Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции Капканщикова по макроэкономике.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.55 Mб
Скачать

11. Функция потребления и функция сбережения. Предельная склонность к потреблению и сбережению

Исследование функции потребления началось с Дж. Кейнса, кото­рый предположил, что среди множества факторов, влияющих на потребительскую активность домохозяйств, решающим является располагаемый доход: С = f(Y) .

Функция потребления Дж. Кейнса

Кейнсианская функция потребления показывает отношение реальных потребительских расходов С к реальному располагаемому доходу Y в их движении. Если бы отсутствовали сбережения и любой доход использовался исключительно на потребление, тогда функция потребления приняла бы вид прямой, расположенной под углом­ 45° градусов (биссектрисы). Однако в действительности потребление может весьма существенно отличаться от дохода, причем как в одну, так и в другую сторону. Реальная функция потребления Сf(Y) представлена на графике прямой АГ, на которой Б — точка нулевого сбережения. Слева от нее (например, в точке А) расположена зона отри­цательного, а справа (в точках В, Г) — зона положительного сбережения. Величина потребления при каждом уровне дохода определяется расстоянием от оси Y до функции потребления, а величина сбережения — расстоянием от функции потребления до биссектрисы. При этом прямая АГ не проходит через начало координат, поскольку существует так называемое автономное потребление Сn — часть потребительских расходов, не зависящая от располагаемого дохода. Даже при отсутствии текущих доходов семьи не могут перестать потреблять, например, продавая свои активы или залезая в долги. Такой уровень потребления (существенно различающийся в странах мира) правительство гарантирует даже лишенным текущего дохода домо­хозяйствам через установление прожиточного минимума и систему трансфертных платежей. Кроме того, уровень автономного потребления зависит от суммарных активов домохозяйств, полученного ими наследства, величины гуманитарной помощи из-за рубежа, ожидаемых будущих доходов и т.п.

Предельная склонность к потреблению МРC равна отношению прироста потребления ∆С к приросту располагаемого дохода ∆Y:

МРC = ∆С : ∆Y.

Она показывает, какая доля дополнительного дохода направляется на приращение потребления. Обоснованный Дж. Кейнсом так называемый основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. Иначе говоря, с ростом до­хода все большая его часть направляется на сбережения и соответственно меньшая — на потребление. Например, обеспеченные семьи тратят на приобретение продовольственных товаров, одежды, обуви гораздо меньшую долю своих текущих доходов по сравнению с семьями, живу­щими, как принято говорить, от зарплаты до зарплаты, хотя, безусловно, абсолютный размер расходов первых на эти цели оказывается выше. Однако повышение доли расходов на питание — верный признак ухуд­ше­ния материального положения домохозяйств. Страна признается бедной, если доля ее затрат на приобретение продовольственных товаров в структуре потребительских расходов превосходит 1/3. Ясно, что подобных государств не может быть в составе ЕС, где удельный вес этих первоочередных расходов в среднем равен 17%.

Функция сбережения и по сей день вызывает оживленные дискуссии в мировой науке. По мнению классиков, важнейшим фактором, определяющим динамику сбережений, является процентная ставка rS = f(r). Так, повышение процента по государственным облигациям, по вкладам населения в коммерческие банки резко усиливает его сберегательную активность, побуждая людей отказываться от текущего потребления.

Зависимость сбережений от процентной ставки

В кейнсианской теории функция сбережения есть лишь зеркальное отражение функции потребления, поскольку решающим фактором, детерминирующим уровень сберегательной активности S, признается опять-таки располагаемый доход: S = f(Y).

Функция сбережений в трактовке Дж. Кейнса

Для подобного взгляда есть весомые основания. Например, когда Сбербанк России резко сократил процентную ставку по депозитам, сбережения вовсе не перестали поступать в его отделения, так как они зависят главным образом от динамики реальной заработной платы на предприятиях региона, оставшейся после уплаты налогов. А вот рост процентной ставки может и не сопровождаться наращиванием сбереже­ний, более того, сберегательная активность населения способна при этом даже сократиться. Именно это характерно для сбережений, перечисляемых в пенсионный фонд: чем больше процентная ставка, тем стремительнее нарастают пенсионные счета и, следовательно, можно меньше сберегать и больше потреблять в молодые годы. На этом основании Л. Григорьев и А. Иващенко делают вывод, что «на сбережения в первую очередь влияют текущие и накопленные доходы, в меньшей степени – уровень процентных ставок»35.

Для количественной оценки связи сбережений и дохода целесообразно использовать понятие предельной склонности к сбережению МРS, которая равна отношению приростов рассматриваемых ка­тегорий:

МРS = ∆S : ∆Y.

При этом

C + ∆S = ∆Y,

отсюда

С : ∆Y + ∆S : ∆Y = 1.

Значит,

МРC + МРS = 1.