Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Преступления против правосудия (под ред. канд....rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

Глава 18. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 ук рф)

На установление судом истины по делу большое влияние оказывает достоверность показаний свидетелей и потерпевших, заключений экспертов, являющихся одним из средств процессуального доказывания, важность которых трудно переоценить *(256). Правильность переводов способствует принятию законного и обоснованного промежуточного или окончательного решения по итогам судопроизводства. Важной гарантией этих положений является обеспечение прав и свобод лиц, призванных содействовать органам предварительного расследования и судам в получении доказательств. В связи с этим посягательства на реализацию процессуальных гарантий добровольности дачи показаний и объективности исследования обстоятельств дела в виде понуждения к нарушению обязанности содействовать правосудию признаются уголовно-наказуемым деянием в ст. 309 УК РФ.

Впервые такая норма появилась в УК РСФСР 1960 г. в гл. 8 "Преступления против правосудия". Статья 183 предусматривала ответственность за понуждение свидетеля или потерпевшего к даче ложных показаний или эксперта к даче ложного заключения либо подкуп этих лиц для дачи ложных показаний (заключения), т.е. закон фактически объединял в одной статье два самостоятельных состава, представляющих собой различные формы противодействия осуществлению правосудия. Понуждение осуществлялось путем угрозы убийством, насилием или истреблением имущества названных лиц или их близких. Закон конкретно очерчивал содержание угрозы, и такие действия в отношении потерпевших, как, например, шантаж, не образовывали состава данного преступления.

Часть 1 ст. 331 Модельного УК "Подкуп или принуждение к даче ложных показаний, ложному заключению либо к неправильному переводу" предусматривает ответственность за подкуп свидетеля, потерпевшего с целью дачи ими ложных показаний либо эксперта с целью дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода. Часть 2 статьи предусматривает ответственность за принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода, а равно принуждение к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества этих лиц или их близких. В ч. 3 статьи устанавливается ответственность за принуждение, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья указанных лиц, а в ч. 4 - за действия, предусмотренные ч. 1, 2 или 3, совершенные организованной группой или с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.

УК РФ при установлении ответственности за данное деяние воспринял в основном редакцию ст. 331 Модельного УК. Статья 309 УК РФ "Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу" содержит два самостоятельных состава. В ч. 1 предусмотрена ответственность за подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ложных показаний либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а также переводчика в целях осуществления им неправильного перевода. Часть 2 устанавливает ответственность за принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта, специалиста к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода, а также за принуждение указанных лиц к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества этих лиц или их близких. Часть 3 предусматривает ответственность при наличии квалифицирующего признака: деяние, предусмотренное ч. 2 статьи, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья указанных лиц, а ч. 4 - при наличии особо квалифицирующего признака: деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 статьи, совершенное организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья указанных лиц.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. 1 статьи, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания. Дополнительный непосредственный объект - законные права и интересы личности.

Потерпевшими от подкупа являются свидетель, потерпевший, эксперт, специалист и переводчик.

Предмет хотя и не назван в диспозиции нормы в качестве обязательного признака, но он фактически всегда есть. Это - деньги, вещи, иные материальные ценности, выгоды имущественного характера.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 309 УК РФ, заключается в подкупе названных в законе лиц. Сущность этих действий в литературе трактуется неоднозначно. Одни авторы под подкупом понимают только фактическую передачу (или вручение) предмета подкупа либо предоставление выгод имущественного характера *(257), другие - считают подкупом не только фактическую передачу, но также и обещание передачи обозначенных предметов *(258). Полагаем, что обещания передачи предметов подкупа недостаточно для квалификации действий по ч. 1 ст. 309 УК РФ. Такой вывод следует из понимания коммерческого подкупа в ст. 204 УК РФ только лишь как передачи денег, ценных бумаг и т.п. Содержание этой же статьи позволяет утверждать, что предоставление выгод или оказание услуг неимущественного характера (например, обещание вступить в брак) не подпадает под признаки подкупа. Подкуп указанных в законе лиц может быть по уголовному, гражданскому, арбитражному делу, а также по делу об административном правонарушении *(259).

