- •2. К.С.Станиславский и мировой театр.
- •11. Русская сатирическая комедия второй половины XIX века.
- •17. • Питер Брук. Путь режиссёра. Новаторские постановки пьес Шекспира. «Ромео и Джульетта»,
- •18. Театр ж.Б.Мольера.
- •19. А.Я. Таиров и Камерный театр. Принципы таировского театра, творчество а. Коонен.
- •20. Русская сатирическая комедия: д.И. Фонвизин, и.А. Крылов.
- •22. Психологический театр и.С. Тургенева.
- •25.Творчество в.В.Маяковского.
- •26. Происхождение драмы и театра в Древней Греции. Мифология, культ Диониса.
- •34. О.Н. Ефремов: «Современник» и мхат.
- •35. Щепкин и его роль в утверждении реалистической традиции на русской сцене.
- •36. Швейцарская драматургия в контексте европейской драмы 20 века. Ф.Дюрренматт и м. Фриш.
- •37. Г.А. Товстоногов и бдт.
- •38. Новаторство драматургии а.М. Горького (анализ одной из пьес).
- •40. Европейский романтизм Философия искусство...
- •41. Режиссерский путь а.В. Эфроса.
- •42. Театр Древнего Востока (На выбор: Индия, Китай, Япония). Синтез театра и ритуала.
- •45. Творчество Мари Дорваль, Пьера Бокажа, Фредерика-Леметра.
- •49. Драматургия м.Ю.Лермонтова. Идейно-философская проблематика и сценическая судьба драмы «Маскарад».
- •50. Творчество великих актеров-романтиков п.Мочалова и в.Каратыгина.
- •52. Л.Толстой и театр
- •54. Ю.П. Любимов и Театр драмы и комедии на Таганке.
- •60. Драматургия Луиджи Пиранделло. Общая характеристика.
- •68. Драматургия и театр русских символистов.
18. Театр ж.Б.Мольера.
19. А.Я. Таиров и Камерный театр. Принципы таировского театра, творчество а. Коонен.
Камерный театр — драматический театр, основанный в Москве в 1914 году А. Я. Таировым. Первый спектакль — «Сакунтала» Калидасы — был показан 12 декабря 1914 года. Все основные спектакли ставил Таиров, ведущей актрисой была его жена Алиса Коонен. В 1950 году Камерный театр был закрыт; на основе его труппы и в том же здании на Тверском бульваре был организован Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Таиров отдавал предпочтение произведениям «чистых» жанров — трагедии и комедии («мистерии» и «арлекинаде» в его терминологии), причём отбирал для репертуара преимущественно западные пьесы. Таиров стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому движению и пластике.
Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились — напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям", — писал Александр Таиров. Своё детище Таиров назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или театр неореализма.[1]
Революция коснулась и московской театральной жизни. Национализированный театр получил название Государственный московский камерный театр. Новая власть требовала отрешения от всего «старого и косного», не достойного, по её пониманию, идти в светлое революционное будущее. Очевидно, не всё проходило гладко и в Камерном театре, во всяком случае, Таирову для выживания приходилось оправдываться:
В первые годы после революции К[амерный] т[еатр] продолжал считать, что сценич[еская] эмоция «… должна брать свои соки не из подлинной жизни…, а из сотворённой жизни того сценического образа, который из волшебной страны фантазии вызывает актёра к его творческому бытию»
— Таиров А. Я. Записки режиссёра. — М., 1921. — С. 75.[2]
Оправдания возымели действие, и отношение властей к Камерному театру осталось положительным: когда решался вопрос о постановке спектакля «Трёхгрошовая опера», на что претендовали сразу два московских театра — Камерный и театр Сатиры, — власти решили вопрос в пользу театра Таирова. Премьера состоялась в Камерном театре 24 января 1930 года. Спектакль назывался «Опера нищих». Режиссёры — А. Таиров и Л. Лукьянов, художники братья Стенберги. Роли исполняли: Макхита (Мэкки-нож) — Ю. Хмельницкий, Пичема — Л. Фенин, Селии Пичем — Е. Уварова, Полли — Л. Назарова, Дженни — Н. Ефрон, Люси — Е. Толубеева, Брауна — И. Аркадин. Однако критика восприняла спектакль неоднозначно: вместе с положительными рецензиями прозвучали самые страшные по тем временам обвинения идеологические — в привнесении на советскую сцену мелкобуржуазных чуждых вкусов.
При Камерном театре существовала студия, позже ставшая Государственным театральным училищем. Официальным руководителем студии, а позднее училища считался Таиров, но фактическим руководителем студии были Л. Л. Лукьянов, затем Ю. О. Хмельницкий.
