- •Вопросы к экзамену
- •Соотношение мчп с национальным правом и международным публичным правом.
- •Методы регулирования в мчп: понятие, особенности применения.
- •Унификация и гармонизация в мчп. Международные организации, участвующие в процессе создания норм мчп, их обобщении и кодификации.
- •История развития зарубежной доктрины мчп. Современные доктрины мчп.
- •История развития российской доктрины мчп.
- •Общепризнанные принципы международного права как источник мчп.
- •Международный договор как источник мчп: виды, механизм применения.
- •Международный обычай как источник мчп: понятие, механизм применения.
- •Обычаи международного коммерческого оборота: понятие, особенности применения.
- •Акты международных организаций как источник мчп: виды, особенность применения.
- •Судебная практика национальных и международных судов как источник мчп.
- •Негосударственные регуляторы мчп: доктрина, нормы soft law, lex merсatoria, субправо.
- •Внутригосударственные источники мчп.
- •Коллизионная норма: понятие, структура, виды. Основные коллизионные привязки (формулы прикрепления).
- •Проблемы применения коллизионных норм: квалификация юридических понятий, виды коллизий, конфликт квалификаций, обратная отсылка, отсылка к праву третьего государства.
- •Применение норм иностранного права: установление содержания иностранного права и толкование его норм.
- •Взаимность: понятие, виды, функции. Реторсии.
- •Пределы применения иностранного права: оговорка о публичном порядке, императивные нормы. Автономия воли сторон в мчп. “Обход закона” в мчп.
- •Государство как субъект мчп, виды иммунитетов.
- •Международные межправительственные организации как субъекты мчп: правовой статус, иммунитеты, специфика участия в частноправовых отношениях.
- •Физические лица как субъекты мчп: категории иностранцев, личный закон, коллизионные вопросы праводееспособности иностранцев.
- •Виды иностранных граждан и контроль за их пребыванием на территории рф.
- •Юридические лица как субъекты мчп: статут юридического лица, критерии определения личного закона юридического лица. Правовой статус транснациональных корпораций.
Пределы применения иностранного права: оговорка о публичном порядке, императивные нормы. Автономия воли сторон в мчп. “Обход закона” в мчп.
Оговорка о публичном порядке - это установленное российским законодательством ограничение в применении иностранного права, когда его применение несовместимо с основами российского правопорядка (публичного порядка).
Оговорка о публичном порядке — это не непризнание иностранного права, а невозможность его применения.
Существуют две концепции оговорки о публичном порядке — негативная и позитивная.
Негативная оговорка — наиболее классический вариант, довольно распространенный и встречающийся в большинстве правовых систем — означает невозможность применения иностранного права, если такое применение наносит урон или представляет существенную опасность интересам данного государства.
Позитивная оговорка означает невозможность применения иностранного права в связи с наличием в определенной правовой системе императивных материальных норм, не допускающих «вмешательства» иностранного права в регламентацию правоотношений, уже регулируемых данными материальными нормами.
Применение императивных норм в договорных отношениях представляет собой ограничение автономии воли сторон. Соглашение сторон о применении права иностранного государства выводит отношение из сферы действия местного права и может привести к его нарушению. В доктрине уже давно подчеркивается, что автономия воли может быть использована именно в целях обхода закона. В связи с этим в законодательстве многих стран правило о необходимости соблюдения определенных императивных норм национального права распространяется только (или в первую очередь) именно на договорные отношения.
Сходные положения имеются и в международном праве — ст. 17 Гаагской конвенции о праве, применимом к договору международной купли-продажи товаров, 1986 г.: «Положения Конвенции о применимом праве не препятствуют применению тех норм права страны суда, которые должны применяться независимо от права, регулирующего данный договор».
Аналогичные положения есть и в российском праве (п. 5 ст. 1210 ГК РФ): если договор реально связан только с одной страной, а стороны выбрали право другого государства, то такой выбор не может затрагивать действия императивных норм права того государства, с которым договор реально связан.
Данная норма имеет императивный характер, однако ее формулировку нельзя признать удачной, поскольку в ГК РФ отсутствует общее определение понятия «реальная связь». Положение п. 5 ст. 1210 ГК РФ невозможно применить без использования аналогии закона — п. 1 и 2 ст. 1211 ГК РФ.
«Обход закона» — это волеизъявление сторон, выраженное в подчинении правоотношения иностранному праву с целью избежать применения внутренней материальной правовой нормы.
«Обход закона», так же как и оговорка о публичном порядке, является основанием для неприменения иностранного права в случае, когда коллизионная норма делает обязательным его применение. Как правило, «обход закона» происходит при реализации сторонами их права выбрать для регулирования отношений определенный правопорядок. Это возможно в таких ситуациях, когда, например, необходимо избежать неугодные сторонам препятствия для заключения брака, или же создание оптимальных, наиболее льготных условий для учреждения и последующей деятельности юридического лица. Другими словами, заинтересованные лица могут искусственно привнести в свои отношения иностранный элемент (к примеру, физическое лицо может специально уехать в иностранного государство для того, чтобы на его территории заключить сделку), в результате чего станет возможным регулирование отношений иностранной правовой системой. Общего предписания на этот счет — правомерны или неправомерны действия сторон — быть не может, поскольку в каждом конкретном случае суд должен исходить из имеющих место определенных фактических обстоятельств, разных для каждой ситуации. Сама возможность осложнения правоотношения иностранным элементом не может быть признана неправомерной, поскольку закон (речь идет прежде всего о российском законе, хотя в законодательстве других стран по МЧП подобных запретов тоже не существует) не содержит никаких ограничений. Негативное отношение к «обходу закона» обусловлено еще и тем, что это понятие не наделено конкретным содержанием и представляет собой, как справедливо отмечают многие ученые, «околоюридический термин». С «обходом закона» связывают и заключение фиктивного брака, и другие притворные сделки, встречающиеся не в области МЧП, а в сфере внутреннего гражданского оборота.
Автономия воли является одним из принципов МЧП и представляет собой самостоятельную нормообразующую идею.
Автономия воли сторон в МЧП означает возможность стороной (сторонами) выбирать правовую систему, нормы которой будут регулировать данные отношения. В данный принцип включается возможность определять подсудность.
Наряду с принципом выделяют и институт МЧП с одноименным названием. Данный институт имеет место в основном в системе обязательственных отношений, регулируемых МЧП.
Стороны сделки, имеющие различную государственную принадлежность, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их отношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или в необходимых случаях другими компетентными органами к данной сделке.
В российской правовой системе данный принцип получил следующее выражение.
Стороны могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц.
Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела.
Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.
Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.
Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.