При подкупе лицо ставит перед свидетелем или потерпевшим условие дачи последними ложных показаний, перед экспертом или специалистом - ложных показаний или ложного заключения, а перед переводчиком - осуществления неправильного перевода. Дача ложных показаний означает сообщение заведомо не соответствующих реальным и известным свидетелю, потерпевшему или эксперту сведений во время допроса на предварительном следствии или в суде. По мнению М.Х. Хабибуллина, дачей ложных показаний будет и умолчание об известных свидетелю обстоятельствах *(260). Такая позиция представляется спорной. Умолчание со стороны свидетеля скорее следует признать отказом от дачи показаний. Дача ложного заключения - это предоставление экспертом или специалистом в письменном виде выводов, содержащих заведомо искаженные данные по поставленным перед ним вопросам лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами. Осуществление неправильного перевода подразумевает перевод с одного языка на другой с заведомым изменением, умалчиванием первоначального смысла переводимой речи, текста.

Состав подкупа является формальным. Преступление окончено с момента передачи предмета подкупа виновным и принятия его потерпевшим. А.И. Чучаев считает моментом окончания преступления достижение соглашения о даче ложных показаний, заключения или осуществления неправильного перевода *(261). На наш взгляд, достижение такого соглашения на условиях получения материальных выгод следует рассматривать как покушение на подкуп.

С субъективной стороны подкуп совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершаемого им подкупа, осознает, что совершает подкуп в отношении одного из названных в законе потерпевших с целью дачи последними ложных показаний, ложного заключения или осуществления неправильного перевода (интеллектуальный момент), и желает совершить эти действия (волевой момент).

Обязательным признаком субъективной стороны является цель - добиться от указанных лиц ложных показаний, заключения, перевода. Мотивы могут быть различными.

Субъект подкупа - вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Наказание по ч. 1 статьи - штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев (преступление небольшой тяжести). Поскольку в настоящее время обязательные работы и арест не применяются, то наказание по ч. 1 ст. 309 ограничивается только штрафом или исправительными работами.

Часть 2 ст. 309 УК РФ предусматривает ответственность за принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта, специалиста к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода, а равно принуждение указанных лиц к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества этих лиц или их близких.

Основной непосредственный объект этого деяния аналогичен основному непосредственному объекту подкупа в ч. 1 статьи. Дополнительный непосредственный объект - это общественные отношения, содержанием которых является здоровье или собственность потерпевших.

Потерпевшими признаются свидетель, потерпевший, эксперт, специалист и переводчик. В литературе высказаны предложения о дополнении этого перечня, например, указанием на близких названных в норме лиц *(262). Полагаем, что причинение вреда здоровью родственникам или иным близким лицам с описанными в диспозиции целями может быть не меньшим, а иногда и большим по степени тяжести способом воздействия на потерпевшего. Необходимость такого дополнения вытекает также из ч. 3 ст. 11 УПК РФ, в соответствии с которой защита свидетелей и потерпевших распространяется и на близких родственников, родственников и иных, близких для свидетеля и потерпевшего лиц.

Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 статьи преступления такова. Под принуждением к даче ложных показаний, ложного заключения или к осуществлению неправильного перевода понимается противоправное воздействие на волю и поведение указанных в диспозиции лиц, лишающее их возможности действовать по своему усмотрению. Фактически лицо принуждает потерпевшего к совершению противоправных действий, являющихся уголовно наказуемым деянием, ответственность за которые установлена ст. 307 УК РФ.

Принуждение к уклонению от дачи показаний - это принуждение потерпевшего к бездействию, т.е. поведению, свидетельствующему о стремлении избежать дачи показаний (неявка по вызову, выезд с постоянного места жительства) или выполнению функций эксперта, специалиста (необоснованная ссылка на некомпетентность, неопытность) *(263). Уклонение от дачи показаний как самостоятельный состав в УК РФ декриминализировано, поскольку неявка по вызову следственных или судебных органов сама по себе еще не является уклонением ввиду трудностей установления цели уклонения *(264). УК РФ в ст. 308 устанавливает ответственность только за отказ от дачи показаний. Полагаем, что в связи с этим ч. 2 ст. 309 УК РФ следует дополнить установлением ответственности за принуждение свидетеля и потерпевшего к отказу от дачи показаний.

