- •Тема 11. Валютные операции банков.
- •Понятие валюты и валютных ценностей.
- •2. Субъекты валютных правоотношений.
- •3. Понятие и виды валютных операций.
- •4. Открытия счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации
- •5. Предварительная регистрация
- •5. Репатриация и обязательная продажа валютной выручки.
- •6. Открытие и ведение счетов в иностранной валюте
- •1. Счета для нерезидентов в валюте рф:
- •7. Валютно-обменные операции банков
5. Репатриация и обязательная продажа валютной выручки.
Законодатели сохранили основное требование старого Закона, а именно: вся валюта, которую получают российские фирмы от внешнеэкономической деятельности, должна вернуться в Россию. На языке валютного законодательства это звучит как стопроцентная репатриация.
Конечно, есть исключения из этого правила, но их перечень совсем небольшой — четыре операции. Самое важное заключается в том, что репатриации не требуется при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц-резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях исполнения обязательств юридических лиц-резидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
В Законе сохранилось требование об обязательной продаже части валютной выручки. Норматив продажи может устанавливать Центробанк в пределах 30%. Напомним, что с 10 июля 2003 года он составляет 25% (Указание Банка России от 9 июля 2003г. № 1304-У «Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)»).
Кроме того, продавать валютную выручку теперь должны и предприниматели.
Так же, как и в случае репатриации выручки, существуют четыре исключения, когда продавать валюту не нужно.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из них важны всего два. Так, не подлежит продаже:
- валютная выручка резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
- суммы в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на
внешние эмиссионные ценные бумаги).
Перечислены расходы и иные платежи, учитываемые для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки. К ним, в частности, отнесены оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов, уплата вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов.
Порядок обязательной продажи части валютной выручки будет устанавливать Банк России. Обязательная продажа валюты — явление временное: ее отменят с 1 января 2007 года.
6. Открытие и ведение счетов в иностранной валюте
1. Счета для нерезидентов в валюте рф:
а) счет типа «К» («конвертируемый счет»).
Открывается физическим лицам — нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам,в том числе банкам — нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ по следующим операциям:
1. платежи уполномоченных банков в валюте РФ за иностранную валюту, проданную нерезидентам;
2. платежи резидентов за продаваемые нерезидентами товары за исключением недвижимого имущества и ценных бумаг;
3. платежи резидентов за оказываемые нерезидентами услуги, работы, за предоставляемые нерезидентами права на результаты интеллектуальной деятельности, информацию, а также платежи за аренду движимого имущества и др.
Конвертация по данным счетам осуществляется без каких-либо ограничений;
б) счет типа «Н» («неконвертируемый счет») для расчетов в валюте РФ по следующим операциям:
1. платежи нерезидентов в валюте РФ за иностранную валюту, покупаемую у уполномоченных банков;
2. платежи резидентов за продаваемые нерезидентами товары, за исключением недвижимого имущества и ценных бумаг;
3. платежи резидентов за оказываемые нерезидентами услуги, работы, за предоставляемые нерезидентами права на результаты интеллектуальной деятельности, информацию и т.д.
Денежные средства на данных счетах могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ при соблюдении следующих условий:
- поручение нерезидента на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на счете типа «Н» дается только тому уполномоченному банку, в котором нерезиденту открыт данный счет;
- поручение на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на данном счете исполняется уполномоченным банком не ранее, чем через 365 календарных дней со дня его представления нерезидентом в уполномоченный банк;
- в поручении на покупку иностранной валюты должна быть указана сумма денежных средств в валюте РФ, находящихся на счете типа «Н», за счет которой будет куплена иностранная валюта;
- в течение срока со дня представления нерезидентом в уполномоченный банк поручения на покупку иностранной валюты до дня его исполнения или отзыва остаток денежных средств на счете не может быть меньше суммы, указанной в поручении на покупку иностранной валюты;
в) счет типа «Ф» («счет физического лица») открывается физическим лицам — нерезидентам для расчетов в валюте РФ.
Количество банковских счетов типа «К», «Н» и «Ф», открытых на имя одного нерезидента в одном или нескольких уполномоченных банках, не ограничивается.
Помимо изложенных, нерезидентам могут открываться специальные счета типа «С» следующих типов:
счет типа «С» конверсионный, который предназначен для осуществления сделок по покупке и продаже нерезидентами иностранной валюты за валюту РФ. Сделки по покупке ценных бумаг с указанного счета оплачиваться не могут. На указанный счет не могут быть зачислены денежные средства от продажи (погашения) ценных бумаг, в том числе выплаты процентного дохода и дивидендов;
счет типа «С» инвестиционный, который предназначен для осуществления нерезидентом операций с ценными бумагами, а также вкладами в уставный капитал кредитных организаций. С данного счета денежные средства не могут использоваться для операций по купле-продаже нерезидентом иностранной валюты;
счет типа «С» проектный предназначен для осуществления нерезидентом инвестиций в экономику РФ в соответствии с Положением ЦБ РФ о порядке осуществления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С» от 3 октября 2000 г. № 123-П1.