В 1933 году Таиров поставил «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского — спектакль, ставший событием в театральной жизни Москвы.
В 1936 году Таиров оказался в центре крупного идеологического скандала. Он поставил в своём театре оперу-фарс «Богатыри» на музыку Бородина. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова в уничижительном, сатирическом духе. В этом либретто в характерном для Демьяна Бедного стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси. К этому времени театр Таирова уже попал под опалу, и, к тому же, новый спектакль подвергся неожиданной критике со стороны властей за искажение событий русской истории.
Недостатки спектакля были расценены как выражение чуждых политич[еских] тенденций, что было связано с характеристикой К[амерного] т[еатра] как т[еат]ра „действительно буржуазного“, данной Сталиным ещё в 1929.[2]
Несмотря на зрительский успех, спектакль был снят через месяц после премьеры. «Точку» в его короткой истории поставила редакционная статья в «Правде» под названием «Театр, чуждый народу». Критику этого спектакля и Камерного театра в целом разделили многие известные коллеги Таирова — Мейерхольд, Станиславский и др.[3]
В 1938 году Камерный театр был объединён с Реалистическим театром, возглавляемым Н. Охлопковым. Однако творческий союз оказался непрочным. Практически под одной крышей, под одним названием — Камерный театр работали два разных театра, каждый из которых по очереди играл свои спектакли. После единственной постановки в 1938 году на сцене Камерного театра пьесы А. Первенцева «Кочубей» Н. Охлопкова назначили главным режиссёром в Театр Революции и он вместе с группой актёров в 1939 году покинул Камерный театр.
В годы Отечественной войны на сцене театра шли героико-романтические представления: «Небо Москвы» Георгия Мдивани, 1942; «Пока не остановится сердце» К. Паустовского, 1943; «У стен Ленинграда» Вс. Вишневского, 1944; спектакль-обозрение «Раскинулось море широко» Вишневского, Крона и Азарова, 1943.
В 1945 году театр отметил своё 30-летие. Таиров получил Орден Ленина, ряд актёров звание «заслуженных». Однако, после августовского (1946) постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров» пьесы зарубежных авторов фактически были запрещены, и Камерный театр снова оказался в опале.
29 января 1949 года в «Правде» появилась статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». 29 мая 1949 года на сцене Камерного театра с огромным успехом прошла «Адриенна Лекуврер» Эжена Скриба и Габриэля Легуве, спектакль-легенда, выдержавший за 30 лет сценической жизни почти 800 представлений и ставший прощальным и для зрителей, и для театра. 1 июня 1949 года Таиров был освобождён от должности художественного руководителя созданного им театра. На его место был назначен актёр театра имени Моссовета, более известный своими ролями в кинофильмах В. В. Ванин. Бо́льшая часть труппы вошла в созданный 9 августа 1950 года Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, расположившийся в том же здании. Таиров и его жена Алиса Коонен, исполнительница главных ролей в его спектаклях, остались лишёнными профессиональной деятельности. Через некоторое время они были зачислены в штат театра им. Е. Вахтангова, однако к работе в нём так и не приступили.
25 сентября 1950 года после непродолжительной тяжёлой болезни Таиров скончался.
Алиса Георгиевна Коонен родилась 17 октября 1889 года в семье выходцев из Бельгии. С детства мечтала стать актрисой. В 16 лет она поступила в МХТ, училась у Станиславского. Ей покровительствовал меценат Николай Тарасов. Впервые вышла на сцену МХТ в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). В 19 лет сыграла свою первую большую роль — Митиль в спектакле «Синяя птица» по Метерлинку (1908).
В 1913 году Алиса Коонен перешла работать в Свободный театр К. А. Марджанова, который просуществовал лишь один сезон. Там она встретила своего будущего мужа — Александра Таирова.
В 1914 году, когда он организовал Камерный театр, она перешла туда работать и вскоре стала ведущей актрисой[2]. Обладала широким творческим диапазоном: от трагической Федры до Жирофле-Жирофля в одноимённой оперетте Ш. Лекока, но особенно большую известность она получила исполнением ролей трагического плана. В Камерном театре актриса проработала до 1949 года, когда театр был расформирован и Таиров был изгнан из театра и переведён на должность режиссёра Театра им. Е. Б. Вахтангова. Алиса Коонен последовала вслед за ним, но к работе в театре они не приступили. В январе 1950 года Коонен и Таирову были установлены персональные пенсии союзного значения[3].
В августе 1950 года в результате реорганизации Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Таиров скончался в сентябре того же года.
Коонен выступала с чтецкими программами. Скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