Принуждение к даче ложных показаний, ложного заключения или к осуществлению неправильного перевода, а также принуждение к уклонению от дачи показаний осуществляется указанными в законе способами: шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества потерпевших или их близких (см. главу 5). Понятие шантажа как способа принуждения аналогично рассмотренному при анализе ст. 302 УК РФ (см. главу 11). Угроза как действие - это запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло. Для признания деяния преступным угроза должна быть реальной. Угроза может быть выражена устно, письменно, через посредников и т.п. Закон дает исчерпывающий перечень угроз. Угроза убийством или причинением вреда здоровью представляет собой разновидность психического насилия, выражающегося в намерении лишить жизни другое лицо или причинить вред его здоровью любой степени тяжести. Угроза уничтожением или повреждением имущества представляет собой проявление намерения привести имущество указанных лиц в полную непригодность, исключающую его использование по прямому назначению, либо ухудшить качества и свойства, ценность данного имущества (см. главу 5). Преступление имеет формальный состав и окончено с момента применения принуждения в виде высказывания угрозы, а не с момента осуществления угроз.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого им принуждения, осознает, что своими действиями подавляет волю свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста или переводчика и заставляет этих лиц дать ложные показания либо уклониться от дачи показаний, дать ложное заключение, осуществить неверный перевод именно одним из указанных в законе способов (интеллектуальный момент), и желает этого (волевой момент). Целью совершаемых виновным действий является стремление заставить потерпевших дать ложные показания, заключение или осуществить неправильный перевод либо заставить уклониться от дачи показаний. Эта цель не названа в качестве обязательного признака субъективной стороны, однако такой вывод следует из текста нормы.

Субъект преступления такой же, как и в ч. 1 статьи.

Наказание по ч. 2 статьи - штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет. В настоящее время арест не применяется. Учитывая большую степень тяжести принуждения в сравнении с подкупом, законодатель усиливает уголовную репрессию в отношении предусмотренных в ч. 2 статьи деяний и, повышая пределы некоторых наказаний, вводит наказание в виде лишения свободы.

Квалифицирующим признаком в ч. 3 ст. 309 УК РФ является применение насилия, не опасного для жизни или здоровья названных в ч. 2 статьи потерпевших. Таким образом, в ч. 3 законодатель устанавливает ответственность лишь за принуждение, о котором сказано в ч. 2 статьи, хотя насилие, не опасное для жизни или здоровья, может быть применено и при подкупе. Полагаем, что такой пробел следует устранить.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются побои, иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, а также действия, связанные с ограничением свободы при условии, что им предшествовало применение физической силы.

Наказание по ч. 3 статьи - лишение свободы на срок до пяти лет.

В ч. 4 статьи названы два квалифицирующих признака - совершение подкупа или принуждения организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья лиц, указанных в ч. 1 и 2.

Закон (ч. 3 ст. 35 УК РФ) называет четыре признака организованной группы: 1) наличие двух и более исполнителей преступления; 2) устойчивость; 3) предварительная объединенность лиц; 4) в целях совершения одного или нескольких преступлений.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" от 27 декабря 2002 г. разъясняется, что организованная группа характеризуется "устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла" (п. 15).

Все эти характеристики организованной группы позволяют утверждать, что для данной формы соучастия характерно: 1) не стихийное, а запланированное создание преступной группы; 2) круг лиц в преступной группе строго ограничен в пределах, необходимых для совершения преступления; 3) перед началом преступной деятельности осуществляется жесткое планирование места и времени совершения преступления, определение объекта и предмета посягательства и т.д.; 4) четкое распределение функций; 5) наличие в группе жесткой дисциплины и т.п. *(265)

О понятии насилия, опасного для жизни или здоровья, см. главу 5. При этом причинение тяжкого вреда здоровью требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ, так как верхний предел санкции ч. 4 ст. 309 УК (семь лет лишения свободы) ниже верхнего предела санкции ч. 1 ст. 111 УК РФ (восемь лет лишения свободы), а причинение смерти - по ст. 109 или 105 УК РФ, поскольку понятие "насилие" никогда не охватывает собой причинение смерти и требует дополнительной квалификации *(266).

Наказание по ч. 4 статьи - лишение свободы на срок от трех до семи лет.