великобритании и Ирландии возрос­ла с 1,4 (1840 г.) до 25 тыс. км (1870 г.), а тоннаж пароходов за это время — с 95 тыс. до 1203 тыс. т.