Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МОПС.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
371.74 Кб
Скачать

17. Экономическое развитие Германии в конце XVIII – начале XIX вв. (Автор: Кузьмин Алексей)

Экономическая отсталость Германии в начале XIX в.

Раз­ложение феодальных отношений и зарождение капитализма ста­ло закономерностью и для Германии. Решающую роль в утверж­дении капиталистических отношений там сыграл промыш­ленный переворот. Однако в Германии экспансия крепостничест­ва в XVI—XVII вв. задержала развитие капитализма.

На исходе XVIII в. Германия являлась аграрной периферией Западной Европы. Она представляла собой конгломерат 300 фео­дальных государств. Одной из первых попыток государственного объединения стал Рейнский союз (1806–1813), который был основан под протекторатом Наполеона Бонапарта. В союз входили 36 германских государств. Но просуществовал он недолго. В итоге наполеоновских войн в 1815 г. был подписан акт о создании Германского союза, куда вошли 34 мо­нархии и 4 вольных города. Экономическое наследие политиче­ской раздробленности было крайне тяжелым. В Германии не было единой денежной системы. На территориях феодальных го­сударств сохранялись внутренние таможенные заставы, действо­вали транспортные ограничения, особые паспортные порядки и т. д. Задержку в становлении рыночных отношений в промышленности можно объяснить также отсутствием у купцов, владельцев ремесленных мастерских и других слоев зажиточных горожан достаточного количества капиталов, необходимых для организации крупного машинного производства. Продукция ремесленных мастерских, опутанных жесткими цеховыми нормативами, заведомо проигрывала в конкурентной борьбе массовой продукции английских, голландских и французских предприятий.

Мануфактуры же, производившие товары потребления, создавались, как правило, в селах, поскольку в городах господствовала цеховая система, видевшая в мануфактурах своих конкурентов и не допускавшая их развития. В XVIII–XIX веках наибольшее распространение получила рассеянная мануфактура, где основной фигурой выступал скупщик-предприниматель.

Относительно низкие темпы экономического роста обусловливали и медленное формирование национального предпринимательства. Обладая монопольным правом на земельную собственность, дворянство занимало все господствующие позиции и в государственном аппарате, армии, судебной власти. Немецкая буржуазия практически не имела своих представителей во властных структурах, не была защищена законодательно.

Таможенный союз

Германия нуждалась прежде всего в ликвидации внутренних таможенных барьеров, поскольку они мешали экономическому развитию страны (например, при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург таможенные сборы следовало платить 16 раз). Тем более, что в 1840—1850-х годах Англия уже перешла к политике фритредерства и начала торговую экспансию по всей Европе. Следовательно, Германии нужно было устанавливать систему протекционизма, чтобы защитить национальную промышленность. Но это могло сделать только сильное единое государство.

Пруссия стала инициатором решительной отмены внутренних таможенных барьеров. Это делалось исходя не столько из экономических интересов, сколько из стремления вытеснить австрийских Габсбургов с лидирующих позиций в деле объединения Германии. В 1818 году в самой Пруссии были отменены таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин, и это можно расценить как первый шаг в деле объединения страны.

Молодая буржуазия других германских государств поддержала такую политику Пруссии и решила присоединиться к ней. В 1833 году был создан Таможенный союз, в который вошли 18 крупных государств Северной Германии с населением 23 млн человек. Сначала они договорились о союзе на 8 лет (с 1834 года), а в 1842 году продлили его еще на 10 лет. В пределах союза отменялись внутренние таможенные пошлины, но сохранялись весьма высокие импортные тарифы на иностранные (особенно английские) товары с целью защиты германских производителей. В скором времени окрепли международные позиции Таможенного союза, о чем свидетельствовало заключение торговых договоров с Англией, Голландией, Грецией, Турцией, Бельгией.

Аграрные реформы

На рубеже XVIII–XIX веков в сельском хозяйстве страны было занято более 70 % населения. В земледелии сохранялась устаревшая и неэффективная трехпольная система. Основные земельные угодья были сосредоточены в руках помещиков: 18 тыс. юнкеров владели примерно 60 % земли, а 1,6 млн мелких собственников – всего 5 % земельных угодий. Германия испытала огромное влияние Великой французской революции и ее последствий. Революцион­ные, а затем наполеоновские войны в Европе внесли в социаль­но-экономический строй Германии существенные изменения. В частности, в левобережных районах Рейна, отошедших в 1801 г. к Франции, были ликвидированы феодальные привилегии и по­винности крестьян. Поражение Пруссии в войне с Францией (1806 г.) явилось свидетельством ее отсталости.

В этих условиях феодально-монархические круги Пруссии решились пойти на реформы.