На имя одного нерезидента в одном уполномоченном банке могут быть открыты только один счет типа «С» конверсионный, один счет типа «С» инвестиционный. Каждый счет типа «С» проектный открывается на основании отдельного разрешения на перевод денежных средств со счетов нерезидентов типа «С» для инвестиции, выдаваемого Банком России. Количество счетов типа «С» проектных, которые могут быть открыты на имя одного нерезидента в одном уполномоченном банке, не ограничено.
Указанные счета открываются при представлении нерезидентами (юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями) в уполномоченный банк следующих документов: заявление на открытие счета; легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей документы, подтверждающие правовой статус юридического лица (зарегистрирован индивидуальный предприниматель), в частности, учредительные документы и документы, подтверждающие государственную регистрацию; нотариально заверенные в установленном порядке подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетами типа «С», и другие документы.
Открытие нерезидентам счетов типа «С» в валюте РФ осуществляется уполномоченными банками одновременно с открытием им счета типа «С», на которых учитываются ценные бумаги.
Счетом типа «С», на котором учитываются ценные бумаги, называется совокупность разделов счета ДЕПО нерезидента в уполномоченном банке, на которых учитываются ценные бумаги, приобретенные нерезидентом с использованием денежных средств со счета типа «С» (инвестиционного). Данный счет включает следующие разделы:
раздел для хранения (ценные бумаги нерезидента — оплата со счета типа «С»); раздел для торгов (блокированные для торгов ценные бумаги нерезидента — оплата со счета типа «С»); раздел под оплату уставного капитала кредитных организаций (блокированные под оплату долей (акций) ценные бумаги нерезидента — оплата со счета типа «С»); раздел для осуществления инвестиций (блокированные для инвестиций ценные бумаги нерезидента — оплата со счета типа «С»).
Операции по счету типа «С», на котором учитываются ценные бумаги, включают переводы внутри счета (переводы между разделами) и внешние переводы.
Внешние переводы:
1) на счет типа «С», на котором учитываются ценные бумаги, зачисляются ценные бумаги нерезидентов:
а) в результате покупки ценных бумаг;
б) переведенные со счета типа «С», на котором учитываются ценные бумаги этого же нерезидента, открытого в другом Уполномочен ном Банке;
в) при осуществлении нерезидентами инвестиций в экономику РФ и в иных случаях, определенных нормативными актами Банка России;
2) со счета типа «С», на котором учитываются ценные бумаги, ценные бумаги нерезидентов переводятся:
а) в результате продажи ценных бумаг;
б) на счет типа «С», учитывающий ценные бумаги этого же нерезидента, открытый в другом Уполномоченном банке;
в) при оплате долей (акций) кредитных организаций при их первичном размещении в порядке, установленном Банком России;
г) при осуществлении нерезидентами инвестиций в экономику РФ с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С»; и в иных случаях, установленных нормативными актами Банка России.
Внутренние переводы ценных бумаг нерезидентов осуществляются уполномоченными банками на соответствующие разделы счета типа «С», на которых учитываются ценные бумаги, в зависимости от проводимой операции.
Нерезиденты могут совершать с использованием денежных средств и ценных бумаг, учитываемых на счетах типа «С», следующие сделки:
а) конверсионные сделки — сделки купли-продажи иностранной валюты за валюту РФ, заключаемые между нерезидентом и уполномоченным банком, действующим от своего имени и за свой счет. Конверсионные сделки могут осуществляться уполномоченным банком только с использованием счетов нерезидентов типа «С» конверсионных;
б) сделки, связанные с обслуживанием нерезидента на рынке ценных бумаг посредством совершения ими покупки и продажи ценных бумаг, а также совершения иных предусмотренных действующим законодательством сделок.
Валютные счета для резидентов.
Обязательная продажа части валютной выручки производится через уполномоченные банки.
Для этого юридическому лицу на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллельно открываются:
транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе не подлежащих обязательной продаже, и проведения других операций;
текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.
Операции по транзитному счету:
Поступившая юридическому лицу валютная выручка зачисляется на его транзитный валютный счет. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом юридическое лицо с приложением выписки по транзитному валютному счету.
По получении такого извещения юридическое лицо дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет. По получении от юридического лица указанного поручения на продажу валюты уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета юридического лица на свой отдельный лицевой счет. В течение трех рабочих дней от даты зачисления средств уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах.
