- •2. К.С.Станиславский и мировой театр.
- •11. Русская сатирическая комедия второй половины XIX века.
- •17. • Питер Брук. Путь режиссёра. Новаторские постановки пьес Шекспира. «Ромео и Джульетта»,
- •18. Театр ж.Б.Мольера.
- •19. А.Я. Таиров и Камерный театр. Принципы таировского театра, творчество а. Коонен.
- •20. Русская сатирическая комедия: д.И. Фонвизин, и.А. Крылов.
- •22. Психологический театр и.С. Тургенева.
- •25.Творчество в.В.Маяковского.
- •26. Происхождение драмы и театра в Древней Греции. Мифология, культ Диониса.
- •34. О.Н. Ефремов: «Современник» и мхат.
- •35. Щепкин и его роль в утверждении реалистической традиции на русской сцене.
- •36. Швейцарская драматургия в контексте европейской драмы 20 века. Ф.Дюрренматт и м. Фриш.
- •37. Г.А. Товстоногов и бдт.
- •38. Новаторство драматургии а.М. Горького (анализ одной из пьес).
- •40. Европейский романтизм Философия искусство...
- •41. Режиссерский путь а.В. Эфроса.
- •42. Театр Древнего Востока (На выбор: Индия, Китай, Япония). Синтез театра и ритуала.
- •45. Творчество Мари Дорваль, Пьера Бокажа, Фредерика-Леметра.
- •49. Драматургия м.Ю.Лермонтова. Идейно-философская проблематика и сценическая судьба драмы «Маскарад».
- •50. Творчество великих актеров-романтиков п.Мочалова и в.Каратыгина.
- •52. Л.Толстой и театр
- •54. Ю.П. Любимов и Театр драмы и комедии на Таганке.
- •60. Драматургия Луиджи Пиранделло. Общая характеристика.
- •68. Драматургия и театр русских символистов.
36. Швейцарская драматургия в контексте европейской драмы 20 века. Ф.Дюрренматт и м. Фриш.
ДЮРРЕНМАТТ, ФРИДРИХ (Dürrenmatt, Friedrich) (1921–1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе – Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х) и др.
Родился 5 января 1921 в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970–1980-х его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.
В 1935 семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее «от противного», в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические «успехи» и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал «самым неприятным временем» свой жизни.
В 1941 поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С.Кьеркегора и французских экзистенциалистов – их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 он оставляет университет и посвятщает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 в.: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).
К 1945–1946 написана первая пьеса Ибо сказано, которая была поставлена в 1947. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы (Слепой, 1948; Ромул Великий, 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете «Швайцер беобахтер», а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.
Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса Ромул Великий. В 1950 этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы – Брак господина Миссисипи, после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта, однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.
Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность – Визит старой дамы (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.
Из других пьес наиболее известны Ангел приходит в Вавилон (1953), Физики (1962), Играем Стринберга (1970).
МАКС ФРИШ. Грузный человек в массивных очках наружностью напоминает одновременно римского патриция и содержателя гамбургской "бирштубе", но профиль у него, как у индейского вождя, а в светлых глазах навсегда застыло выражение грустноватого веселья. Макс Фриш, один из крупнейших немецкоязычных прозаиков ХХ века. Почему "язычных"? Потому что он швейцарец. География немецкого языка шире германских границ.
В стране сыров, часов, шоколада и анонимных банковских счетов находили приют многие мастера слова. В италоязычном Тессине всю жизнь прожил Герман Гессе. В Цюрихе долго обитал ирландец Джойс. Во франкоязычном Монтре дожил последние годы русский американец Набоков.
Фриш позволил себе родиться в Швейцарии. Но почти во всех его книгах место действия условно, родина упоминается мимоходом. Фриш не раз говорил: Швейцария – слишком спокойная и добропорядочная страна, чтобы быть интересной писателю, а немецкий язык в быту для швейцарца – все равно что латынь для средневекового парижанина.
"Штиллер" (1954) – роман о человеке, который не хочет быть самим собой. "Homo Фабер" (1957) – роман о человеке, который хочет играть роль стандартного типажа, настолько он утомлен "индивидуальностями". "Назову себя Гантенбайн" (1964) – роман о мнимом слепце, который уже и видеть этот мир не хочет, но видит – и никому об этом не говорит.
После романов были еще повести "Монток", "Человек появляется в эпоху голоцена", "Синяя Борода". До романов была знаменитая пьеса "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" и не менее знаменитый дневник "Листки из вещмешка".
Поздний Фриш совершенно бессюжетен и бесфабулен, его проза с виду напоминает отрывочные записи – но в этих записях чувствуется железная рука драматурга, ставшего прозаиком, дабы исключить театральное посредничество в контакте с публикой. Никаких описаний – только диалоги, реплики, ремарки, непрерывные движения и толчки мысли. Режиссерские пометки в ходе репетиции пьесы под названием "Действительность".
В СССР Фриша очень жаловали – непонятно за что: левым он никогда не был (правым – тоже). Мариэтте Шагинян он как-то п
оведал, что ребенком в Цюрихе видел Ленина, жившего по соседству, – и это был его единственный, строк в десять, вклад в "лениниану". Он был талантливым писателем и порядочным человеком, порядочность которого основывалась не на политических убеждениях, а на себе самой. Не везло ему только в личной жизни – но об этом пусть пишут другие.
Название романа "Homo Фабер" по-русски "не играет": "homo faber" по-латыни означает "человек производящий", а Фабер – фамилия главного героя. Фабер – идеальный технократ. Он "произвел" себя и хочет "производить" всех вокруг себя. За это расплачивается инцестом с собственной дочерью – эдиповым комплексом наоборот.