В 1807 г. правительство Штейна приняло эдикт, уничтожавший личную зависимость крестьян от помещиков. Она отменялась не­медленно для наследственных владельцев наделов, а с ноября 1810 г. — для ненаследственных владельцев и безземельных кре­стьян. С уничтожением отношений личной зависимости крестья­не получили право свободно распоряжаться своим имуществом и устраивать брачные дела. Но все повинности, связанные с по­земельными отношениями, сохранялись. Юнкера удерживали су­дебную и административную власть. Законы, запрещающие умень­шать количество крестьянских дворов, были отменены, и поме­щики стали присоединять к своим имениям крестьянские наделы, заброшенные в годы войны.

Отмена личной зависимости крестьян сопровождалась на­ступлением господствующего класса на их земельные права. Это было узаконено эдиктом «О регулировании», изданном в 1811 г. правительством Гарденберга. По условиям выкупа, определен­ным этим эдиктом, крестьяне должны были уплатить своему по­мещику 25-кратную стоимость годовой ренты либо уступить ему от Уз (наследственные держатели) до У2 (ненаследственные дер­жатели) обрабатываемой земли. В 1812 г. под давлением юнкер­ства был издан указ, лишавший безлошадных и однолошадных крестьян права выкупа барщины.

В 1816 г. к эдикту «О регулировании» была добавлена пра­вительственная декларация. В соответствии с ней положение эдикта 1811 г. о выкупе могло применяться только по отношению к тем крестьянам, которые имели полную упряжку для обработ­ки поля, значились в кадастровых списках и принадлежали ко дворам старого происхождения. Безлошадные- крестьяне, аренда­торы, поденщики и огородники, которых было много в прусской деревне, теперь вообще лишались права откупиться от повинно­стей и получить землю. Эдикт 1821 г. распространял условия декларации на ту категорию крестьянства, которая выкупала повин­ности не отдачей части надельной земли, а выплатой 25-кратной ежегодной ренты. Кроме того, было решено упразднить крестьян­скую общину (марку). Юнкера воспользовались этим для за­хвата общинных угодий и пастбищ.

В результате проведения аграрных реформ произошла резкая дифференциация крестьян на зажиточных крепких хозяев (гроссбауэров) и малоземельных крестьян, которые зачастую нанимались батраками в крупные хозяйства. В середине XIX века в Восточной Пруссии помещичьи имения площадью свыше 100 га занимали более трети используемых земель, а в Померании – более половины. Угодья гроссбауэров преобладали на северо-западе страны, а в юго-западных регионах (в бассейне Рейна, Майна, Неккара) более распространенными были мелкие крестьянские хозяйства.

Но несмотря на сложность социальных процессов, проходивших в германской деревне, аграрная реформа привела к заметному прогрессу в сельскохозяйственном производстве. В 1830—1840-х годах стали внедряться сложные севообороты, травосеяние, плодосменная система, что позволило улучшить качество обработки земель и повысить урожайность сельскохозяйственных культур.

Промышленность

Запаздывание промышленного переворота в Германии объясняется господством феодальных отношений, наличием сильной цеховой системы и отсутствием единой государственной власти в стране. Вплоть до середины XIX века Германия оставалась типично аграрной страной, и ей было трудно угнаться за своими соперниками. В середине XIX века раздробленная Германия добывала угля в 7 раз, производила чугуна в 10 раз и потребляла хлопка в 30 раз меньше, чем Англия. Только в 1830-х годах здесь стали внедрять первые паровые машины. Например, в 1837 году в Силезии, старом промышленном районе страны, работало всего 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л.с., в то время как на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир работало 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л.с. В середине XIX века из более чем двухсот доменных печей только 32 работали на каменном угле.

Зарождение фабричной системы в Германии можно отнести к рубежу XVIII–XIX веков, когда в Саксонии была применена механическая прялка «Дженни» (1782 г.), сооружена первая в стране паровая машина (1785 г.), а в Силезии установлена первая доменная печь с использованием каменного угля (1796 г.). Но подлинное начало этого процесса совпало с созданием Таможенного союза (1833 г.).

Индустриальное развитие Германии было тесно связано с использованием иностранных, и прежде всего английских, машин, поскольку Англия в тот период олицетворяла наивысшие достижения технического прогресса. При этом она всячески стремилась затормозить рост крупной немецкой промышленности, в которой видела набирающего силу конкурента. Однако немало машин было создано и немецкими изобретателями: первая практически пригодная полиграфическая плоскопечатная машина (1810 г.), камнеточильная машина (1835 г.), набивной станок в текстильной промышленности (1836 г.). В первые годы XIX века появились различные станки по обработке металлов и т. д.