На основании поручения клиента с его транзитного валютного счета могут быть проданы за рубли денежные средства в иностранной валюте, превышающие сумму обязательной продажи, т.е. в данном случае речь идет о добровольной продаже хозяйствующим субъектом денежных средств в иностранной валюте. Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты с транзитного валютного счета, зачисляются в полном объеме на расчетный счет юридического лица, указанный в его поручении (заявке на продажу) и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством.
С транзитных валютных счетов юридические лица вправе оплачивать расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков):
- в пользу нерезидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках РФ или в иностранных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
- в пользу юридических лиц — резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;
- по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур;
- в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление »с транзитных валютных счетов платежей и иных расходов в случаях, разрешенных ЦБ РФ.
Покупка иностранной валюты
Юридические лица, являющиеся резидентами РФ, имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке в следующих целях:
для текущих валютных операции, являющихся таковыми в соответствии с действующим законодательством;
для валютных операций, связанных с движением капитала, выполняемых резидентами РФ без лицензий (разрешений) Банка России;
для платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;
для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;
для платежей на валютные счета за границей, открытые в соответствии с разрешениями Банка России для оплаты расходов на содержание представительств;
.для обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральным законодательством в иностранной валюте;
для валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии разрешений (лицензий) Банка России на их совершение.
Банк России вправе ввести ограничения на цели покупки резидентами иностранной валюты за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке РФ, а также установить специальный порядок продажи резидентами неиспользованной иностранной валюты через уполномоченные банки.
Специальный транзитный валютный счет
В целях совершения резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке уполномоченным банком параллельно с открываемыми текущим валютным счетом и транзитным валютным счетом резиденту открывается специальный транзитный валютный счет. Покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке осуществляется резидентом на основании его поручения на покупку.
Банк не позднее трех рабочих дней со дня исполнения поручения на покупку должен перевести со своего корреспондентского счета купленную на валютном рынке иностранную валюту на специальный транзитный валютный счет резидента, указанный в его поручении на покупку.
Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке за рубли, подлежит зачислению в полном объеме на специальный транзитный валютный счет в уполномоченном банке. Покупка резидентом иностранной валюты за рубли на валютном рынке без открытия этому резиденту специального транзитного валютного счета не допускается. Уполномоченному банку запрещаются начисление и выплата процентов за пользование денежными средствами, находящимися на специальном транзитном валютном счете резидента.
Резидент не вправе переводить иностранную валюту со специального транзитного валютного счета на свои другие валютные счета, за исключением случаев, установленных Банком России, а также переводить иностранную валюту с указанного счета в целях размещения купленной иностранной валюты в депозит, покупки ценных бумаг, покупки одной иностранной валюты за другую, а также передачи купленной иностранной валюты в доверительное управление уполномоченному банку.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются следующие поступления в иностранной валюте в пользу резидента:
а) иностранная валюта, купленная резидентом за рубли на валютном рынке;
б) иностранная валюта, ранее списанная со специального транзитного валютного счета и являющаяся;
суммами, не использованными для целей оплаты командировочных расходов;
суммами, -полученными от продажи дорожных чеков, не использованных для оплаты командировочных расходов.
Снятие наличной иностранной валюты со специального транзитного валютного счета не допускается, за исключением случаев оплаты командировочных расходов.
Со специального транзитного валютного счета резидент вправе без ограничений осуществить обратную продажу купленной иностранной валюты за рубли через уполномоченный банк на основании поручения на обратную продажу до истечения семидневного срока со дня зачисления купленной иностранной валюты на специальный транзитный валютный счет резидента. При непредставлении резидентом поручения на обратную продажу уполномоченный банк на следующий рабочий день после истечения семи календарных дней от даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента обязан депонировать иностранную валюту, подлежащую обратной продаже, с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет пассивного балансового счета 47405 «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты». В течение трех рабочих дней от даты депонирования уполномоченный банк обязан продать указанную иностранную валюту с зачислением суммы в рублях, полученной от ее продажи, на расчетный счет этого резидента.
Резиденты также вправе осуществлять следующие валютные операции:
- переводы из РФ иностранной валюты в качестве предварительной оплаты (аванса) по импорту воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов при условии, что указанные объекты будут переданы в срок, не превышающий одного года со дня перевода суммы предварительной оплаты;
- переводы иностранной валюты в пользу юридических лиц — резидентов в оплату недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, передаваемого нерезидентам в собственность по договору купли-продажи или иным сделкам об отчуждении этого имущества;
- реализация (продажа и покупка) переданных уполномоченному банку в залог, обеспечивающий требование к должнику — резиденту по кредитному договору, ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, на которые обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ, и некоторых иные.
Указанные операции осуществляются путем безналичных расчетов через валютные счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для валютных операций, которыми являются: договоры (соглашения, контракты), заключенные путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной и иной связи, а также документы, подтверждающие факт передачи товаров, работ, услуг, и иные документы.
